Двусторонний лазерный меч дарта мола. Мечи с надписью ULFBERHT в Северной Европе IX-XI в.в. А.Н. Кирпичников Световой меч с одним лезвием

Уже после выхода первого трейлера игры многие предположили, что в определенный момент главный герой сможет починить найденное оружие джедаев и получить двухклинковый световой меч, как у Дарта Мола. Их догадки подтвердились – Кэл действительно может получить двойной световой меч в Star Wars Jedi: Fallen Order , однако для этого необходимо выполнить несколько не совсем очевидных действий.

Как получить двусторонний световой меч

Богано

Вы можете найти улучшение для своего светового меча на локации «Богано» (Bogano). Однако прежде чем вы сможете это сделать, вам нужно будет заполучить две вещи:

  • Тяга силы (Force Push) – одно из умений главного героя.
  • Щуп-адаптер (Scomp Link) для дроида БД-1.

Только имея эти способности, вы сможете открыть путь в нужное помещение. Итак, дойдите до места, указанного на скриншоте выше, и примените Тягу силы, чтобы создать мост. Далее идите по дороге вперед к пещере. Войдите в нее и начните лезть наверх по виноградным лозам.

Продолжайте подниматься наверх и примерно на полпути вы заметите комнату, для получения доступа в которую вам понадобится Щуп-адаптер дроида. Откройте дверь, пройдите внутрь и отыщите здесь верстак. Взаимодействуйте с ним, чтобы главный герой смог починить свой световой меч. В результате у него будут два клинка вместо одного. В этом помещении можно также найти Эссенцию Силы (Force Essense).


Датомир

Двусторонний световой меч можно также найти на Датомире. Сев на планету, направляйтесь на основной остров под названием Задушенные скалы. Исследуем локацию и находим путь на другой ярус, ведущий к Верхним Задушенным скалам. Затем попадаем в Бастион брата. Добравшись до контрольной точки, поднимаемся на холм, расправляемся с врагами и поворачиваем вправо.


Идем по тропке вперед, пока не окажемся в новом помещении. Проходим через него, поднимаемся по лесенке с противоположной стороны и попадаем в следующую комнату. Тут сворачиваем налево, а потом опять идем влево. Отбиваем выстрелы лучников, поднимаемся туда, где они только что стояли, а потом продолжаем идти по дороге.


Далее нам нужно будет изучить нижний уровень с огромным пауком. Спрыгиваем, расправляемся с противниками и выходим из двери, продвигаясь налево. Впереди мы увидим огромный храм, для попадания в которой нужно совершить прыжок. Однако не делаем этого, спускаемся по склону и поворачиваем влево. Внизу замечаем верстак, с помощью которого мы сможем изготовить новый световой меч.

На этой неделе Интернет лихорадит. Все разгадывают надпись на средневековом мече, найденном более 200 лет назад.

Все началось с того, что на сайте Британской библиотеки про выставку, посвященную 800-летию подписания Великой Хартии Вольностей. Подписывал Хартию брат Ричарда Львиное сердце, тот самый король Джон из баллад про Робин Гуда ().

На выставке, помимо самой Хартии, выставлен меч. Нашли его в реке Уитем, неподалеку от Линкольна. Эварт Окшотт в книге «Records of the Medieval Sword» датирует его 1100-1150 годами.

В наши дни его датировка сдвинулась до 1330 года как край. Очевидно из-за того, что с каждой стороны клинка идет двойной дол — в XII веке таких еще не делали, а вот в XIV столетии они уже не были редкостью.

Самое интересное, что надпись на клинке меча до сих пор не расшифрована. Поэтому, после того как статью оперативно перевел сайт «Полит.ру» , в России тоже нашлось немало желающих расшифровать заморскую надпись.

Уже вечером мне в личку «ВКонтакте» постучался человек с вопросом: а что означает эта надпись? Практически одновременно пришел комментарий к моей старой статье от нашего читателя CorsaiR. «Текст, пишет он, 100% религиозный. NDX = Nomine Domini Christi Думаю, какой-нибудь ватиканский священник-буквоед должен тут увидеть соответствия».

И ведь он прав. Попробуем разобраться с расшифровкой, только сперва посмотрим на меч с другой стороны клинка. Там тоже немало интересного. Вот он, снятый нашим другом Карлом из Нидерландов, висит себе в Британском музее. Снимок был сделан 20 февраля 2011 года.

Что значат эти символы нам пока неясно, а вот надпись мы попробуем частично расшифровать. Вся страна разгадывает, а мы что, не россияне, что ли?)))

В общем, это совершенно классическая средневековая надпись-аббревиатура. И там все просто и сложно одновременно.

Итак. У нас есть надпись «+NDXOXCHWDNGHDXORVI+ ». И есть расшифровки других, подобных надписей, которые достаточно часто наносили на клинки мечей.

Поэтому, если сравнить надпись на клике «линкольского» меча с готовыми расшифровками, можно попробовать уловить ее смысл. Я не буду сейчас замахиваться на перевод всей надписи целиком, но кое-какие слова постараемся вычленить. При этом я не обещаю, что за мной истина в последней инстанции. Итак…

ND — В воины часто брали мечи с надписью «IN N OMINE D OMINE», то есть «Именем Господа». Эти надписи делали на латыни и вот один из таких мечей:

Меч типа Ха по Окшотту. Хранится в частной коллекции. Длина клинка 87,6 см.

Существует еще одна трактовка букв ND N obiscum D eus — «С нами Бог!»

XOX — Есть мнение, что эти буквы, будучи написаны вместе, обозначают Святую Троицу.

C — Вполне возможно, «С » значит «C hristus», то есть «Христос».
H — Вероятно, читать надо вместе с предыдущей буквой. Тогда СН значит «CH ristus».

W — ? — неясно. Однако буква эта вполне может послужить привязкой к датировке меча. Дело в том, что буква W появилась в латыни около XIV века, так как классического алфавита не хватало для записи звуков из других языков. Буквой W записывали двойное V , так что возможно она подразумевает 2 слова, производных от V ictor (победитель). Может быть, «победитель победителей» или что-то такое

D — ? — неясно. Может быть, опять D eus (Господь)?

n — ? — Здесь не совсем ясный мне знак. Это вроде бы буква N, только строчная, но при этом все остальные буквы, включая N, в надписи заглавные.

G — ?

HD — «H omo D ei», то есть «человек Божий». Так очень часто называли себя крестоносцы.

X ?

O — вероятно Omnipotens — Всемогущий

RVI — Вполне возможно, это сокращенная фраза «Reinat Vincit Imperat» . Дело в том, что Эварт Окшотт в книге «Археология оружия» приводит боевой клич христианских войск, которыми король Филипп II командовал во время III Крестового похода. Клич был такой: «CRISTUS VINCIT , CRISTUS REINAT , CRISTUS IMPERAT «.

Порядок слов, конечно же слегка нарушен, однако от перемены мест слагаемых… Ну вы знаете. На русский этот текст можно перевести так: «Побеждает, правит, властвует» . За перевод спасибо нашему читателю Игорю Майорову.

Итоговый вариант надписи на клинке меча из реки Уитем может быть таким:

Именем Господа (или «С нами Бог!») — Пресвятая Троица — Христос — Победитель победителей — Господь — n G — человек Божий (или «над людьми Божиими?») — Х — Всемогущий — побеждает — правит — властвует

Но, как я уже говорил, это просто гипотеза.

Еще один вариант расшифровки

Этот вариант я нашел в комментариях на «Пикабу» . Довольно интересная версия, возможно даже более точная, чем моя.

Другие надписи-аббревиатуры

В качестве примера несколько других надписей на клинках мечей. Тоже на латыни, тоже обрамленных крестами.

Фраза без пробелов на клинке.

Иногда на мечах писали не аббревиатуры, а полные фразы, но пробелов между словами не ставили. Надписи делали с помощью всечки, то есть вколачивали проволоку в заранее подготовленные на клинке углубления. Затем надпись шлифовали и она оставалась на века. Впрочем иногда проволока выпадала из углублений, как это произошла на клинке, фрагмент которого на фото.

Мечи из музея в Роттенбурге на Таубере, Германия

Имя мастера на клинке

О мастерах, которые оставляли на мечах свои имена — например, или мы уже рассказывали. Если интересно, кликайте по именам кузнецов, про каждого у нас была статья.

Сегодня же мы решили отойти от избитых примеров и нашли для вас интересное и редкое клеймо + S I N I N I S + .

Меч Х века, Скандинавия

Рисунок на клинке

Меч из музея Клюни, Франция

Меч из музея Клюни, Франция

Меч из музея Клюни, Франция

Иногда рисунок был очень драматичным…

Меч из музея Клюни, Франция

…а иногда — максимально лаконичным

Мечи из музея в Роттенбурге на Таубере

На этом — все. Предлагайте в комментариях свои варианты дорасшифровки надписи на мече из реки Уитэм — возможно все вместе мы сможем восстановить ее текст полностью?

  • Ewart_Oakeshott
  • Carl Koppeschaar
  • Niels Provos

Так, Рагнар, экспертизу же провели и 150 мечей франкам вернули, ихние оказались.


До последнего времени считалось, что в Европе найдено 132 меча с именем ULFBERHT, относящихся в большинстве своем IX-X вв. На первом месте по числу находок стоит Норвегия — 25 экземпляров, на втором — Финляндия — 25 экземпляров, Россия Украина вместе насчитывают 20 экз., т. е. 76 % всех европейских находок подобных мечей концентрировались в Скандинавии, Финляндии, юго-восточной Прибалтике и на Руси, что объясняется существованием в этих регионах языческих погребальных обрядов, в результате которых меч в захоронениях — нередкая вещь. Фактическое же распространение мечей с данным именем в Северной и Восточной Европе повсеместно, но их изучение в зоне в силу многочисленности находок представляется особо результативным.

В 1992 г. группой специалистов, включая норвежского археолога А. Стальсберг и автора этих строк, была осуществлена работа в музеях Тронхейма, Осло и Бергена по научному проекту «Мечи эпохи викингов в Скандинавии и на Руси». С помощью рентгена, микроскопа, обычной и стереосъемки, наблюдений в разных по цвету спектрах света было обработано 105 мечей эпохи викингов, обнаруженных в подавляющей массе в норвежских погребениях. На всех клинках удалось зафиксировать ранее неизвестные надписи знаки. Клейма наводились железной, а чаще демаскированной проволокой, которая в горячем виде инкрустировалась в верхнюю треть дола клинка на обеих его сторонах. В составе изученных полос в 30 случаях оказалось проставленным имя каролингского кузнеца ULFBERHT’a (илл. 1). С новым добавлением количество древненорвежских мечей с этой маркой достигло цифры 55.

В 1993 г. автору совместно с археологом Л. Толлин-Бергман в Государственном историческом музее в Стокгольме удалось изучить отмеченными выше методами, дополненными шлифовкой поверхности коррозированного металла и проявкой надписей и знаков дистиллированной водой, 14 мечей IX-XI вв. и среди них открыт еще 4 образца (один предположительно) с именем ULFBERHT. Ранее в Швеции насчитывали 5 мечей с упомянутой маркой. В результате наших дополнительных сборов и расчисток возросло и количество раннесредневековых мечей с именем ULFBERHT, обнаруженных в Восточной Европе. Их оказалось 13. В итоге общее число клинков с рассматриваемым именем достигло 179. Их число, несомненно, будет возрастать и в дальнейшем.

Хутор Хинне, коммуна Штайнкъер, область Северный Тронделаг. Музей наук Тронхейм (Т 6919). Рис. А. Кирпичникова

Массовость мечей с подписью ULFBERHT — своеобразный производственный феномен эпохи средневековья. Можно сказать, что из числа найденных каждый третий или четвертый клинок, созданный в последней четверти I тыс. н. э., имел упомянутое именное клеймо. Речь идет о крупнейшем по размаху в истории Европы изготовлении самого дорогого и престижного белого оружия. Мастерские, производившие это оружие, возникли, по-видимому, во времена Карла Великого и, как полагают, находились в области среднего Рейна. Свою продукцию они выпускали в течение IX — первой половины XI в. Для второй половины XI — начала XII в. эти образцы становятся все более пережиточными, видимо, ковка их постепенно прекратилась. В период активности рейнских мастерских их произведения многими тысячами расходились по всей Европе, достигая и азиатских областей. Эти изделия повсюду, несомненно, признавались высококачественными и очень ценились.

Мечи с упомянутой маркой, конечно, не были делом рук только одного человека. Первоначальное индивидуальное именное клеймо с течением времени закрепилось за потомственными мечедельными мастерскими, ставшими настоящими фабриками, точнее, мануфактурами, по выпуску клинкового оружия.

Массовый выпуск мечей был бы невозможен без разделения труда и сконцентрированных в одном месте мастеров и их помощников. Подтверждает это положение один среднеазиатский источник IX в., в котором сообщается, что «меч проходит через много рук и несколько разрядов ремесленников». Каждую операцию по заготовке металла, ковке и вытягиванию полосы, полировке, закалке, заточке, насадке рукояти, изготовлению ножен производил специальный человек. К этому добавим ювелирную отделку рукояти и наведение клейма.

Рукояти мечей ULFBERHT’a по своим очертаниям типологически различались, однако в большинстве своем они орнаментировались в строгом, этнически нейтральном, геометрическом стиле. На поверхность навершия и перекрестья набивалось множество обычно чередующихся полосок красной меди и латуни, нередко дополненных включениями серебра. Эти полоски по цвету переливались, придавая оружию «мерцающий» драгоценный вид. Трудоемкость работы видна из того, что для украшения типичного меча с надписью ULFBERHT требовалось в общей сложности 10-15 м проволоки цветного металла, а плотность инкрустации измерялась тремя или двумя полосками на каждый миллиметр декорируемой поверхности.

Во второй половине X в. строгость в отделке рукоятей мечей ULFBERHT’a все более разнообразится включением негеометрических орнаментальных мотивов. Этим путем мастера того периода пытались приспособиться к новым художественным вкусам, а также к появлению конкурирующих с ними мастерских и нарастающему влиянию местных приемов обработки оружия.

Подавляющее большинство мечей выпускалось с уже смонтированными рукоятями, но встречались случаи, когда в Скандинавии привозные клинки монтировались рукоятями, украшенными элементами Jellinge, Mammen и Ringerikestil. При опознании подобных рукоятей следует, однако, проявлять осторожность. 8 мечей с надписями ULFBERHT, из числа изученных в Норвегии, выделялись рукоятями, украшенными негеометрическим орнаментом. Эта особенность побудила проконсультироваться со специалистом по скандинавскому искусству эпохи викингов д-ром С. X. Фуглезанг. Из представленных ей образцов только рукоять одного меча, возможно, типа Т (по Я. Петерсену), из музея «Собрание древних вещей» в Осло (С 3867) Фуглезанг безоговорочно посчитала сделанной в Скандинавии между 925 и 1025 гг. На перекрестье (навершие утрачено) частично сохранилась гравировка чернью по серебру в виде перехваченных лентами зверей (четко видны лапы, илл. 2). По поводу второго «подозрительного» меча, типа R, с рукоятью, на которой виден гравированный ленточный узор по серебряному фону (тот же музей, С 257, илл. 3), Фуглезанг отмечает, что узор рукояти, «возможно, мог быть выполненным в Скандинавии, но диагностически он не содержит ни одного элемента, связанного с основными северными орнаментальными стилями». Изделие она датирует 975-1000 гг. Остальные мечи, по мнению эксперта, вряд ли имеют отношение к художественному ремеслу Скандинавии. Разумеется, мнение д-ра Фуглезанг можно воспринимать как дискуссионное и опознание мечей с рукоятями, украшенными в местном вкусе, следует производить и в дальнейшем. Складывается, однако, впечатление, что монтировка собственными рукоятями привозных клинков не носила массового характера. Речь, по-видимому, идет о социально ограниченной заказной работе, связанной не только с ювелирной отделкой оружия, но и с индивидуальной подгонкой рукояти к кисти руки его владельца.

Хутор Ёстре Хен, коммуна Станге, область Хедмарк. Музей собрания древних вещей, Осло (С 3867). Рис. А. Кирпичникова

Клеймо ULFBERHT наводилось четкими буквами латинского капитального шрифта. Надпись располагалась в верхней трети дола меча, обычно ее длина составляла 14-16 см (редко больше). Высота букв, равновеликих ширине дола, была 1,9-2,7 см. Имя, воспроизведенное на мече, было заметно издали, явно чтобы привлечь внимание покупателя или заказчика. Зона подписи соответствовала на обороте клинка знаку из перекрещенных полос и обрамляющих их столбиков. Знаки варьировались, но в большинстве отличались линейно-геометрическим характером. Назначение композиции — служить составной частью клейма. Возможно, что подобные выкладки означали и ремесленное тавро, и торговую марку.

По своему начертанию надписи несколько различаются формой букв, иногда их последовательностью и сочетанием со знаком креста. Это можно объяснить «почерком» того или иного клинкового писца, а также разновременностью самих предметов. Даже в пределах одной партии изделия по своим клеймам и украшениям в деталях разнились друг от друга. Ответственные «узлы» вещи выполняли мастера высшей квалификации, но даже они вряд ли могли создавать два идеально одинаковых произведения, хотя к этому и стремились. При всем том принципиальное устройство оружия и общность стилистического оформления рукоятей определенное время сохранялись и имели устойчивые повторяющиеся черты.

Примерно до середины X в. клинки с именем ULFBERHT, возможно, в ряде регионов преобладали среди других образцов и вызвали местные подражания. Кузнецы европейских стран знали приемы ковки белого оружия и могли их воспроизвести. Однако, как бы ни были искусны местные кузнецы, их подражания по сравнению с оригиналами, как правило, отличались большей схематичностью и огрублением в деталях.

Попытку отделить копии от подлинников на примере мечей с именем ULFBERHT предпринял немецкий ученый А. Гайбиг. Из 120 учтенных им клинков он, основываясь на анализе морфологических, метрических и орфографических признаков их надписей, выделил 37 возможных подражаний. По мнению исследователя, эти подражания могли изготовлять не только в странах, удаленных от франкского государства, но и в нем самом. При этом он указывает, что мы пока не имеем сопоставимых данных о качестве ковки клинков, а сравниваем только их клейма. В подражательных мечах замечены разного рода отклонения, ошибки, нехарактерные фигуры. Опыт Гайбига заслуживает внимания, но, не вдаваясь в подробности, я позволю себе высказать следующие замечания.

Илл. З. Место находки неизвестно. Область Хедмарк. Музей собрания древних вещей, Осло (С 257). Рис. А. Кирпичникова

К сожалению, поиск отклонений в клинковом письме имеет шаткую базу. Немало мечей группы ULFBERHT опубликованы с недостаточно выявленными и неудовлетворительно зафиксированными клеймами. К тому же не всегда учитывается и сохранность этих клейм. В этом я неоднократно убеждался, проверяя прежние расчистки. К примеру, описанный выше меч из музея в Осло (С 257, илл. 3) содержал двухстороннюю надпись ULFBERHT (в этом отношении случай редчайший, если не уникальный). На рисунке надписи, опубликованном М. Мюллером-Вилле, буквы выглядят наведенными небрежно, некоторые их части отсутствуют вовсе. Из этого Гайбиг заключил, что данный образец является подражательным. Повторное изучение клейма, однако, показало, что обе части надписи созданы вполне профессионально, а составляющие их буквы исполнены безупречно и полностью сохранились. С учетом охарактеризованных С. X. Фуглезанг особых украшений рукояти изделие следует признать вполне оригинальным, позднекаролингского происхождения. Подобные поправки не исключены и по отношению к другим надписям, которые на основании испорченных букв причислены к копиям, а в действительности первоначально были вполне исправными. Трудности в опознании мечей разной выработки заключаются еще и в том, что в надписях оригиналов ошибки допустимы. Такого рода допуски еще предстоит определить. На наш взгляд, в надписях могут отсутствовать конечные знаки. Такие буквы, как, например, L, F, Т, выкладывались в перевернутом виде, также имели место необычные включения в виде костыльных крестов, фигур в виде омеги и т. д. Предположения об изготовлении копий, однако, справедливы, особенно в тех случаях, когда часть букв в начале и середине слова сперва отсутствовала или они искажены и не читаемы, к тому же наведены грубо и неровно. Мечедельцы, работавшие в метрополии, были, думаю, грамотными, и такие оплошности вряд ли допускали.

Важным является здесь сопоставление клейма и рукояти в отношении формы и качества их выработки. Выше говорилось о плотности укладки цветного металла на поверхность навершия и перекрестья. Подражатели данной технике не всегда достигали такой частоты набивки полосок, располагали их более редко. В целом сортировка копий и оригиналов далеко не завершена, она потребует взвешенного учета разнородных признаков и индивидуального анализа каждой вещи. Большинство учтенных мечей группы ULFBERHT ныне кажется подлинно каролингскими, что, впрочем, признает и Гайбиг.

В зоне предполагаемого расположения мастерских ULFBERHT’a практически нет находок, их можно встретить за тысячи километров от метрополии. Судя по нидерландским, шведским и украинским находкам, мечи с прославленной маркой доставлялись в разные места Европы, как штучно, так и партиями по 5-8 экземпляров. Экспорту клинков (наряду с другим вооружением) практически не препятствовали многочисленные запреты (капитулярии 779, 803, 805, 811 гг.) на вывоз военных изделий, время от времени объявлявшиеся во франкском государстве. Производители оружия сбывали свою продукцию купцам профессионалам, чаще всего иностранцам, среди которых, несомненно, были и норманны. Военные грузы доставлялись к побережью Ла-Манша и Северного моря и далее морским путем шли на Север и Восток. В обмен эти купцы привозили сырье или необработанные продукты (металлы, шерсть, шкуры, меха, янтарь). Местные власти такую торговлю поддерживали, поскольку при каждой выгрузке они получали одну десятую стоимости груза. Археология подтверждает направление торговых операций. Концентрация клинковых находок включает регионы, находившиеся в зоне магистральных водных сообщений, по которым купцы и воины возили предметы боевой техники из каролингских пределов в северные и восточные страны, в том числе к скандинавам, балтам, славянам, арабам и византийцам. Часть изделий по пути дальних странствований оседала у разных племен и народов. Если говорить о «восточном» направлении торговли, то здесь следует назвать Русь и Волжскую Болгарию, где находят франкские мечи. Не случайно, что скопления мечей с именем ULFBERHT встречены в Юго-Восточном Приладожье (4 экземпляра), Ярославской и Смоленской областях (6 находок), Нижнем Поднепровье (4 клинка). Эти находки тяготеют к главнейшим Волжскому и Днепровскому путям и свидетельствуют о том, откуда к русским, чудским и болгарским воинам поступало лучшее белое оружие.

Изыскания 1992 и 1993 гг. позволяют поставить вопрос о значительно более мощном, чем считали раньше, размахе торговли оружием в Европе и привозе его крупных партий в Скандинавию из континентальных мастерских. Судя по всему, на севере Европы существовал растущий спрос на высококачественную продукцию этих мастерских. Часть мечей скандинавы оставляли себе, часть реэкспортировали в другие регионы. Жители Скандинавии, не знавшие налогов и располагавшие значительными ценностями, добытыми во время торговых и военных операций, обладали прибавочными средствами для массовых закупок импортного оружия, в первую очередь мечей. Характерно, что каждый бонд по древнему закону должен был владеть мечом и другим вооружением и только тогда допускался на тинг. Поголовное вооружение свободного населения Скандинавии, по всей вероятности, не могло обойтись только привозными средствами боевой техники. Белое оружие создавали и местные кузнецы, вряд ли, однако, объединившиеся в мануфактурные группы. Повышенный спрос на мечи во многом удовлетворялся поступлением континентальных изделий. Эти обстоятельства в немалой степени стимулировали производство мастерских ULFBERHT и обеспечили им процветающую, невиданно интенсивную деятельность именно в период эпохи викингов.

Примечания

Кирпичников А. Н. Новообнаруженные клейма раннесредневековых мечей // Fasciculi Archaeologiae Historicae. Fasc. V. Lodz, 1992. S. 61-81.

Kirpitsjnikov A., Stalsberg A. Sverd fra vikingetiden-russisknorsk undersøkelser// Norsk våpenhistorisk Selskap. Årbok 1992. Oslo, 1992. P. 31-44; Kirpitsjnikov А. Stalsberg A. Vikingsverdene avslører sine hemmelighetter-en uvanlig vitenskapelig under søkelse på Vitenskapasmuseet // Spor (Trondheim). 1993. Nr 1. P. 36-37; Kirpitsjnikov A. To sverd med innskrifter. Bøgda Vår // Oppdal historielag 1993. P. 84-86; Кирпичников А. Н., Стальсберг А. Новые исследования мечей эпохи викингов (по материалам норвежских музеев) // Археологические вести, 4. СПб., 1995. С. 171-180.

Толлин-Бергман Л., Кирпичников А. Новые исследования мечей эпохи викингов (из собрания Государственного исторического музея в Стокгольме) (в печати).

Beiträge zur morphologischen Entwicklung des Schwertes im Mittelalter // Offa-Bücher. Bd 71. Neumünster, 1991. S. 116-123.

Muller-Wille M. Ein nenes ULFBERHT-Swert aus Hamburg // Offa 27. Neumünster, 1970. Abb. 6, 19; Geibig A. Beiträge… S. 119, Nr 119.

Лебек С. Происхождение франков V-IX веков. М., 1993. С. 293.

Стурлуссон С. Круг земной. М., 1980. С. 616-617.

Большинство читателей — кроме разве что самых юных — впервые знакоми-лись с этим оружием, думается, имен-но на страницах «Трудно быть богом». И оттого у очень многих закрепилось представление, что орудовать двуруч-ным мечом надлежит «по-памповски», описывая широкие круги и зловеще шелестя, да еще чтоб длина — за 2 мет-ра, а вес свыше 20 кг. С величайшим уважением относясь к барону и его со-здателям, все же попытаемся отделить мух от котлет, а меч — от вертолета.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Световые мечи — оружие джедаев и ситхов, которое подходит как для боя так и для ритуалов. Ими пользуются только те воины, которые наделены сосредоточенностью, ловкостью и гармонией с силой света или тьмы. Во время игры в вы повстречаете несколько видов таких мечей. Далее о них подробнее.

Световой меч с одним лезвием

Световой меч с одним лезвием доступен Кэлу Кертису с самого начала игры. Впервые герой воспользуется им на планте Бракка, когда туда прибудут вторая и девятая сестры. В будущем вы будете находить части для этого оружия и модифицировать его.

Двойной световой меч

Двусторонний световой меч имеет два лезвия и рукоять посередине. Он хорошо подходит для сражений с многочисленными противниками. Кроме того, в нужный момент вы можете убрать одно лезвие, чтобы превратить двойной меч в обычный.

Как получить двойной световой меч

Двусторонний меч можно получить на планете Датомир. Как только прибудете туда, идите на локацию «Задушевные скалы» и исследуйте ее, чтобы найти проход на верхний уровень. Оттуда вы попадете в Бастион Брата. Через него можно пройти к зданию, в котором находится верстак для создания нужного вам оружия. На скриншоте ниже отмечено его местоположение.

Кроме того, меч с двойным лезвием можно получить в заброшенной мастерской во время второго посещения планеты Богдано. Но, чтобы добраться к верстаку, вам понадобится навык «Тяга силы».

Два меча

Кэл Кестис может использовать одновременно два меча — по одному в каждой руке. Это станет доступно по сюжету, ближе к концу игры. Во избежание спойлеров мы не будем рассказывать о подробностях.

Похожие статьи

© 2024 vishaja-kategorija.ru. АстроМистика - Информационный портал.