Симон Зилот (Кананит) - один из апостолов Иисуса Христа. Си́мон Зилот, Кананит Проповедническая деятельность Кананита

.

Есть простые земные радости, согревающие человеческое сердце, – семейный очаг, дружеская беседа, домашний уют. Многим кажется, что в этом-то и заключено все лучшее в нашей жизни. Так видится людям, еще находящимся на уровне душевности, еще не знающим озарений духовных. Но для избранников наступает мгновение, когда они слышат властный зов духа, любящего до ревности, – и все остальное становится для них ненужным. Так было со святым Симоном Зилотом. В одночасье жизнь его словно переломилась надвое. Святой Симон ушел с собственного брачного пира, оставил и красавицу-невесту, и круг веселых друзей, и дом, нажитый нелегкими трудами, – он бросил все это, потому что услышал зов Небесной Любви.

Маленький галилейский городок Кана, где праздновал свадьбу святой Симон, находился по соседству с другим городком – Назаретом. Добрые люди обоих городов знали друг друга, вместе исполняли обряды отеческой веры, делились житейскими радостями. Среди гостей, приглашенных святым Симоном на брачный пир, оказались и жители Назарета: Пресвятая Мария и Сын Ее Иисус со Своими учениками.

То был скромный праздник. Святой Симон был богат благочестием, а не мирским достатком. Но каждому, даже бедняку, хочется, чтобы его торжество было не хуже, чем у других. А вот на свадьбе святого Симона бедность проявилась так, что грозила испортить общее веселье. Гостям не хватило вина. По восточным обычаям такое считается позором.

Это маленькое горе бедных людей нашло отклик в сострадательном сердце Девы Марии. Она одна знала силу Своего Божественного Сына, знала, как легко Он может помочь беде. И Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них (Ин. 2, 3) .

Так впервые Мать-Молебница человечества обратилась с прошением к Сыну Своему и Господу. Речь шла о простом, о житейском. Сын Божий сошел на землю ради вселенского подвига – и, казалось бы, что Ему до того, весела или печальна будет свадьба каких-то галилейских бедняков? В великих судьбах Господних свершение чудес Христа являлось преждевременным. И Господь сказал Матери Своей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4) . Но нет! Всемогущий Бог покорился смиренному молению Материнскому.

В словах Божественного Сына слышался отказ, но Пречистая Мать верила, что Ее просьба будет исполнена. И вот по воле Иисуса в сосудах, где только что была вода, заискрилось душистое вино. С радостными возгласами подняли гости заздравные чаши. А распорядитель пира, не зная о совершившемся чуде, удивленно сказал жениху: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе(Ин. 2, 10) .

Как умилительно первое чудо Христово, явленное в Кане Галилейской! Здесь простой радостью согрел простые сердца Всевышний. Здесь Господь освятил человеческий брак и придал ему таинственный смысл. Здесь, в жилище бедняка, на мирском празднике, омраченном нуждой и заботой, началось шествие Спасителя, дивными знамениями указывающего людям путь к Небесному счастью.

В Кане Галилейской открылся несравненный дар Господень роду нашему – заступничество Пресвятой Богородицы. Земная по происхождению, Матерь Божия снисходительна к нашим слабостям, сострадательна к нашим житейским печалям. Нет, не Сама Она вершит судьбы мироздания, но кроткая молитва Матери привлекает к нам милости Всемогущего Сына Ее, как это было на браке в Кане.

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его (Ин. 2, 11) . Да, первые Апостолы Христовы, видя превращение воды в вино, убедились: Он – Истинный Мессия. Служители и гости брачные были также поражены чудом. Но более всех был потрясен жених, святой Симон Зилот.

Греческое прозвание Зилот или еврейское Кананит означает Ревнитель. Зилотами именовали тех, кто отличался особой ревностью по Богу, стремлением к Высшему. Таким боголюбцем, черпавшим в вере чистейшую отраду сердца, являлся святой Симон. И как неожиданно, как странно столкнулись в его жизни два призыва: земной и Небесный! Он испытывал одну из сильнейших мирских радостей: праздновал свою свадьбу. Но доброе вино, в которое превратилась чистая вода, внезапно охладило кровь и просветлило взор святого Симона Ревнителя. Оглушаемый шумом пиршества, опьяняемый любовью к невесте, он вдруг узнал среди своих гостей Спасителя мира. Знакомый Незнакомец, скромный плотник Иисус из Назарета, то был – Христос! Этого мгновения ждали и не дождались древние патриархи, о нем возглашали пророки, к нему стремились тоскою и надеждой поколения праведников – и вот святой Симон Зилот воочию видел перед собою Мессию. Земные светильники померкли в глазах Ревнителя, узревшего Горнее сияние.

Когда Иисус покидал Кану Галилейскую, среди Его учеников шел и святой Симон. Он следовал за Господом, не оглядываясь на родной город, где оставались его близкие, его невеста, его дом. Пламенный Ревнитель, он забыл все земные чувства ради Божественной Любви. Он ушел со своей свадьбы, чтобы стать гостем на брачном торжестве Небесного Жениха. Так в числе ближайших Апостолов Христовых появился святой Симон Зилот, Симон Кананит.

Кончилось вино на свадьбе святого Симона, но Иисус Христос щедро восполнил эту потерю лучшим, сладчайшим вином вечности. Последуя Спасителю, Апостол Симон вбирал в свою жаждущую душу чудо за чудом, знамение за знамением, слово за словом Божественного Учителя. То было блаженство несравненное.

Однако во дни Голгофские узнал святой Симон великую скорбь. Иисус был распят – и Симона Ревнителя, как и других Апостолов, постигло малодушное сомнение. Тогда-то обожгло его сердце воспоминание о покинутой в Кане Галилейской земной радости – неужели напрасна была эта жертва? Неужели и Христово Учение оказалось бессильно перед вселенской злобой – и для человека нет ничего лучшего, чем наслаждаться мирскими благами, заглушая в себе предчувствие гибели? Так если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15, 19) .

Но счастливее всех человеков стали Апостолы Христовы, когда явился им Воскресший Учитель. Их смутные догадки, их невнятные надежды сменились озарением – знанием тайны тайн Божиих. Апостолам выпала высочайшая честь: сделаться участниками деяний Божественной любви для спасения падшего человечества. В день Пятидесятницы восприняв в души свои Духа Святого, они стали непобедимыми воинами Господними: приняли всеоружие Божие, препоясали чресла свои истиною, и облеклись в броню праведности, и обули ноги свои в готовность благовествовать мир; взяли щит веры, угашающий все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения взяли, и меч духовный, который есть Слово Божие (см.: Еф. 6, 13–17) .

Так шли они к народам и племенам земли, возвещая им спасительную Истину Христову. Среди апостольских подвигов один из самых ярких – путь святого Симона Зилота. Духоносный ревнитель, он пересек в своих странствиях Африку, Азию и Европу, от знойной Мавритании до туманной Британии неся заблудшим свет веры. Венец славы, мученическую смерть за Христа святой Симон принял в Абхазии. Язычники распяли его на кресте – так этот ревностный ученик последовал до конца Господу Иисусу, чтобы стать желанным гостем брачного пиршества Христова в Небесном Царстве.

Тело Апостола Симона было погребено в городе Никопсии близ Сухуми, над его могилой верные воздвигли храм Божий. Доныне сохранилась пещера, в которой жил святой Апостол, когда совершал труд Благовестника. На месте его подвигов в прошлом столетии был основан Новоафонский монастырь в честь святого Симона Кананита. В наше время в тех краях происходило страшное: один православный народ, одичавший среди смут нынешнего века, истребляет другой православный народ – длится безумное братоубийство, длится на земле, освященной деяниями великого Ревнителя Правды Божией.

Да, этот падший мир по-прежнему лежит во зле: льются слезы и кровь, множатся бедствия и преступления. Но христиане знают бессилие мирского беснования, ибо душам их светит Солнце Правды – Христос Искупитель, вводящий спасенных людей в вечное Царство добра, справедливости и любви.

Немногим доступна та пламенная ревностность, которой обладал святой Симон Зилот. Не каждый способен ради высочайшего боголюбия отказаться от всех земных радостей и привязанностей. Но каждый, хотящий спасти свою душу, может и должен среди мирских забот помнить о высшем своем призвании.

Как часто мы забываем разницу между временным и вечным! Житейские дела и отношения кажутся нам важнее, чем наша участь в бессмертии. Земных невзгод мы боимся больше, чем Страшного суда Божия. Стараясь понравиться и угодить людям, мы пренебрегаем своим долгом перед Небесным Отцом. Так, в духовной слепоте и неразумии мы размениваем доверенную нам жемчужину Царствия на мелкие побрякушки – из-за земных пристрастий жертвуем тем, чем жертвовать не имеем права. Да блюдет себя каждый, чтобы блуждающие мирские огоньки не увели его от Божественного Света, не довели до нескончаемой пагубы. Когда земное начинает заслонять для нас Небесное – да послужит нам укоризной и вразумлением память о святом Симоне Зилоте и множестве подобных ему ревнителей по Богу, считавших мирские блага ничтожным мусором в сравнении с сокровищем Любви Господней.

День Симеона Зелоты.
Ближе к концу мая,а точнее 23 числа 2006 года, в ясный весенний день, достопамятный,отправились мы в очередную, и как нам казалось тогда,долгую и бесконечную поездку.Планировали за неделю покрыть что то около 700 километров, из расчета что от города мы будем не далее как в трёхстах.Эту поездку я не забуду до скончания своих дней.
Первая машина уже ждала нас за городом битый час.Они перекусили в придорожной тошниловке, и стояли на одном из отворотов от основной трассы...
Утро у нас не заладилось.Прокол колеса,гаишники,забытая дома голова от прибора, всё это не способствовало известной пословице:Ранняя птаха получает червячка...Самое невыносимое, это ждать и догонять.Экипаж №1 так и не дождавшись, двинулся дальше, уведомив нас по телефону:-Мы пока заедем на Хандаево, там начнём, а вы догоняйте....
Вот в это самое время за мной только только заезжает Макс.
-Санёк, я телефон дома забыл, а меня ещё гаишники за сплошную нахлобучили...Звони Мишаньке,пусть выходит уже с баулами своими, сейчас будет телиться...


Это точно, Мишаня такой...Наберёт с собой кучу курток спальников, катушек разных, мама не горюй! Как запыжуем нашу Ниву под завязку...
Потом оказывается, что почти всё что он с собой набрал пригодилось, и кажется уже чем то необходимым и крайне нужным в дороге.А сколько раз было, измотаешься за пять -шесть дней в пути финансово, в пустых поисках, потом что то наметилось...а бензина на пределе, да и продуктов почти нет...Неужто домой ковылять, не солоно хлебавши? А потом вертаться и всё сызнова, начинать километры наматывать? А тут Мишаня....
-Братцы,есть у меня пятёрочка резервная, на всякий случай...Давайте до заправки,в магазин, и дальше двигаться..
Вот он какой,Мишаня наш! Фартовый!
Были у нас покатушки, только время зря теряли...а время нынче дорого...Ибо время в кладоискательской вселенной, самое беспощадное существо!
Мы ещё только выехали за город, а парни на первой Ниве отзваниваются вновь...
-На Хандаево облом обломыч, мы на Баталаево уходим, догоняйте..
Между нами уже пропасть,в три часа ходу..Мы просим Макса поднажать,тот жмёт сотку на своей старенькой Нивке, машина из последних сил трясётся,гудит, трещит и едет.В салоне играет Калинов Мост, свежий весенний ветерок, сквозь открытые окна нежит наши суровые лица, мы счастливы! порой так мало надо для счастья!


Я удобно расположился на заднем сиденье, и с удовольствием слушаю весёлую болтовню парней.Они опять спорят о адмирале Колчаке.Это излюбленная тема Мишаньки, он по видимому всё знает о нём.Где венчался,где служил, что говорил...и даже кажется что думал адмирал...
-Я где то читал что Колчак с Деникиным золото не поделили,вот и стали врагами....говорит Макс.
-Да нет Максим, отвечает Миха,просто один с Германцами дружил,а другой воевать с ними до победного намечал...Саня скажи ему...
Я улыбаюсь,мне не хочется вникать в их спор,так как с самого начала каждый из них стремится заручиться моей поддержкой, и получить некий численный перевес в разговоре.Мне так хорошо,что я не хочу вникать в некую суть, не хочу спорить, я просто хочу так восторженно продолжать пребывать в этой поездке,смотреть задумчиво и задорно в окно автомобиля, наслаждаясь нескончаемым разнообразием чудес матушки природы, и самой обыкновенной дорожной ездой, в это притягательное и ещё пока неизвестное, но уже чем то предопределённое.....а потом...потом как можно скорее добраться до нужного места и уже неспешно начать несчем несравнимый по азарту поиск монет и кладов..А ещё дорога...Дорога является одним из самых увлекательнейших моментов в нашей любительской профессии кладоискательства.
-А вы знаете какой сегодня день?спрашивает нас Мишаня.
-Среда 23,а что?
-Сельпо вы не асфальтированные,вот что!Сегодня день Симеона Зелоты!Покровителя всех кладоискателей!
-Так! а вот с этого места поподробнее...
Через полчаса мы уже всё знаем о Симеоне Зелоте.
-Сегодня стопудово что нибудь да произойдёт!
Тут отзваниваются парни...
-Кто рано встаёт тому Бог даёт!
-А что у вас?
Поляну нашли! Пятаки десятки,и прочие прелести! Лёха кошель шопнул,я копейку без букв 67 года!
Естественный первый вопрос...-Хорошая?
-Нормальная,всё читаемо!
-А где поляна?
-За Баталаево проедите,первый сворот на право,через мостик пройдёте и сразу к реке спускайтесь,там нас увидите.По штуке с носа за въезд!
Мы слышим как они дружно ржут...
-Поляна то хоть большая?
-Ну не сказать чтоб очень...Да мы ещё часа не ходим,вы то где?
-Колюжино проезжаем...
-Вы где были то? Давайте резче,мы чай пока вскипятим, заканителимся..успевайте!
Время неумолимо бежит,уже три часа дня,а нам ещё час,полтора до парней..Мы едем,зная что нас ждут.
Да уж,точно сегодня день Симеона Зелоты, я же говорил!
Тут Мишаня говорит Максу.
-Макс, давай завернём на Торбеево,помнишь Санёк,давно хотели заехать,всё мимо пролетали...
Действительно,бывает так, спешишь куда то дальше,видишь место селитебное и думаешь на обратном пути заедем.На обратной дороге, либо уставшие,либо дело уже к ночи.Ну тогда в следующий раз!
-До Торбеево не более 10 километров,в принципе полчаса делов, и мы знать будем есть ли смысл там искать...Согласны?
Через двадцать минут прыганья по просёлочным колдобинам и буграм, спускаемся за Торбеево...
-Братцы!место то жильное!Смотрите вот остов,а вот ещё и ещё!


Быстро переодевшись и собрав приборы,мы разбредаемся по поляне.Находки не заставили себя долго ждать.Разномастный буторок,несколько имперских монет,пара Елизаветинских денег,всё же нас не впечатляют,и мы решаем скорее двигать к парням, которые по нашему общему разумению, должны вот вот выкопать ещё по меньшей мере несколько сибирских гуртовых копеек...
Я уже стоял возле машины и торопил парней.Макс волочил свою длинную и тяжеленную лопату по земле, залихватски закинув Эксплорер себе на плечо...Миха опять копошился...
-Не могу центр определить,сигнал то монетный,боюсь вещь повредить...
Любопытство преодолевает моё желание скорее двигаться к парням на Баталаево, и мы подходим к Мишане.То что мы увидели, заставило нас вспотеть...
Последней монетой оказался Павловский двундель 1801 года...49 сибирских десятков и 15 пятаков! На троих!
Перекурили,отзваниваемся парням.
-Как дела у вас?
-Копаем помалёху,Лёха двадцатик Катин канолевый,Иван печать старшины, я десятик масонский 1834 года! Вот так, ранняя птаха получает червячка! Вы то где?
-Мы на Торбеево затаборились,кошель Сибири дербаним!Десятки пятаки всяческие,всего 65 штук! Так что кто тише едет, тот дальше будет! А вы знаете какой сегодня день?
-В смысле?
-Сельпо вы,тундры болотные! Сегодня день Симеона Зелоты,покровителя всех кладоискателей!Знать надо такие вещи! умничаю я...Ждём вас в гости,денег побольше берите,въезд на поляну по трёхе с носа!.... теперь мы смеёмся....
Вот так и бывает всегда,хорошо смеётся тот кто смеётся последним!
Ну да давненько это было...Мог и приукрасить немного я, сколь сезонов то уже пролетело с тех пор, разве всё упомнишь...

Этот преподобный святитель был одним из 12 апостолов , принявших учение Спасителя Иисуса Христа. Житие апостола Симона Зилота рассматривается с трех разных точек зрения. О его мученичестве писали ближневосточные летописцы, кавказские и английские исследователи.

Священное Писание утверждают, что апостол приходился сводным братом Божьего Сына. Прозвище Симона переводится с арамейского на русский как «ревнитель». Апостол Лука называл его в своих сочинениях по-гречески, - Зилотом, что означает то же самое.

История святого Апостола

В Священных Писаниях история этого ученика Мессии начинается с сюжета, повествующего о его свадьбе. Бракосочетание Симона знаменито тем, что Христос совершил на празднике свое первое чудо после Его Крещения и сорокадневного поста в пустыне.

Интересно! Так как среди учеников Спасителя уже был проповедник по имени Симон (Петр), то нового апостола прозвали Кананитом.

Это имя указывало на происхождение его из Каны, что в Галилее. Точное нахождение этого древнейшего города остается неизвестным. Некоторые исследователи полагают, что он располагался на том месте, где сегодня стоит израильская деревня Кафр-Кана. Этот населенный пункт известен своим большим монастырем, которые именуют Церковью венчания.

Проповедническая деятельность Кананита

После наступления Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) , Симон Зилот, следую завету Мессии, распространял христианское учение в некоторых уголках мира. В основном это были регионы Средиземноморья и близлежащие земли: израильская Иудея, африканские Египет и Ливия, а также Мавритания, располагающаяся на дальнем западе африканского континента.

Апостол Симон Зилот

Симон Кананит вместе с Андреем Первозванным и Матфеем распространяли благую весть о Христе в Иверских землях, а после они отправились в Осетию. Вскоре пути благочестивых святителей разошлись. Андрей стал проповедовать вдоль побережья Черного моря у Кавказа, а Симон поселился в маленькой пещере, рядом с рекой под названием Псыртсхи. В этот небольшой грот святитель Зилот спускался с помощью веревки.

Читайте еще об апостолах Христа:

Симон совершал множество чудес и ознаменовывал важнейшие события, привлекая людей на сторону христианства. В летописях описывается, как с помощью легкого прикосновения преподобный исцелял тяжелые недуги, читая молитву на древнем языке.

Существует три версии, которые рассказывают о его последних мученических днях.

  1. В англоязычном житии апостола упоминается, что он проповедовал на Британских островах. Однако ортодоксальные христиане подвергают это мнение большому скепсису, не объясняя свою точку зрения. Остается только предполагать, связано ли такое утверждение с удаленностью Великобритании или тем, что эти земли были заселены еретиками. Английские исследователи подтверждают, что Кананит читал Евангелие в публичных местах города Гластонбери, а был казнен безбожными язычниками в Кейсторе (Линкольншир).
  2. Вторая версия чрезвычайно распространена на Ближнем Востоке. Здешние летописи утверждают: в последние годы апостол Симон Зилот распространял христианское учение в древнем Вавилоне, который сегодня называется Ираком. Сюда Кананит пришел из Иерусалима через город Эдесса для того, чтобы публично читать Священное Писание. Вместе с Иудой Фаддеем его казнили в Вавилоне.
  3. Исключительно в пределах Российской империи распространена третья версия проповеднического пути святителя Кананита. Она повествует о том, что после чтения Евангелия в Эдессе, апостол Симон Зилот ушел в кавказские пределы и поселился в уединенном месте, где совершал служения и ежедневно молился Всевышнему. Абхазские проповеди святителя подавили языческие обычаи (принесение человеческих жертв) этой местности.

В настоящее время здесь функционирует Ново-Афонский храм, а рядом реставрируется пещера самого апостола Зилота. По этой версии святителя казнили над рекой. На это указывает особый постамент, на котором все еще проступают пятна крови казненного проповедника.

Интересно! Останки преподобного Симона находятся в нескольких областях. Некоторые части захоронены в разрушенном абхазском монастыре, построенном в честь святителя Кананита. Паломники могут прикоснуться к его мощам в церковных комплексах Рима и германских обителях Кёльна, Госпара и Херсфельда.

О наличии останков (верхних конечностей) также говорят и священнослужители монастыря города Кобленц, что на западе Германии. Однако эта информация никак не подтверждена.

Абхазский монастырь в честь апостола Симона

Храм построили в IX столетии рядом с тем местом где, по одной из версий, ученики похоронили преподобного Кананита. Спустя два века, христианская вера окончательно утвердилась в Абхазии, которая процветала в религиозной набожности: государство обогатилось цветущими городами и благочестивыми монастырями, а близлежащие горные цепи укрепились замками и церквями.

Новоафонский мужской монастырь Святого Апостола Симона Кананита

  • Однако в конце XII столетия местность завоевали турецкие войска, абхазы сменили христианство на мусульманство. Монастырь апостола Симона подвергся разрушению, как и большинство подобных построек.
  • В XIX столетии древний храм восстановили насельники соседнего церковного комплекса. Эта деятельность стала возможной благодаря распоряжению императора Александра III, который передал братии права на эту территорию, а также разрешил ловить рыбу в реке Псырцха.
  • Восстановленная обитель являлась центральным местом религиозного просвещения юга Российской империи. В здешнем Пантелеймоновском соборе - культовом строении Абхазии - могли разместиться тысячи прихожан. Прекрасно расписанные стены сооружения демонстрировали истинное изящество русской иконописи.
  • Александр III подарил обители паровоз, электростанцию и музыкальные куранты, которые поместили на самой высокой колокольне. На территории обители действовало несколько заводов, вокруг были засеяны виноградники, картофельные поля, экзотические растения и т.д.
  • Чтобы пробраться в грот святителя Симона, братия прорубила удобный вход и пристроила лестницу из камня. На стенах пещеры мозаичным образом выложили лики Христа, Богородицы и самого апостола Зилота.
  • Внутренне убранство грота практически не претерпело изменений. Паломники, стремящиеся посетить это место, могут наблюдать вблизи источник с целебной водой и небольшой валун с отпечатками ног преподобного апостола.

Читайте о других православных монастырях:

Келья апостола Симона Кананита

Образ Зилота и почитание

Общей иконографии Симона не существует: чаще его изображают как старца, который держит в своих десницах книгу или свиток - обязательные атрибуты для апостолов. Такие полотна символизируют деятельность проповедника и распространение христианского учения. На некоторых иконах святитель изображен с ручной пилой, напоминающей о мученической кончине преподобного старца. Предание гласит, что именно от этого инструмента он принял собственную кончину.

День памяти апостола Кананита, которого многие почитают в качестве покровителя плодородия, приходится на 23 мая. В этот церковный праздник сажают лишь те растения, которые не требуют обработки. Традиция предостерегает от тревог и труда, верующим рекомендуется просто отдохнуть. После празднования сельскохозяйственные работы возобновляются с великой силой.

В церквях 23 мая поется продолжительный акафист , повествующий о бракосочетании в Кане и апостольской проповеди в Иверии. В молитве символично сравнивают превращение воды в вино с обращением православной души к истинному благочестию.

На заметку! Православная Церковь вспоминает святителя 23 мая, когда нельзя совершать никаких работ на земле, и 13 июля, в день совершения особенного праздника - Собора всех двенадцати апостолов. Избрание последних произошло после второй Пасхи, а их список дается в общих Евангелиях и Деяниях.

Став свидетелем чуда, которое сотворил Мессия, Симон Зилот отринул свою прошлую жизнь и пошел вслед за учителем, чтобы проповедовать истинную веру. Апостол совершил великое путешествие вдоль побережья Черного моря и приобщил к религии даже отъявленных безбожников. Симон Кананит принял мученическую смерть за свои подвиги и обрел колоссальную славу среди православного населения.

Видео о святом апостоле Симоне (Зилот) Кананите

Житие

Судьба этого апостола неоднозначна, по крайней мере есть три версии его мученичества: ближневосточная, кавказская и английская. Какая из них ближе к истине - неизвестно, возможно до второго пришествия Христа вместе со своими апостолами и другими святыми.

10 мая по старому, или же 23 мая по новому стилю православная церковь чтит память апостола Симона Зилота (Канонита). В этом году положение несколько иное. В связи с тем, что 23 мая выпало навоскресенье и в этот день празднуется Пятидесятница, церковная служба в честь Симона Зилота перенесена на среду 13 мая. Об этом сообщают богослужебные указания на 2010 год, а также официальные православные церковные календари. И эта служба уже прошла. Тем не менее, можно считать приемлемым вспомнить память святого апостола в воскресенье 23 мая, уже в своих частных молитвах, поскольку к церковному богослужению они не имеют отношения.

Могу выразить и своё мнение по поводу переноса церковной памяти святых. Считаю, что этого не стоит делать принципиально, поскольку не все активные (ревностные) прихожане имеют возможность посетить церковь в день перенесённой памяти святого (например, работают в указанную среду) или даже ничего не знают о переносе, но глубоко чтят память святого (того же апостола Симона Кананита) и по старой памяти будут молиться ему именно в положенный день (в наступающее воскресенье, к примеру).

Или ещё возражение: а разве мешает память апостола Симона Зилота празднованию Святой Троицы? Наверное, наоборот, воспоминание апостола могло пройти в ещё более праздничной обстановке...

Итак, жизнь и духовные подвиги Симона Зилота. Согласно преданию, он являлся одним из сводных братьев Господа Иисуса Христа по отцу Иосифу Праведному. Его имя несколько раз упоминается в Новом Завете, но не более того. Остальное о его жизни и подвигах - исключительно устное предание. Например, своё первое чудо претворения воды в вино Господь сотворил на свадьбе святого Симона в Канах. Именно с Канами Галилейскими, связана одна из интерпретаций имени апостола.

Это чудо настолько сильно подействовало на будущего апостола, что он оставил свою новую семейную жизнь и пошёл во след Иисуса Христа, став одним из его 12 учеников.

После Пятидесятницы, то есть сошествия Святого Духа на апостолов, Симон Зилот проповедывал святое Евангелие в некоторых странах Вселенной (как тогда называли регион Средиземноморья и известные вокруг земли): Иудее, Египте, Ливии (в том числе в Киринее) и даже в Мавритании (на крайнем западе африканского континента). Это те страны, о которых говорят повсеместно, как православные, так и католики.

А вот дальше начинаются разногласия. Среди других стран, называется Великобритания. Об этом упоминается в житии святого апостола, помещённом на соответствующей странице уважаемого сайта Сретенского монастыря Москвы. Но среди ревнителей православия существует мнение, что в Великобритании Симон Зилот не мог быть принципиально. И непонятно, почему именно. То ли потому, что это отдалённый регион, никак не вязанный с остальной историй жизни святого, то ли потому, что это современные инославные земли, населённые еретиками англиканцами). Подобную точку зрения высказывает интернет сайт "Школа жизни" и пишет буквально следующее: "В некоторых изданиях («Жития всех Святых», Иоанн Бухарев, Москва, 1900 г.) сказано, что Симеон был распят на кресте в Британии, где как будто бы и был погребен, но Русская Православная церковь считает это мнение ложным". Такое же мнение тиражируют и некоторые другие русскоязычные сайты, считающие, что в Западной Европе святой не мог быть распят или мучим, но только в родных краях.

И тем не менее, английская Википедия приводит сведения о том, что святой апостол Симон Канонит, по всей видимости, проповедывал в древнем Гластонбери, а был замучен в Кейсторе (современный Линкольншир).

Итак, существует точка зрения, что святой апостол Симон Зилот проповедывал на островах Великобритании и там же был распят на кресте местными язычниками. Вполне логично, если следовать его следам через всю Северную Африку на запад. Но доказательств нет. Только одно из преданий.

Вторая версия жизненного пути Симона Зилота как апостола заканчивается в древнем Вавилоне (современный Ирак). Например, данная версия приводится в немецкой Википедии, да и в целом широко распространена на Ближнем и Среднем Востоке. Причём из Иерусалима апостол пошёл на проповедь Евангелия через старинный город Эдессу. В Вавилоне апостол был казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем.

Наконец, третья версия, употребляемая исключительно в пределах Российской империи, да и сейчас также, сводится к тому, что после Эдессы апостол Фаддей отошёл в пределы кавказские и поселился в уединении и для проповеди в пещере над небольшой речкой Псырцха. Как написано в статье "Что мы знаем о Симоне Кананите?", благодаря его проповеди "в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство". В настоящее время на месте духовного подвига апостола вновь функционирует Ново-Афонский монастырь и восстановлена пещера, в которой жил святой апостол. Также отмечено место над рекой, где святой апостол был казнен. Предание гласит, что язычники отрубили ему голову и что на месте казни до сих пор выступают красные пятна крови апостола. Но, опять же, это только одна из нескольких версий смерти ученика Христова.

В западной христианской традиции Симона Зилота принято изображать держащим пилу, поскольку, как говорится в предании, он был распилен пилой.

Мощи святого апостола

Кавказская версия смерти Симола Зилота повествует о том, что его мощи покоятся под спудом в разрушенном Симоно-Кананитском храме в Абхазии. Тем не менее часть его мощей прослеживается в разных странах и городах Западной Европы: Риме и германских Кёльне и Херсфельде. В Кёльне паломники могут помолиться и приклонить голову у частицы мощей, хранящейся и доступной для посетителей в базилике Андрея (Первозванного).

Сообщение о том, что часть мощей святого апостола находится в Херсфельде, можно подвергнуть сомнению, поскольку в 1040 году они были подарены Гослару (Goslar), а сам монастырь Херсфельда был со временем разрушен и сейчас руины охраняются как памятник истории.

Непонятно, что с мощами и в Госларе, по крайней мере известно, что Симон Зилот является его покровителем.

Наконец, о наличии части мощей Симона Зилота заявляет Сайн, являющийся частью города Кобленц. Да не просто части, а руки апостола. Только одна проблема: нигде в интернете нет ни одной фотографии ни информации, подтверждающие факт наличия части мощей святого апостола в Сайне в наши дни.

В итоге реально можно говорить только о Кёльне. Кроме того, в Германии существует несколько церквей, носящих имя апостлов Симона Зилота и Иуды Фаддея (общее название церквей). Список можно посмотреть здесь.

Святый апостоле Симоне, моли Бога о нас.

Иконография

Симон Зилот

Далее в перечислении имен апостолов Лука называет «Симона, прозываемого Зилотом» (Лук. 6:15). В Евангелии от Матфея (10:4) и в Евангелии от Марка (3:18) апостол назван Симоном Кананитом. Прозвище не относится к Ханаану или к поселению Кана, оно происходит от еврейского слова qanna, что означает «ревнитель».

Очевидно, Симон принадлежал к зелотам. Сам факт, что прозвище осталось на всю жизнь, свидетельствует о том, что апостол обладал ревностным, пылким характером. Однако во времена жизни Иисуса на земле упомянутым словом называлась известная политическая партия, объявленная вне закона, которую повсеместно боялись. И Симон, вероятно, был ее членом.

Историк Иосиф Флавий писал о четырех основных иудейских партиях того времени. Фарисеи придирчиво относились к Закону; они были религиозными фундаменталистами своего времени. Саддукеи - религиозные либералы; они отвергали сверхъестественное. Члены этой группы были богатыми аристократами и могущественными людьми. Храм находился под их опекой. Ессеи вообще не упоминаются в Писании, однако и Иосиф Флавий, и Филон Александрийский пишут о них как о людях аскетизма и обрядов, людях, которые жили в пустыне и посвящали себя изучению Закона. Четвертая группа - зелоты, наиболее политизированное сообщество, чем любое другое, кроме иродиан. Зелоты ненавидели римлян. Они стремились к свержению римской оккупационной власти и добивались своих целей, в основном, с помощью террористических актов и тайных актов насилия.

Зелоты придерживались крайностей во всем. Подобно фарисеям, они трактовали закон буквально. Однако, в отличие от фарисеев (стремящихся к компромиссам в политических вопросах), зелоты были агрессивными и неистовыми изгоями, людьми вне закона. Он верили в то, что лишь Сам Бог может править евреями, а поэтому были уверены, что совершали Божье дело, нападая на римских воинов, политических вождей, вообще на любого, кто противостоял им.

Зелоты надеялись, что Мессия возглавит их борьбу против Рима и восстановит царство в Израиле во славе Соломона. Они были пылкими патриотами и готовы были умереть на месте за то, во что верили. Вот что Иосиф Флавий писал о них:

«Родоначальником четвертой философской школы стал галилеянин Иуда. Приверженцы этой секты во всем прочем вполне примыкают к учению фарисеев. Зато у них замечается ничем не сдерживаемая любовь к свободе. Единственным руководителем и владыкою своим они считают Господа Бога. Идти на смерть они считают за ничто, равно как презирают смерть, друзей и родственников, лишь бы не признавать над собою главенства человека. Так как в этом лично может убедиться воочию всякий желающий, то я не считаю нужным особенно распространяться о них. Мне ведь нечего бояться, что моим словам о них не будет придано веры; напротив, мои слова далеко не исчерпывают всего их великодушия и готовности их подвергаться страданиям. Народ стал страдать от безумного увлечения ими при Гессии Флоре, который был наместником и довел иудеев злоупотреблением своей власти до восстания против римлян».

Восстание «при Гессии Флоре», о котором пишет Иосиф Флавий, произошло в 6-м году н. э., когда группа зелотов подняла восстание, поводом к которому стало взимание подушного налога с переписью, установленного Римом. Вождем и основателем зелотов, как пишет Иосиф Флавий, стал Иуда галилеянин, о котором упоминается в книге Деяний (5:37).

Зелоты были уверены, что, выплачивая дань языческому царю, иудеи предавали Бога. Такая точка зрения нашла широкое распространение среди людей, для которых римские налоги стали слишком тяжким бременем. Иуда галилеянин воспользовался возможностью, собрал военные силы и в неистовстве начал убивать, грабить и уничтожать. Последователи Иуды галилеянина вели партизанскую войну и совершали террористические акты против римлян. Однако вскоре римляне подавили восстание, убили Иуду галилеянина и распяли его сыновей.

Партия зелотов ушла в подполье. Их террористические акты стали избирательными и более скрытными. Как написано во 2-й главе, они организовали фракцию тайных наемных убийц под названием сикарии (что буквально означает «человек с кинжалом»), потому что члены этой фракции носили с собой короткие кинжалы с искривленным лезвием. Сихарии старались незаметно оказаться за спиной римского воина или политического вождя и ударяли ножом в спину между ребер, мастерски пронзая сердце.

Они сжигали военные точки римлян в Иудее, а затем скрывались в отдаленных уголках Галилеи. Как писал Иосиф Флавий в процитированном выше отрывке, их готовность подвергнуться любому страданию или смерти, включая те же мучения, которые они приносили другим, была широко известна. Римляне могли мучить зелотов, убивать, но не могли погасить их пыл.

Когда в 70-м году после Рождества Христова римская армия под руководством Тита Веспасиана опустошала Иерусалим, многие историки считают, что зелоты усугубили страшное уничтожение евреев. Во время осады, когда римская армия уже окружила город и перекрыла пути снабжения, зелоты стали убивать своих же, евреев, которые хотели вступить в переговоры с Римом о снятии осады. Зелоты не позволили сдаться никому из тех, кто хотел спасти свою жизнь. Когда Тит понял, насколько безнадежна ситуация, он разрушил город, уничтожил тысячи жителей и вынес сокровища из Храма. Слепая ненависть зелотов к Риму и ко всему, что касалось Рима, в конечном итоге привела к разрушению их родного города. Зелотами двигал безрассудный фанатизм, который привел их к самоуничтожению.

Иосиф Флавий предполагает, что название «зелоты» истолковывалось неправильно, «точно они ревностно преследовали хорошие цели, между тем как в действительности они все свое рвение прилагали к дурным делам и в этом отношении превосходили самих себя».

Симон был одним из них. Интересно, что, перечисляя имена двенадцати апостолов, Матфей и Марк пишут имя Симона перед именем Иуды Искариота. Когда Иисус отсылал учеников на служение по двое (Марк. 6:7), вполне вероятно, что Симон и Иуда Искариот были вместе. Возможно, сначала они оба следовали за Иисусом, исходя из сходных политических взглядов. Однако на каком-то этапе Симон стал искренним верующим и изменился. Иуда Искариот никогда не верил по-настоящему.

Когда Иисус не сверг римское правление, но вместо этого начал говорить о смерти, некоторые могли подумать, что Симон станет предателем; ведь он - человек пылкий и ревностный, с такими политическими убеждениями, которые привели его к террористам. Но так было еще до встречи с Иисусом.

Конечно же, будучи одним из двенадцати избранных, Симон должен был как-то общаться с Матфеем, с человеком, который принадлежал к совершенно другой политической прослойке - собирал налоги для римского правительства. В какой-то момент своей жизни Симон, возможно, с радостью убил бы Матфея. Но, в конце концов, Матфей и Симон стали духовными братьями, которые трудились бок о бок, стремились к одной цели - распространять Евангелие и поклоняться одному Господу.

Просто удивительно, что такого человека, как Симон, Иисус избрал стать апостолом. Однако Симон был чрезвычайно верным человеком, обладал поразительным пылом, смелостью и рвением. Он поверил в истину и принял Христа как своего Господа. Горячее воодушевление по отношению к Израилю, которое когда-то овладело Симоном, теперь выражалось в полном посвящении Христу.

В нескольких источниках говорится, что после разрушения Иерусалима Симон понес Евангелие на север и проповедовал на Британских островах. Имя апостола сходит со страниц библейских повествований, как имена многих других. Не существует достоверных данных о смерти апостола, но во всех преданиях говорится, что он был убит за проповедь Евангелия. Человек, который когда-то был готов убивать и умереть за политические убеждения, относившиеся только к Иудее, нашел более благую цель, за которую смог отдать свою жизнь: провозглашать о спасении грешникам из разных народов, языков и племен.

Из книги Гностицизм. (Гностическая религия) автора Йонас Ганс

СИМОН ВОЛХВ Отцы Церкви определяли Симона Волхва как отца всех ересей. Он был современником апостолов и самаритянином, а Самария была печально известна своей непокорностью в религиозном плане и подозрительностью по отношению к ортодоксам. Когда апостол Филипп пришел

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Симон Маг Диакон Филипп, один из ближайших сподвижников апостолов, отправился в Самарию и начал здесь проповедовать. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, и с удивлением взирал на совершаемые им чудеса. Ибо из многих одержимых с воплями выходили нечистые духи,

Из книги Мифы и легенды Святой земли автора Ханауэр Джеймс

X Симон Праведный В верхней части долины Кедрон, недалеко от того места к северу от Иерусалима, где ее пересекает дорога в Наблус, стоит высеченная в скале гробница. Внутри скрытого за современной дверью вестибюля находится древняя, но сильно поврежденная и едва заметная

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

СИМОН Тодорский (Тодорский), архиеп. (1701–54), рус. правосл. церк. писатель, филолог. Окончил КДА (1727), после чего продолжил образование в Галле (Германия). Под руководством *Михаэлиса изучал греч. и вост. языки. Был учителем в Германии и в Венгрии. Затем вернулся в Россию, где в 1743

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Симон Воломский Преподобномученик Симон Воломский (в миру Симеон Михайлович) родился в 1586 году в семье крестьянина монастырской Волоколамской вотчины. В 1607 году, в Смутное время, его отец, разорившись, отправился на север, а Симеон пошел в Москву. Там он нашел приют у

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Симон Теперь в живых остался только один сын Маттафии - второй по старшинству Симон. Его быстро избрали новым руководителем: 1 Мак., 13: 8. …и отвечали громким голосом, и сказали: «Ты [Симон] - наш вождь на место Иуды и Ионафана, брата твоего…» Симон попытался выкупить

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Симон Как это часто бывает, на нас сваливаются внешние проблемы, потому что их навлекают внутренние: 2 Мак., 3: 4. Но некто Симон… поставленный попечителем храма, вошел в спор с первосвященником о нарушении законов в городе. Во времена после плена первосвященник был и

Из книги Православные святые. Чудотворные помощники, заступники и ходатаи за нас перед Богом. Чтение во спасение автора Мудрова Анна Юрьевна

Симон В Капернауме Иисус быстро достиг успеха, здесь у него была внимательная аудитория, чего не было в Назарете. Он даже начал собирать вокруг себя учеников: Мф., 4: 18–20. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

Симон маг Во время прибытия Филиппа самаритяне уже были увлечены другим лидером: Деян., 8: 9. Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Из-за этого стиха этот человек обычно

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

Симон Петр Следующее послание также приписывается Петру: 2 Петр., 1:1. Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа… Этот тезис подкрепляется ссылкой на прошлое Петра - на виденное им

Из книги 50 главных молитв на привлечение любимого человека в свою жизнь автора Берестова Наталия

Апостол Симон Зилот, Кананит (10/23 мая и 30 июня/13 июля) Святой апостол Симон Зилот происходил из Каны Галилейской, был сыном святого Обручника Иосифа, по плоти братом Господа, и одним из 12-ти апостолов. Первое чудо, которое сотворил Спаситель, – претворение воды в вино,

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Апостол Симон Зилот (Кананит) (I) 23 мая (10 мая по ст. ст.)Собор святых славных и всехвальных 12-ти апостолов – 13 июля (30 июня по ст. ст.)Церковь установила читать на Литургии евангельские строки о сводных братьях по плоти Господа Иисуса Христа – сыновьях праведного Иосифа

Из книги автора

Апостол Симон Кананит (Зилот) Апостол Симон назван зилотом, что значит «ревнитель». Зилоты – это течение среди фарисеев. Зилоты боролись за независимость Иудеи от Рима, и противостояли той части иудейского народа, которая была склонна к компромиссам с язычниками. Кананит

Из книги автора

Святой апостол Симон Зилот Дни отрочества и юности Своей Христос провел в маленьком галилейском городке Назарете. Но вот наступило время открытого служения Его роду человеческому, и Он идет в Иудею, где в пустыне иудейской, на берегу Иордана, Иоанн Креститель

Из книги автора

Апостол Симон Зилот Кондак, глас 2 Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго во хвалении ублажим, яко Богоглаголиваго вси Симона: Престолу бо Славы ныне предстоит и со Безплотными веселится, моляся непрестанно о всех

Из книги автора

Св. апостол Симон Зилот (О любви к Богу) I. Св. апостола Симона, память коего совершается ныне, называют также Кананитом по происхождению его из той Каны галилейской, где Спаситель явил первый пример чудес, претворив воду в вино на свадебном пиру, на котором Он и Пречистая

Похожие статьи

© 2024 vishaja-kategorija.ru. АстроМистика - Информационный портал.