Постановления тридентского собора. Тридентский собор и важнейшие результаты его работы Тридентский собор 1545 место распятия христа

Тридентский собор

девятнадцатый Вселенский собор (по счёту Римско-Католической Церкви), открывшийся 13 декабря 1545 году в Тренто (лат. Tridentum) по инициативе Папы Павла III, главным образом в ответ на Реформацию, и закрывшийся там же 4 декабря 1563, в понтификат Пия IV, был одним из важнейших соборов в истории Католической Церкви, т.к. он собрался для того, чтобы дать ответ реформационному движению.

На соборе, помимо прочего, произошло подтверждение Никейского символа веры, латинского перевода Библии («Вульгаты»), принятие второканонических книг в Библию и Тридентского катехизиса. Большое место было уделено таинству евхаристии. Всего было принято 16 догматических постановлений, покрывших большую часть католической доктрины. Число Отцов собора (епископов и прелатов с правом голоса), участвовавших в его работе, колебалось: на первой сессии присутствовали 34, а на двадцать пятой и последней - 215. Им помогали теологи-консультанты, среди которых были знаменитые доминиканцы Катарино и Сото, иезуиты Лайнес и Сальмерон. Были также приглашены протестантские богословы, но они отказались принять участие в дебатах.

Рассмотренная концепция: Сессия: Дата: Канонoв: Постановлений:


Католическая энциклопедия . EdwART . 2011 .

Смотреть что такое "Тридентский собор" в других словарях:

    - (Триентский собор) вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в г. Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами … Большой Энциклопедический словарь

    Тридентский собор - (Trent, Council of) (1545 63), вселенский собор рим. католич. церкви, к рый провел три сессии в г. Тренто на С. Италии. Он определил доктрины церкви в противовес доктринам Реформации, принял реформу в сфере становления культа и укрепил авторитет… … Всемирная история

    Эта статья о собрании епископата; о здании см.: Собор Святого Вигилия. Тридентский собор Дата 13 декабря 1545 4 декабря 1563 Признаётся Католицизм Предыдущий Собор Пятый Латеранский собор Следующий Собор Первый Ватиканский собор Созван Павлом III … Википедия

    - (Триентский собор), Вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в городе Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными… … Энциклопедический словарь

    - (Триентский) Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Триентский собор, вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545 47, 1551 52, 1562 63) и Болонья (1547 1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с … Советская историческая энциклопедия

Триентский собор, - вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545-47, 1551-52, 1562-63) и Болонья (1547-1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с. был созван в связи с успехами Реформации по настоянию многих прелатов и имп. Карла V (стремившегося покончить с религ. раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения); открыт рим. папой Павлом III (избранным папой при условии созыва собора) в Триенте 13 дек. 1545. С самого начала на соборе определились 2 тенденции. Партия императора, поддержанная в ряде случаев делегациями Франции и Испании, настаивала на решении в первую очередь вопросов о реформе церкви, об искоренении злоупотреблений духовенства; она считала также возможными нек-рые уступки протестантам в области догматики. Папская партия заняла непримиримую позицию, выдвигая гл. задачей Т. с. укрепление церк. единства в борьбе с реформац. движением...

Тридентский собор

Триентский собор, вселенский собор католической церкви, заседавший в 1545-47, 1551-52, 1562-63 в г. Триент [нем. Trient, лат. Tridentum, современный Тренто (итал. Trento)], в 1547-49 - в Болонье. Был созван в связи с успехами Реформации по настоянию многих прелатов и императора Карла V (стремившегося покончить с религиозными раздорами в империи и реформировать церковь в духе требований соборного движения (См. Соборное движение)). Открыт римским папой Павлом III. Наметились 2 лагеря: лагерь, возглавлявшийся императором, настаивал на реформе церкви, искоренении злоупотреблений духовенства, считал допустимыми некоторые уступки протестантам в области догматики; лагерь папы настаивал на укреплении церковного единства в борьбе с реформационным движением, на решении догмат...

19-й Вселенский собор (согласно принятому в Римско-католической церкви счету), открылся 13 декабря 1545 в Триенте (совр. Тренто, Италия) при папе Павле III, а закрылся там же 4 декабря 1563 в понтификат Пия IV. Несмотря на значительные перерывы и многочисленные осложнения, связанные с позициями светских государей и протестантских лидеров, собор достиг свои цели: дать догматические определения традиционных католических доктрин, подвергавшихся нападкам со стороны протестантов, и начать подлинную реформу внутри церкви. Число отцов собора (епископов и других прелатов с правом голоса), участвовавших в его работе, колебалось: на первой сессии присутствовали 34 участника, а на двадцать пятой и последней - 215. Им помогали теологи-консультанты, среди которых были знаменитые доминиканцы Катарино и Сото, иезуиты Лайнес и Сальмерон. На собор были приглашены протестантские богословы, но они отказались принять участие в дебатах. Наиболее важные декреты собора касались первородного греха, оправдания...

Триентский собор - вселенский собор католической церкви, заседал в 1545-1547, 1551-1552, 1562-1563 гг. в г. Трента (по-немецки Триент), в 1 547-1549 гг. в Болонье. Закрепил средневековые догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами, усилил гонения на еретиков, ввел строгую церковную цензуру. Решения Т. С. стали программой Контрреформации.

Тридентский собор

(Триентский) - Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в так называемой католической реакции. В течение второй половины XV в. раздаются со всех сторон Зап. Европы требования созвания вселенского собора ввиду неурядиц в католической церкви. Латеранский собор (1512-1517), созванный папою Юлием II в противовес пизанскому, не привел ни к каким серьезным преобразованиям, так что в XVI в. не перестают повторяться требования о созвании нового собора. Когда реформационное движение стало быстро развиваться в Германии, то и сам император Карл V начал настойчиво домогаться созвания собора. Лютер...

· Тридентский Собор закрепил верховенство пап. Фактически был создан Римский католицизм, как монолитная транснациональная надгосударственная монархическая организация с единым центром управления - папой римским, суждения которого по вопросам веры и морали обладают непогрешимостью.

· Сформировал идеологическую основу в виде Библии.

· С этого момента Вульгата, т. е. латинский перевод Библии, является официальной Библией католической церкви.

· Принят Указ о символе веры (Credo - по латыни);

· Официально утвержден орден иезуитов.

· Принят указ об Индексе запрещенных книг.

· Впервые обнародованы Евангелие Христа, затем писания его апостолов.

· Впервые говориться о нашем «Господе Иисусе Христе, Сыне Божьем».

· Запретил толковать Писание мирянам. Право толкования истинного смысла Святого писания имеет только святая мать Церковь. «Поступающие вопреки, будут изобличаться священнослужителями и наказываться согласно закону».

· Утвердил основные догматы католицизма.

· Заставил всех духовных лиц и профессоров католических университетов присягнуть Тридентскому исповеданию веры.

Фактически на Тридентском соборе была создана религиозно-идеоло­ги­ческая - политическая организация, с глобалистской направленностью деятельности, а не просто религиозная (вероучительная), какими были другие церкви.

Единство церкви, основанное на главенстве папы - это сильная сторона римской церкви, позволяющая решать множество задач, которые были не под силу другим церквям. Власть пап была безгранична.

Узаконенный на соборе орден иезуитов был по оглашению создан для обучения латинскому вероучению народов других стран. По умолчанию это был военно-монашеский орден, который играл громадную роль в становлении многих правителей средневековой Европы. Иезуиты всегда славились умением достигать результата любой ценой. Своими связями орден опутал все цивилизованные страны мира. Интриги и шантаж, подкуп и убийства - с одной стороны, охрана интересов церкви и католицизма - с другой. По сути, если пользоваться терминологией наших дней, орден иезуитов - одно из орудий ведения папством и его хозяевами «гибридной войны» за безраздельное мировое господство.

На Соборе была поставлена цель: очистить церковь от ереси, искоренить злоупотребления и пороки, укрепить внутрицерковную дисциплину и освободить Римскую церковь от контроля со стороны светских монархов.

В деле искоренения ереси полагались на Индекс запрещенных книг и на инквизицию.

Отметим, что все монашеские ордена были созданы для окатоличивания некатолических народов любыми методами и средствами.

Формально возможности папы после Триденского собора ограничивались назначением епископов в любой католической стране, но фактически папа назначал королей и императоров. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской.

Подтверждением этого является предложение иезуита Поссевино Ивану Грозному принять католичество, как единственно правильную религию и за это его обещали назначить восточным императором.

1. Убрать еретиков, ведьм и колдунов, препятствовавших распространению католичества внутри Европы.

2. Расширить католическое влияние, т.е. совершить экспансию в другие страны, в том числе и в Россию.

Инквизиция на Западе

После Триденского собора во второй половине XV века и в XVI веке в Европе начинаются религиозные войны и борьба с ересями.

130 лет между 1559 и 1689 гг. стали для Европы периодом анархии, гражданских войн и восстаний. Официальная история называет основной причиной протестантско-католическую религиозную борьбу, но так ли это? Протестанты тоже участвовали в Триденском соборе и приняли латинский вариант священного писания.

Лютер был августинским монахом, а Кальвин был католиком и богословом. Оба занимались переводом Библии. Они могли выполнять особую миссию - возглавить тех, кто был недоволен католицизмом, но не дать этим недовольным отказаться от созданного латинянами вероучения и от борьбы с еретиками.

Принято обвинять в инквизиции только католиков. Но это не так. Протестанты тоже жгли ведьм и колдунов и еще изощренней, чем католики. Приведем отрывок из книги «Христианство и спорынья» :

«...в протестантских областях Германии охотники за ведьмами безумствовали даже больше, чем в землях, оставшихся католическими. …Каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигало костры. …по всей Германии отовсюду поднимается дым костров, который заслоняет свет.

Если мы отметим на карте точкой каждый установленный случай сожжения ведьмы, то... сплошные пятна из точек образовались бы в Швейцарии и от Рейна до Амстердама, а также на юге Франции, забрызгали бы Англию, Шотландию и Скандинавские страны. Надо отметить, что зоны наибольшего скопления точек были центрами протестантизма…..именно виднейшие деятели протестантизма (Лютер, Кальвин, Бакстер) были фанатичными преследователями ведьм».

Похоже на то, что было разделение труда: католики боролись с еретиками, а протестанты с ведьмами и колдунами.

Поставим вопросы:

· Почему инквизиция начала действовать только в средние века, несмотря на то, что христианство существовало уже почти полторы тысячи лет, как нам говорит официальная история? Неужели за такой большой срок христианство не обрело стабильности?

· Откуда взялись полчища еретиков?

Как показал уже упоминавшийся Джонсон, «полчища» еретиков появились лишь на бумаге.

С нашей точки зрения еретики были придуманы для того, чтобы скрыть факт существования в более раннее время единого вероучения на всей территории Европы и внушить всем мысль, что были лишь разрозненные и не связанные между собой секты, с которыми католицизм вынужден был бороться.

За что конкретно пытали и сжигали еретиков? Есть описание пыток и казни, есть статистика, литература по инквизиции насчитывает около 2 тыс. названий,но в чем конкретная вина еретиков понять трудно.

Известно, что еретиком считается любой, кто не принимает догматы католической церкви, но какие догматы были решающими для казни, - это не ясно.

Какой вере принадлежали, так называемые ведьмы и колдуны?

Тех, кого называли ведьмами и колдунами тоже были связаны с еретиками. Если бы они были разрознены, то с ними бы покончили быстро, а не воевали несколько веков.

Из книги «История языческой Европы» мы узнаем, что «…охота на так называемых ведьм... была преднамеренным преследованием оставшихся в Европе язычников».

Очевидно, что шла борьба не с еретиками, а со славянским населением Европы, их уничтожали и вытесняли, под видом еретиков, ведьм и колдунов.

«Теоретическая» основа инквизиции

Инквизиторы, оправдывая свою деятельность, ссылались на Ветхий Завет:

«Разве не уничтожил бог посредством потопа все человечество, пощадив только Ноя и его семью; разве не сжег он живьем все население Содома и Гоморры, пролив на них «дождем серу и огонь» (Быт. 19:24); разве не истребил он 14700 человек, осмелившихся роптать против Моисея во время странствований иудеев в пустыне; разве не послал он ядовитых змей на тех, кто «малодушествовал» в пути (Чис. 21:4, 6); разве не убил он 50 070 жителей г. Вефсамиса только за то, что они «заглядывали в ковчег господа? По сравнению с этими массовыми побоищами библейского бога наши дела могут показаться чуть ли не детскими забавами» (История языческой Европы).

С помощью Ветхого Завета вполне можно доказать «божественное» происхождение инквизиции.

Инквизиторы считали даже самого Иисуса Христа основателем и законодателем инквизиции.

В Евангелии от Иоанна Христос говорит: «Кто не пребудет во мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; и такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15:6). Эта фраза в особенности была приятна инквизиторам, так как оправдывала и их, и использование ими костров. Однако при этом они уклонялись от ответа на вопрос: Почему Христос в своё первое пришествие не сжигал «еретиков» ни по-одиночке, ни массово, а настаивал на том, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» .

Ход Контрреформации

С 1524 г. римская церковь систематически посылала во все епархии Италии, особенно на север, суровые инструкции по борьбе с ересью. В 1536 г. вышла булла Павла III (1534-1549), угрожавшая отлучением от церкви за всякую апелляцию к собору и ставившая духовенство в привилегированное положение в случае привлечения духовного лица к суду.

В 1542 г. появилась булла «Licetabinitio». Она учреждала в Риме центральный инквизиционный трибунал с широкими правами. Его власть распространялась на все страны, он боролся с ересью и приговорил таких деятелей эпохи как Дж. Бруно и Дж. Ч. Ванини.

Папа Павел III способствовал обновлению церкви, «положил начало идейно-теоретической подготовке антиреформационногонаступления». При нем важные посты в курии и архиепископствах заняли такие деятели, как кардинал ГаспароКонтарини, ДжакопоСадолето и «отец неаполитанско-испанской инквизиции кардинал Караффа». Караффа в 1543 г. наложил запрет на печать любых книг без разрешения инквизиции. Позже, уже в 1559 г., был впервые издан «Индекс запрещенных книг», который рассылался во все уголки католического мира. Те издания, которые входили в него, не могли быть официально напечатаны, их запрещалось иметь у себя. Среди таких книг были работы Лоренцо Валлы, Макиавелли, Ульриха фон Гуттена, Боккаччо, Эразма Роттердамского.

Тридентский Собор

15 марта 1545 г. открылся Вселенский собор в городе Тренто (по лат. Тридент), названный Тридентским собором. В булле папы, посвященной открытию собора, обозначались его задачи: определение католической веры и реформа церкви. Также постулировалась необходимость систематизации и унификации католического учения. Целью созыва этого собора было поднятие авторитета католицизма и его упрочнение.

Постановления Тридентского собора

В решениях собора говорилось о функции церкви как посредника в достижении спасения. Вера, благодеяния и посредничество церкви, именно такой путь к спасению постулировался на Тридентском соборе. Подтверждалась непоколебимость церковных иерархии, таинств и традиций. Тридентский собой в первый период своих заседаний подтвердил схоластическое учение средних веков об оправдании и, таким образом, окончательно сломал мост между католиками и протестантами. Было закреплено, что Священное предание также является источником веры, что отрицали протестанты. Все это означало, что разрыв католицизма с протестантизмом был окончательным. Из-за реформационного движения католической церкви необходимо было объединиться. Но в это время были уже довольно сильны национальные церкви, желавшие ограничить власть папства, поставить выше его решений решения соборов. Но собор посчитал, что единственной силой, способной объединить церковь, было именно папство. Поэтому Тридентский собор закрепил верховенство власти понтификов. «Критерием верности церкви стала верность папству».

Среди решений собора были и важные в плане реформирования церкви пункты. Так, раз в год в епархиях и раз в три года в провинциях должны были проводиться синоды. Вводились меры по пресечению злоупотреблений, подрывавших авторитет церкви - торговли церковными должностями, вымогательства, сосредоточения в одних руках нескольких бенефициев, присутствия на церковных должностях лиц, не имеющих духовного сана. Подчеркивалась роль исповеди, других церковных таинств. Признавалась недопустимость торговли индульгенциями. Также важным постановлением собора было решение создать по возможности в каждой епархии семинарии, в которых обучались бы священники. Образование должно был идти по реформаторскому типу. Таки образом, подготавливалась основа для обновления нравов как в среде духовенства, так и в среде мирян, которых бы вела за собой католическая церковь.

Решения собора претворялись в жизнь не сразу. Национальные церкви не желали соглашаться с получением папой права назначать и смещать служителей церкви во всех странах. При папе Григории XIII при дворах европейских монархов были учреждены постоянные нунциатуры (дипломатические представительства).

Иезуиты создавали свои учебные заведения с целью давать образование в духе обновленного католицизма. Император Фердинанд I создал университеты в Вене и Праге. Если протестанты предоставляли князьям, перешедшим в их веру, возможность объединить в своих руках и светскую, и религиозную власть, то и Контрреформация давала такую же возможность. «С согласия папы, даже в союзе с ним, они могли сохранить за собой свои приобретения, и их влияние в католической церкви росло (с образованием тесного союза светской власти и папы)». Такое решение было обусловлено тем, что за правителем в вопросах веры в большинстве случаев следовало и дворянство. Таким образом, чтобы не потерять авторитета и усилить влияние, церкви необходимо было дать большую свободу светской власти. Союз духовной и светской властей предполагал и усиление влияния государственных интересов на избрание пап. В середине XVI века появилось право «государственного вето». Кардиналы-представители той или иной страны были проводниками воли государства, они выдвигали вместо нежелательного для светской власти кандидата на папский престол другого, угодного им. Император Карл V впервые дал указание кардиналам империи, за кого голосовать. Габсбурги обеих ветвей сделали право «вето» своим привычным правом. Позже им пользовались и другие европейские монархи.

В результате Контрреформации Церковь претерпела административные изменения, которые укрепили ее положение. Централизация власти в руках папы, появление семинарий и учебных заведений нового типа и, как следствие, обновление состава духовенства, борьба с явными недостатками, на которые давно обращали внимание многие, все это помогло католической Церкви соответствовать эпохе.

ИЕЗУИТЫ - В 1540 году для борьбы с Реформацией папа римский Павел III утвердил «Общество Иисуса», или орден иезуитов. Основание этого ордена было одним из важнейших проявлений начавшихся в то время гонений на сторонни­ков Реформации. Орден иезуитов был основанв 1534 испанским дворянином Игнатием Лойолой, причисленным за это к лику святых. Первые иезуиты начали свою деятельность в Париже, где в то время учился Лойола. После утверждения ордена Лойола был назначен его генералом, и число членов ордена стало стремительно возрастать. В начале XVII века их было уже больше 30000. В отличие от других монахов, иезуиты не имели своих монастырей. Основным полем их деятельности стали учебные заведения в разных странах Европы. В 1574 году орден контролировал 125 учебных заведений, а в XVII веке их число увеличилось в три раза. Так к концу XVII века орден иезуитов превратился в самую влиятельную и могущественную церковную органи­зацию. Это даже побудило папу Иннокентия X ограничить полномочия генерала ордена. Для иезуитов был установлен особый костюм, мало чем отличавшийся от светской одежды. Принципом орде­на всегда было положение, что «цель оправдывает средст­ва». За свою долгую историю иезуиты накопили огромные богатства. В настоящее время члены ордена владеют землями, предприятиями в самых различных странах мира.

XIX Вселенский Тридентский Собор 1545-1563 гг стал одной из важнейших вех католичества. Большинство принятых догматов спустя полтысячелетия остаются актуальными. Высокое Собрание духовных лидеров католической церкви собралось в разгар Реформации, когда недовольные злоупотреблениями и роскошной жизнью церковников жители северной Европы отказывались признавать власть Папы. Тридентский Собор и важнейшие результаты его работы стали решающим «наступлением» на реформаторов, ознаменовав веху Контрреформации XVI века.

Духовные предпосылки конфликта

Католическая церковь к концу XV века сосредоточила в своих руках многие земли и накопила большие богатства. В Европе распространенной была церковная десятина - взыскание десятой части прибыли от урожая или денежных доходов. Церковь жила пышно, в то время когда значительная часть верующих была бедной. Это обстоятельство подрывало основы веры, авторитет церкви. Кроме того, широко развернули торговлю индульгенциями - специальными грамотами «во оставление грехов». За определенную сумму индульгенции человека, не взирая на тяжесть проступков, освобождали от любого греха. Такая продажа вызвала недовольство верующих. Центром Реформации выступила Германия, которая тогда была раздроблена и напоминала «лоскутное одеяло». На таком неблагоприятном фоне и решено было созвать Тридентский Собор.

Значительный ущерб по авторитету нанес гуманизм. Его лидером был В памфлете «Похвала глупости» гуманист резко осуждал недостатки и невежество церковников. Еще одним деятелем немецкого гуманизма был Ульрих фон Гуттен, который считал папский Рим противником Нужно добавить, что раздражение у верующих вызвало и то, что языком богослужения был латинский, который рядовые прихожане не понимали.

Реформация

Реформация стала глобальным вызовом основам католической церкви. Большей частью именно против Реформации были направлены решения Тридентского Собора. Первоначальной задумкой было провести совместное заседание Совета под председательством папы римского и лидеров Реформации. Однако диалога, скорее, схоластического спора не получилось.

31 октября 1517 Мартин Лютер прибил в Виттенберге к дверям своей церкви «95 тезисов», резко осудив торговлю индульгенциями. За короткое время десятки тысяч людей стали сторонниками идей Лютера. В 1520 Папа издал буллу об отлучении монаха от церкви. Лютер ее сжег публично, что означало окончательный разрыв с Римом. Мартин Лютер не возражал против церкви, он хотел, чтобы она стала проще. Постулаты реформаторов были понятными всем:

  • Священники могли жениться, носить обычную одежду, должны подчиняться общим для всех законам.
  • отказалась от икон и скульптурных изображений Христа и Богоматери.
  • Библия - единственный источник веры христиан.

Зарождение протестантизма

Император решил вмешаться в дело. В 1521 Лютер прибыл на рейхстаг в город Вормс. Там ему предложили отречься от своих взглядов, но Лютер отказался. Возмутившись, император покинул заседание. По дороге домой на Лютера напали, но Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый спас его, спрятав в своем замке. Отсутствие Мартина Лютера не остановило Реформацию.

В 1529 император Карл V от отступников потребовал соблюдать исключительно католическое вероисповедание на территории (по сути - Германии). Но 5 княжеств при поддержке 14 городов выразили свой ​​протест. С этого момента сторонников Реформации католики стали называть протестантами.

Наступление на Реформацию

За всю свою долгую историю католическая церковь не знала такого глубокого потрясения, которым стала для нее Реформация. При поддержке правителей католических стран папский Рим начал активную борьбу с «протестантской ересью». Система мер, направленных на прекращение и искоренение реформационных идей и движений, получила название Контрреформация. Спусковым крючком этих событий стал Тридентский Собор 1545 года.

Начало наступления на Реформацию ознаменовалось возрождением средневековой инквизиции, в очагах которой погибли сотни «протестантских еретиков». Инквизиторы взяли под свой контроль книгоиздания. Без их разрешения нельзя было напечатать ни одного произведения, а «вредная» литература вносилась в специальный «индекс запрещенных книг» и подлежала сожжению.

Католическая реформа

Реформация расколола католический мир пополам, но в середине XVI века европейцы надеялись, что ситуацию еще можно исправить. Необходимо лишь, чтобы в поисках примирения обе стороны сделали шаг навстречу друг другу. Так думали не только обычные верующие, но и часть кардиналов и епископов. Из их среды все настойчивее звучали голоса тех, кто призывал святой престол к проведению реформы церкви.

Римские папы долго колебались, прежде чем согласиться на превращение. Наконец, в 1545 папа Павел III созвал Вселенский собор. Место проведения Тридентского Собора соотносится с городом Тренто (Италия). Он проходил с перерывами до 1563 года, то есть целых 18 лет.

Победа реформаторов католической церкви

С самого начала участники собора раскололись на две группы - сторонников католической реформы и ее противников. В ожесточенных дискуссиях победили последние. Под их давлением были приняты основные решения Тридентского Собора, закрепившие положение католической веры на века.

Папству пришлось отменить продажу индульгенций, а для обеспечения будущего католической церкви создать сеть духовных семинарий. В их стенах должны готовить нового типа, которые своим образованием не уступали протестантским проповедникам.

Тридентский Собор: его значения и последствия

Собор стал ответом католицизма на протестантизм. Он был созван папой Павлом III в 1542 году, однако по причине франко-германской войны первое заседание состоялось лишь в 1945 году. Собор был проведен тремя папами. Всего было 25 заседаний, но только на 13-ти сессиях принимались судьбоносные решения, которые касались веры, обычаев или дисциплинарных правил.

Тридентский Собор принадлежит к самым значимым в истории Католической Церкви. Принятые на заседаниях догматы касаются множества принципиальных вопросов. Например, были определены источники веры, утвержден канон книг Святого Писания. На Соборе обсуждались отдельные догмы, которые отвергли протестанты. На основании обсуждений было пересмотрено отношение к индульгенциям.

Рассматривались вопросы таинства крещения и миропомазания, Еврахистии и покаяния, причастия, о жертве св. Литургии, супружестве. Этот догматический ряд был завершен решением о чистилище, о почитании святых и тд.

Папа Пий IX утвердил соборные декреты 1564 года. После его смерти Папа св. Пий V издал подтвержденный Собором катехизис, обновленный требник и обновленный служебник.

Тридентский Собор: основные решения

  • Незыблемость мессы и исповеди.
  • Сохранение семи таинств, поклонение святым иконам.
  • Подтверждение посреднической роли церкви и верховной власти Папы внутри нее.

Тридентский Собор заложил основу для обновления католицизма и укрепления церковной дисциплины. Он показал, что разрыв с протестантизмом стал окончательным.

Учение Тридентского Собора о Евхаристии

Тридентский Собор (1545-1563) занимался вопросом Евхаристии на протяжении всего времени своего проведения. Им были приняты три важных декрета

  • «Декрет о Святой Евхаристии» (1551).
  • «Декрет о причащении двух видов и причастии маленьких детей» (16.VII.1562).
  • «Декрет о Пресвятой Жертве Святой Мессы» (17. Х.1562).

Тридентский Собор защищает, прежде всего, реальное присутствие Христа в Евхаристии и способ, которым это присутствие появляется под образами вина и хлеба во время освящения - «transubstantiatio». Конечно, это было общее выяснение способа, потому что вокруг подробного объяснения, как именно происходит это «transubstantiatio», среди богословов шли споры.

Ранее предполагалось, что Христос присутствует в Евхаристии после Литургии, если остаются освященные Тело и Кровь. Тридентский подтвердил. Также было подтверждено существенное тождество между жертвой Святой Службы и жертвой Христа на кресте.

После Тридентского Собора богословы снова сконцентрировались на узком видении Евхаристии: на присутствии Христа и на жертвенном характере Мессы. Такой подход убеждал протестантов в своей правоте. Особенно много говорилось о жертве обедни, и хотя никогда не отрицалось, что это единственная жертва Иисуса Христа, чрезмерное акцентирование жертвенности Службы самой в себе могло произвести впечатление, что эта жертва оторвана от той - исторической. Кроме того, чрезмерное подчеркивание, что священник во время службы Евхаристии является «вторым Христом», значительно уменьшило роль лояльного народа во время литургии.

Вывод

Утвержденные Тридентским собором догматы большей частью без изменений дошли до наших дней. Католическая церковь живет по законам, принятым 500 лет назад. Именно поэтому Тридентский Собор многие считают самым важным с момента разделения единой церкви на католическую и протестантскую.

Похожие статьи

© 2024 vishaja-kategorija.ru. АстроМистика - Информационный портал.