Бог никогда не остается должным никому. Библия онлайн. Введение к посланию к римлянам

Комментарии к главе 13

ВВЕДЕНИЕ К ПОСЛАНИЮ К РИМЛЯНАМ

Существует очевидное различие между Посланием апостола Павла к Римлянам и его другими посланиями. Всякий читатель, переходя непосредственно после чтения, например, Послания к Коринфянам, почувствует отличие как по духу, так и по подходу. В очень большой степени объясняется это тем, что когда Павел писал Римской церкви он обратился к церкви, в основании которой он не принимал никакого участия и с которой у него не было совершенно никаких личных связей. Этим и объясняется то, что в Послании к Римлянам так мало деталей, касающихся конкретных проблем, которыми полны его прочие послания. Вот почему Послание к Римлянам, на первый взгляд, кажется более абстрактным. Как выразился Дибелиус: "Из всех посланий апостола Павла это послание менее всего обусловлено текущим моментом".

Мы можем выразить это иначе. Послание к Римлянам из всех посланий апостола Павла ближе всех приближается к богословскому трактату. Почти во всех своих других посланиях он разрешает какую-нибудь насущную проблему, сложное положение, текущую ошибку или угрожающую опасность, нависшую над церковными общинами, к которым он писал. В Послании к Римлянам апостол Павел подошёл ближе всего к систематическому изложению своих собственных богословских взглядов вне зависимости от стечения каких-либо животрепещущих обстоятельств.

ЗАВЕЩАТЕЛЬНОЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ

Именно поэтому два великих учёных применили к Посланию к Римлянам два великолепных определения. Санди назвал его завещательным. Создаётся такое впечатление, что Павел как бы писал своё последнее богословское завещание, своё последнее слово о своей вере, как будто в Послании к Римлянам он источил сокровенное слово о своей вере и о своём убеждении. Рим был крупнейшим городом мира, столицей величайшей империи, какую мир когда-либо видел. Апостол Павел никогда не бывал там и он не знал, будет ли он там когда-нибудь. Но когда он писал церкви в таком городе, было уместным изложить основу и суть своей веры. Профилактическим является то, что предохраняет от инфекции. Апостол Павел слишком часто видел какой вред и заботы могут вызвать ложные представления, извращённые понятия, вводящие в заблуждение концепции христианской веры и убеждения. Поэтому он хотел послать церкви города, являвшегося центром тогдашнего мира, послание, которое бы воздвигло для них такой храм веры, что если бы к ним когда-нибудь пришла зараза, они имели бы в истинном слове христианского учения мощное и действенное противоядие. Он почувствовал, что лучшей защитой от заразы ложных учений является профилактическое воздействие истины.

ПОВОД ДЛЯ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЯ К РИМЛЯНАМ

Всю его жизнь преследовала апостола Павла мысль о Риме. Благовествовать там - всегда было его мечтой. Находясь в Ефесе, он замышляет пройти снова через Ахаию и Македонию. А потом у него срывается предложение, определённо идущее от сердца "Побывав там я должен видеть Рим" (Деян. 19,21). Когда он встретился с большими трудностями в Иерусалиме и положение его было угрожающим и конец казался близким, ему явилось одно из тех видений, которые ободряли его. В этом видении Бог стоял рядом с ним и говорил: "Дерзай, Павел; ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так НАДЛЕЖИТ ТЕБЕ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ И В РИМЕ". (Деян. 23,11 ). Уже в первой главе этого послания звучит страстное желание Павла увидеть Рим. "Ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему" (Рим. 1,11 ). "Итак, что до меня, то я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме" (Рим. 1,15 ). Можно уверенно сказать, что имя "Рим" было начертано в сердце апостола Павла.

Послание к Римлянам Апостол Павел написал в 58 г. в Коринфе. Он как раз завершал очень дорогой его сердцу замысел. Церковь в Иерусалиме, являвшаяся матерью всех церковных общин, обеднела и Павел собирал в её пользу денежные подаяния во всех вновь созданных церковных общинах (1 Кор. 16,1 и далее; 2 Кор. 9,1 далее). Эти денежные даяния имели две цели: Они давали молодым церковным общинам возможность проявить на деле христианское милосердие и они представляли собой самый действенный путь показать всем христианам единство христианской церкви, научить их тому, что они являются не просто членами изолированных и независимых религиозных братств, а членами одной великой церкви, каждая часть которой несёт бремя ответственности за всех остальных. Когда апостол Павел писал Послание к Римлянам, он как раз собирался отправиться в Иерусалим с этим даром для Иерусалимской церковной общины: "А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым" (Рим. 15,25 ).

ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ ПОСЛАНИЯ

Почему же он написал это послание в такой момент?

(а) Апостол Павел знал, что поездка в Иерусалим была чревата опасными последствиями. Он знал, что поехать в Иерусалим означало рисковать своей жизнью и свободой. Он очень хотел, чтобы и члены Римской церкви молились за него, прежде чем он отправится в своё путешествие. "Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу. Чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее, чтобы служение моё для Иерусалима было благоприятно святым". (Рим. 15,30.31 ). Он заручался молитвами верующих, прежде чем пуститься в это опасное предприятие.

(б) В голове Павла зрели большие планы. О нём говорили, что его "всегда преследовали мысли о дальних краях". Он никогда не видел судна, стоящего на якоре, но он всегда горел желанием подняться на борт, чтобы принести людям за морем благую весть. Он никогда не видел горной цепи в голубой дали, но он всегда горел желанием пересечь её, чтобы передать рассказ о распятии людям, которые никогда не слышали о нём. И в то же время Павла преследовала мысль об Испании. "Как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что проходя, увижусь с вами". (Рим. 15,24 ). "Исполнив это и доставив им (церкви в Иерусалиме) сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию". (Рим. 15,28 ). Откуда это страстное желание пойти в Испанию? Рим открыл эту землю. Некоторые из больших римских дорог и строений всё ещё находятся там до наших времён. Как раз в то время Испания блистала великими именами. Многие из великих людей, которые вписывали свои имена в римскую историю и литературу, были выходцами из Испании. Среди них был Марциал - великий мастер эпиграмм, Лукан - эпический поэт; были Колумела и Помпоний Мела - крупные фигуры в римской литературе, был Квинтиллиан - мастер римского ораторского искусства, и, особенно, там был Сенека - величайший из римских философов-стоиков, учитель императора Нерона и премьер министр Римской империи. Поэтому вполне естественно, что мысли Павла обратились к этой стране, породившей такую плеяду блистательных имён. Что может произойти, если такие люди станут сопричастными к Христу? Насколько нам известно, Павел никогда так и не побывал в Испании. Во время этого визита в Иерусалиме его арестовали и больше не освободили. Но когда он писал Послание к Римлянам, он мечтал именно об этом.

Павел был превосходным стратегом. Он, как хороший полководец, наметил план действия. Он считал, что может покинуть Малую Азию и на время оставить Грецию. Он видел перед собой весь Запад, нетронутую территорию, которую он должен был покорить для Христа. Однако, для того чтобы приступить к исполнению такого плана на Западе, ему нужен был опорный пункт. И таким опорным пунктом могло быть только одно место, и этим местом был Рим.

Вот почему Павел написал Послание к Римлянам. В его сердце ожила та великая мечта, а в его уме зрел великий план. Ему нужен был Рим как опорный пункт для этого нового совершения. Он был уверен в том, что церковь в Риме должна знать его имя. Но, как человек трезвый, он был также уверен в том, что известия о нём, доходившие до Рима, были разноречивыми. Его недруги могли распространять о нём клевету и ложные обвинения. Вот поэтому он написал послание Римской церкви, дав в нём изложение самой сути своей веры, дабы, когда придёт время свершений, найти в Риме сочувствующую церковь, через которую можно было бы установить связи с Испанией и с Западом. Потому что у него был такой план и такие намерения апостол Павел и написал в 58 г. в Коринфе своё Послание к Римлянам.

ПЛАН ПОСЛАНИЯ

Послание к Римлянам является одновременно и очень сложным, и по структуре тщательно продуманным письмом. Чтобы легче разобраться в нём надобно иметь представление о его структуре. Оно разделяется на четыре части.

(1) Главы 1-8, в которых речь идёт о проблеме праведности.

(2) Главы 9-11, которые посвящены вопросу иудеев, т. е, избранному народу.

(3) Главы 12-15, в которых идёт речь о практических вопросах жизни.

(4) Глава 16 является письмом, в котором представлена диакониса Фива и перечислены личные приветствия.

(1) Когда Павел пользуется словом праведность, он подразумевает правильные отношения к Богу. Праведный - это человек, который находится в правильных отношениях к Богу, и жизнь его подтверждает это.

Павел начинает с образа языческого мира. Стоит только взглянуть на разложение и разврат, царящие там, чтобы понять, что проблема праведности там не разрешена. После этого Павел обращается к иудеям. Иудеи пытались разрешить проблемы праведности дотошным исполнением закона. Павел сам испытал этот путь, приведший его к крушению и поражению, ибо ни один человек на земле не может в совершенстве исполнять законы и, следовательно, каждый обречён жить с постоянным чувством, что он в долгу перед Богом и заслуживает Его осуждения. Поэтому Павел находит путь праведности для себя - путь абсолютной веры и преданности. Единственно правильное отношение к Богу - это поверить Ему на слово и положиться на Его милость и любовь. Это и есть путь веры. Надо знать, что важно не то, что мы можем сделать для Бога, но что Он сделал для нас. Основой христианской веры для Павла было убеждение, что мы не только никогда не сможем заслужить милость Бога или стать достойными её, но нам и не нужно этого добиваться. Вся проблема заключается исключительно в милости, и всё, что мы можем делать - это принимать с изумлённой любовью, благодарностью и доверием то, что Бог сделал для нас. Это, однако, не освобождает нас от обстоятельств, и не даёт нам права поступать по нашему усмотрению: это значит, что мы должны постоянно и всегда пытаться быть достойными той любви, столько совершившей для нас. Но мы более не пытаемся выполнять требования неумолимого, строгого и осуждающего закона; мы более не преступники перед судьёй; мы - любящие, которые отдали всю свою жизнь и любовь тому, Кто первым полюбил нас.

(2) Проблема иудеев была терзающей. В полном смысле этого слова они были избранным Богом народом, однако, когда Сын Его пришёл в мир, они отвергли Его. Какие объяснения можно было дать этому душераздирающему факту?

Единственное объяснение Павла заключалось в том, что это тоже было божественным актом. Сердца иудеев были почему-то ожесточены; кроме того, это было не полным поражением: какая то часть иудеев оставалась верной Ему. Кроме того, это было не без смысла: ибо именно потому, что иудеи отвергли Христа, к Нему получили доступ язычники, которые потом обратят иудеев и всё человечество будет спасено.

Павел идёт дальше: иудей всегда претендовал на то, что он является членом избранного народа уже в силу того, что он родился иудеем. Это всё выводилось из факта чисто расового происхождения от Авраама. Но Павел настаивает на том, что истинный иудей не тот, чья кровь и плоть могут быть по происхождению прослежены до Авраама. Это тот человек, который пришёл к тому же решению об абсолютной покорности Богу в любящей вере, к которому пришёл и Авраам. Поэтому Павел утверждает, что есть много чистокровных иудеев, которые вовсе не являются иудеями в истинном смысле этого слова. В то же время много людей из других народов являются истинными иудеями. Новый Израиль, поэтому, не представляет собой расового единства; его составляли те, кто имел ту же веру, которую имел Авраам.

(3) Двенадцатая глава Послания к Римлянам содержит столь важные этические положения, что её всегда нужно ставить рядом с Нагорной проповедью. В этой главе Павел излагает этические достоинства христианской веры. Четырнадцатая и пятнадцатая главы касаются извечно важного вопроса. В церкви всегда имелся узкий круг людей, которые считали, что они должны воздерживаться от определённых яств и напитков, и которые придавали определённым дням и церемониям особое значение. Павел рассуждает о них как о более слабых братьях, так как их вера зависела от этих внешних вещей. Имелась и другая более свободомыслящая часть, которая не связывала себя строгим соблюдением этих правил и обрядов. Павел считает их братьями более сильными в их вере. Он совершенно ясно излагает, что он на стороне братьев более свободных от предрассудков; но он излагает здесь важный принцип: ни один человек никогда не должен делать ничего такого, что могло бы уничижить более слабого собрата, либо же поставить на его пути камни преткновения. Он защищает свой основной принцип, что никто не должен когда-либо совершать такое, что может затруднять кому-либо быть христианином; и это вполне можно понимать так, что мы должны оставить то, что является удобным и полезным для нас лично, ради нашего более слабого собрата. Христианская свобода не должна быть применена таким образом, чтобы этим наносился вред жизни или совести другого человека.

ДВА ВОПРОСА

Шестнадцатая глава всегда ставила перед учёными проблему. Многие чувствовали, что она, в сущности, не представляет собой части Послания к Римлянам, а что она на самом деле, письмо, адресованное другой церкви, которое было присоединено к Посланию к Римлянам, когда собирали письма апостола Павла. Каковы их доводы? Во-первых и прежде всего, в этой главе Павел посылает приветствия двадцати шести различным лицам, двадцати четырёх из них он называет по имени и, очевидно, все ему близко знакомы. Он, например, может сказать, что мать Руфа была и ему матерью. Возможно ли это, чтобы Павел близко знал двадцать шесть человек в церкви, которую он никогда не посещал? Собственно говоря, в этой главе он приветствует гораздо больше людей, нежели в любом другом послании. А ведь он никогда не вступал в Рим. Здесь нужны какие-то объяснения. Если эта глава не была написана в Рим, то кому же она была адресована? Именно здесь появляются имена Прискиллы и Акилы, которые вызывают разногласия. Мы знаем, что они покинули Рим в 52 г., когда Император Клавдий издал эдикт, изгонявший иудеев (Деян. 18,2 ). Мы знаем, что они прибыли с Павлом в Ефес (Деян. 18,18 ), что они были в Ефесе, когда Павел писал своё Послание к Коринфянам (1 Кор. 16,19 ), т.е., менее двух лет перед тем как он писал Послание к Римлянам. И мы знаем, что они находились ещё в Ефесе, когда были написаны пасторские послания (2 Тим. 4, 9 ). Несомненно, что если к нам попадает письмо, в котором посылаются приветствия Прискилле и Акиле без другого адреса, то мы должны бы предположить, что оно было адресовано в Ефес.

Имеются ли какие-либо доказательства, позволяющие нам сделать заключение, что глава 16 была в первую очередь послана в Ефес? Имеются очевидные причины, обусловившие более длительное пребывание Павла в Ефесе, нежели в другом месте, и, поэтому было бы вполне естественно, если бы он посылал туда приветствия многим людям. Павел говорит далее об Епенете, "который есть начаток Ахаии для Христа". Ефес находится в Малой Азии, и поэтому, такое упоминание было бы также естественным для послания в Ефес, но не для послания в Рим. В Послании к Римлянам (Рим. 16,17 ) говорится "о производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились". Это звучит, как будто Павел говорит о возможном неповиновении его собственному учению, а ведь он никогда не учил в Риме.

Можно утверждать, что шестнадцатая глава была первоначально адресована в Ефес, но и это утверждение не является столь неопровержимым, как это может показаться на первый взгляд. Во-первых, нет никаких доказательств, что эта глава когда-либо связывалась с чем-либо, кроме Послания к Римлянам. Во-вторых, как это ни странно, но Павел никогда не посылает личных приветствий в церкви, которые он хорошо знал. Ни в Посланиях к Фессалоникийцам, ни к Коринфянам, Галатам и Филиппийцам к церквам, которые он хорошо знал - нет личных приветствий, и в то же время такие приветствия имеются в Послании к Колоссянам, хотя Павел никогда не бывал в Колоссах.

Причина этому проста: если бы Павел посылал личные приветствия хорошо ему знакомым церквам, то среди членов церкви вполне могло возникнуть чувство ревности и зависти. Напротив же, когда он писал послания церквам, которых он никогда не посещал, он хотел установить как можно больше личных связей. Лишь один тот факт, что Павел никогда не был в Риме, вполне мог его побудить к стремлению установить как можно больше личных связей. Опять же важно помнить, что Прискилла и Акила действительно были изгнаны из Рима эдиктом, но разве не высшей степени вероятно, что после того, как прошли все опасности, через шесть-семь лет они вернутся в Рим с тем, чтобы вновь заняться своим ремеслом, после того как они пожили в других городах? И разве не вполне допустимо, что многие из других имён принадлежат людям, которые также побывали в изгнании, жили временно в других городах, где они встретили Павла, и, которые, как только опасность миновала, вернулись в Рим и в свои дома? Павел был бы в восторге от того, что у него так много личных знакомых в Риме и обязательно воспользовался бы случаем, чтобы установить с ними прочную связь.

Ниже, как мы увидим, когда мы перейдём к детальному изучению главы шестнадцатой, многие имена - домочадцы Аристовула и Наркисса, Амплий, Нирей и другие - вполне уместны для Рима. Несмотря на то, что имеются доводы в пользу Ефеса, мы можем принять, что нет необходимости отделять главу шестнадцать от Послания к Римлянам.

Но есть более интересная и более важная проблема. Ранние списки показывают чрезвычайно странные вещи, связанные с главами 14, 15, 16. Самым естественным для славословия местом является конец послания. В Послании к Римлянам (16,25-27 ) имеется хвалебный гимн во славу Господа и в большинстве хороших списков он стоит в конце. Но в некоторых списках он стоит в конце четырнадцатой главы (24-26 ), в двух хороших списках этот гимн приводится и в том и в другом месте, в одном древнем списке он приводится в конце пятнадцатой главы, в двух списках его нет ни в том, ни в другом месте, но для него оставлено свободное место. В одном древнем латинском списке приводится перечень краткого содержания разделов. Вот как выглядят последние два:

50: Об ответственности того, кто осуждает брата своего за пищу.

Это, несомненно, Послание к Римлянам 14,15-23.

51: О Тайне Господа, о которой было умолчано до Его страданий, но которая явлена после Его страданий.

Это, также несомненно, Послание к Римлянам 14,24-26- гимн во славу Господа. Ясно, что этот перечень краткого содержания глав был сделан по списку, в котором отсутствовали главы пятнадцать и шестнадцать. Однако имеется нечто, что проливает свет на это. В одном списке упоминание названия Рима (Рим. 1,7 и 1,15 ) совершенно упущено. В нём вообще нет указания на место, куда адресовано послание.

Всё это показывает, что Послание к Римлянам распространялось в двух формах. Одна форма та, которая у нас - с шестнадцатью главами и другая - с четырнадцатью; и возможно, ещё одна - с пятнадцатью. Объяснение, по-видимому, такое: когда Павел писал Послание к Римлянам, в нём было шестнадцать глав; однако, главы 15 и 16 носят личный характер и касаются конкретно Рима. С другой же стороны, ни в одном другом послании Павла не приводится всё его учение в такой сжатой форме. Должно быть, произошло следующее: Послание к Римлянам стало распространяться среди всех других церквей, при этом опускались последние главы, имевшие чисто местное значение, за исключением славословия. Уже тогда, несомненно, почувствовали, что Послание к Римлянам носит слишком фундаментальный характер, чтобы оно могло ограничиваться только Римом и остаться там и, поэтому, из него были изъяты главы, носившие чисто локальный характер и оно было разослано всей церкви. Уже с самых ранних времён Церковь почувствовала, что Послание к Римлянам является таким выдающимся изложением мыслей Павла, что оно должно стать достоянием не только одной общины, но церкви в целом. Когда мы изучаем Послание апостола Павла к Римлянам, мы должны помнить, что люди всегда смотрели на него как на основу евангельской веры Павла.

ХРИСТИАНИН И ГОСУДАРСТВО (Рим. 13,1-7)

С первого взгляда это чрезвычайно странный отрывок, ибо, кажется, что в нём христианам даётся совет соблюдать абсолютную покорность гражданской власти. Но, в сущности, это заповедь, проходящая красной нитью через весь Новый Завет. В 1 Тим. 2, 1-2 читаем: "Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков. За царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте". В Послании к Титу 3,1 даётся совет проповеднику: "Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело". В 1 Пет. 2,13-17 читаем: "Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, Правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству людей, -... Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите".

Можно было бы предположить, что эти строки были написаны в те времена, когда римское правительство ещё не начало подвергать гонениям христиан. Мы знаем, например, из книги Деяния святых Апостолов, что, как это сказано у римского историка Гиббона, суд языческих судей часто представлял собой самое надёжное укрытие от ярости толпы иудеев. Не раз мы видим, как Павел находит защиту у беспристрастного римского судопроизводства. Но интересным и примечательным является то, что через годы и столетия, когда начали свирепствовать гонения, и христиан рассматривали как преступников, отцы христианской церкви продолжали говорить точно такие же слова

Иустин Мученик (Апология 1,17) пишет: "везде мы охотнее всех других людей стараемся платить установленные вами налоги, как обычные, так и чрезвычайные, как учил нас Иисус. Мы лишь поклоняемся Богу, но во всём остальном мы служим вам, признавая вас как царей и правителей людей и молясь, чтобы вы и ваша царская власть выносили здравые решения". Афинагор, умоляя о мире для христиан (глава 37) пишет: "Мы заслуживаем одобрения, потому что мы молимся о вашем правительстве, чтобы вы могли, по справедливости, получить царство, сын от отца, и чтобы ваша империя расширялась и увеличивалась до тех пор, пока все люди не будут подвластны вашему правлению". Тертуллиан (Апология, гл. 30) пишет об этом более пространно: "Мы обращаемся с молитвами о наших князях к вечному, истинному, живому Богу, милости которого они сами должны желать превыше всего... Неизменно и за всех наших императоров возносим мы молитвы. Мы молимся о продлении жизни, о безопасности и сохранности империи; о защите императорского дома, о смелых армиях, о верном сенате, достойном народе, покое для мира, за всё, что может пожелать человек или кесарь, император". Он продолжает, что христиане иначе не могут как почитать императора "потому что он призван нашим Господом в слуги Его". И заканчивает Тертуллиан так: "Кесарь более наш, чем ваш, потому что Бог назначил его". Арнобий (4,36) разъясняет, что в христианских собраниях "просят о мире и прощении для всех начальствующих".

Последовательное и формальное учение христианской Церкви гласило, что следует повиноваться гражданской власти и возносить за неё молитвы, даже если во главе этой власти стоял такой человек как Нерон.

Какая же мысль и вера стоят за этими высказываниями?

1) У Павла был один неопровержимый повод для того, чтобы подчёркивать покорность гражданской власти. Иудеи слыли пресловутыми мятежниками. Палестина, особенно Галилея, постоянно бурлила и бунтовала. Кроме того, были зелоты, которые были убеждены в том, что у иудеев нет иного царя кроме Бога, и что никому, помимо Бога, не следует давать какую-либо дань. Они даже не соглашались с чем-то вроде политики пассивного сопротивления. Они были убеждены, что Бог не поможет им, если они сами не встанут на путь насильственных действий, чтобы помочь себе. Их целью было сделать любое гражданское правление невозможным. Они были известны как люди, всегда носившие при себе кинжал. Это были фанатики - террористы, поклявшиеся применять неизменно террористические методы борьбы. Они выступали не только против правительства Рима, но они разрушали дома, сжигали урожаи и убивали семьи своих же сограждан иудеев, плативших дань Римскому правительству.

Павел считал это совершенно бессмысленным. Это, в действительности, было прямым отрицанием норм христианской этики. Но всё же, по крайней мере, среди одной части иудейского населения, это было нормальным поведением. Возможно, что Павел именно потому так подробно и определённо говорит об этом, что хотел отделить христианство от бунтарского иудаизма и ясно показать, что христианство и достойная гражданственность неотделимы друг от друга.

2) Однако, отношения между христианами и государством не носят лишь только преходящий характер. Вполне возможно, что Павел думал при этом об обстоятельствах, возникших в связи с волнениями иудеев, но, несомненно, учитывал и другие обстоятельства. Прежде всего, никто не может отмежеваться от общества, в котором он живёт. Ни один человек не может, добросовестно изолировать себя от народа. Как его член он пользуется определёнными выгодами, которыми он не располагал бы, живи он сам по себе; но, опять же, он не может логично претендовать на все привилегии и отказываться от выполнения всех обязательств, связанных с социальной жизнью. Точно так же как он является частью тела церкви, так он является и частью тела народа: в этом мире нет и не может быть ничего подобного изолированному индивидууму. Человек имеет свои обязательства по отношению к государству, и он должен исполнять их даже в том случае, если на троне сидит Нерон.

3) Человек обязан государству своей защитой. Это была ещё идея Платона, что государство существует для обеспечения справедливости и безопасности и гарантирует человеку безопасность от диких зверей и дикарей. Как говорили: "Люди собирались за стеной, чтобы жить в безопасности". Государство - это, по существу, организация группы людей, договорившихся между собой поддерживать друг с другом определённые отношения при соблюдении определённых законов. Без этих законов и без их соблюдения, главенствовал бы сильный, эгоистический и безнравственный человек; слабый потерпел бы обязательно неудачу и был вытеснен; в жизни общества главенствовал бы закон джунглей. Каждый рядовой человек обязан своей безопасностью государству, и, поэтому, несёт и определённые обязательства по отношению к нему.

4) Простой человек обязан государству большим количеством услуг, которые были бы недоступны для него. Человек не мог бы иметь свои индивидуальные системы водоснабжения, освещения, канализации или транспорта. Эти системы доступны лишь в условиях сожительства людей. И было бы совершенно ненормальным, если бы человек пользовался всеми этими благами и удобствами, но отказывался принять на себя соответствующую долю ответственности. Это один из тех убедительных доводов, почему для христианина является делом чести быть примерным гражданином и принимать участие в выполнении всех обязательств, связанных с гражданством.

5) Кроме того, Павел рассматривал государство вообще, и Римскую Империю в частности, как предопределённый Богом инструмент для спасения мира от хаоса. Уберите эту империю и мир разлетится вдребезги. В сущности, именно этот пакс Романа - римский мир - давал христианским миссионерам возможность благовествовать. Идеально людей должна связывать друг с Другом христианская любовь; но этого ещё нет, посему их объединяет государство.

Павел рассматривал государство как орудие в руках Бога, спасающее мир от хаоса. Те, кто управлял государством, выполнял, по мнению Павла, свою роль в этой великой задаче. Независимо от того, поступали они сознательно или бессознательно, они выполняли предназначение Божие, и христиане должны были, по мнению Павла, помогать им в этом, а не мешать.

ДОЛГИ, КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ПЛАТИТЬ И ДОЛГ, КОТОРЫЙ НИКОГДА НЕЛЬЗЯ УПЛАТИТЬ (Рим. 13,8-10)

В предыдущем отрывке рассматривались так званные "общественные долги" человека. В 7-ом стихе приводятся два из них: оброк и подать. С фразой отдавать должное (оброк) Павел подразумевает налоги, которые платили все подвластные Риму народы. Дань (оброк), которую римляне взимали с подвластных народов, состояла из трёх частей: поземельный налог, по которому человек должен был платить - наличными или натурой - одну десятую долю всего зерна и пятую долю вина и фруктов, собранных на его земле. Во-вторых, это был подоходный налог, по которому человек платил один процент со своего дохода. И, в-третьих, это был подушный налог, который платил каждый от четырнадцати до шестидесяти пяти лет. Под податями Павел подразумевает местные налоги. Сюда входили таможенные сборы, пошлины на ввозимые и вывозимые товары, сборы за пользование главными дорогами при переезде через мосты, за вход на рынок или гавань, за право владеть животными или пользоваться ручной тележкой или телегой. Павел настаивал на том, что христианин должен платить свой оброк и свои подати как государству, так и местным властям, сколь бы неприятно это ни было.

Потом Павел обращается к личным долгам, предостерегая: "Не оставайтесь должными никому ничем". Казалось бы, об этом и не стоило бы и говорить, но имелись люди, извращавшие молитву "Отче наш", слова "Прости нам грехи наши, как мы прощаем должников наших", и претендовавших на прощение всех их денежных обязательств. Павел должен был напомнить своим ученикам, что христианство не только не оправдывает отказывающихся от своих обязательств по отношению к своим собратьям; но что оно является основанием самого безукоризненного выполнения всех обязательств.

Он говорит далее о долге, который человек должен платить каждый день: любить друг друга, хотя он всё же будет вечно оставаться должником. Ориген из Александрии сказал: "Долг любить остаётся с нами и никогда не покидает нас; это долг, который мы отдаём каждый день, и, в то же время мы остаёмся должными". Павел утверждает, что если человек честно пытается выполнить долг любви, он автоматически соблюдает все заповеди. Он не будет прелюбодействовать, ибо, если два человека допустят, чтобы их страсть одолела Их, то это случается не потому, что они очень любят друг друга, но что они слишком мало любят друг друга; истинная любовь характеризуется одновременно уважением и самообладанием, которые оберегают от греха. Он также не убьёт, потому что любовь всегда стремится создавать, а не разрушать; любовь - благочинна и всегда ищет способ обезвредить врага, не убивая его, но пытаясь сделать его другом. Он никогда не станет красть, ибо любви больше свойственно давать, нежели брать. Он не пожелает также и чужого, ибо домогательство чужого (эпитуния) - подсознательное желание запретного плода, а любовь очищает сердце настолько, что такое желание вовсе угаснет.

Существует известная поговорка: "Люби Бога и делай, что тебе хочется". Если любовь является главной движущей силой человеческого сердца, если во всей его жизни доминирует любовь к Богу и любовь к своим собратьям, то ему не нужно иного закона.

СВОЕВРЕМЕННОЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ (Рим. 13,11-14)

Как и многих великих людей, Павла преследовала мысль о скоротечности времени. Эндрью Марвелл всегда слышал "проносящуюся мимо крылатую колесницу времени". Китса тоже преследовала мысль, что его жизнь прервётся раньше, чем его перо изложит то, что кипело в его переполненном мозгу. Павел думал при этом не только о скоротечности времени. Он ожидал Второго Пришествия Христа. Раннехристианская церковь ждала Его в любой момент, и, поэтому, она старалась быть всегда готовой к нему. Это ожидание со временем теряло свою остроту и, наконец, ослабело; но одно бесспорно: ни один человек не знает, когда Бог прикажет ему идти. Времени остаётся всё меньше и меньше, ибо с каждым днём мы на один день ближе к этому моменту. И мы должны в каждый момент быть готовыми.

Интересно рассмотреть эти шесть грехов, выбранных Павлом и являвшихся типичными для отвергавших Христа.

1) Во-первых, пиршество (комос). Это интересное слово. Первоначально комос означало компанию друзей, сопровождавших победителя игр домой, распевавших песни и прославлявших его победу. Позже это слово стало обозначать шумную компанию пирующих бражников, буянящих ночью по улицам города. Оно обозначает пиршество, которое унижает достоинство человека и причиняет неудобство другим.

2) Пьянство (мете). Для греков пьянство было особенно постыдным делом. Они пили много вина. Даже дети пили его. Завтрак у них назывался акратизма и состоял из ломтя хлеба, обмакнутого в вино. И всё же, пьянство считалось особенно постыдным делом, ибо греки пили довольно сильно разбавленное вино из-за недостатка хорошей воды. Пьянство считалось пороком не только для христианина, но и для язычника.

3) Сладострастие (коите). В буквальном переводе коите - это постель, но со значением желания обладать запретной постелью. Этот грех был типичным для язычников. Это слово характеризует человека, совершенно не ценящего верность и всегда и везде удовлетворяющего свою похоть.

4) Распутство (аселгеиа). Это слово аселгеиа является одним из самых отвратительных слов в греческом языке. Оно обозначает не только аморальность, но характеризует человека, совершенно лишённого стыда. Большинство людей стремятся скрыть свои пагубные поступки, но человек, в сердце которого аселгеиа, давно уже не обращает на это никакого внимания. Его не беспокоит, кто его видит; его не волнует, какое общественное осуждение он вызывает к своей особе; его не заботит, что люди думают о нём. Слово аселгеиа является характеристикой человека, который осмеливается публично делать вещи, которые вообще считаются неприличными.

5) Ссора (эрис). Слово эрис обозначает дух, порождаемый необузданным и нечистым соперничеством. Побудительной причиной его является стремление добиться места, власти и престижа, к нему относится и ненависть к тем кто может обойти тебя. Это, собственно говоря, грех, ставящий только себя впереди и выше, и представляющий сам по себе полное отрицание христианской любви.

6) Зависть (зелос). Слово зелос не обязательно следует рассматривать как плохое слово. Это слово может обозначать благородное соревнование человека, столкнувшегося с великодушием характера другого человека и стремящегося достичь того же. Но это слово так же может обозначать ту зависть, которая с великим удовольствием лишила бы человека его благородства и превосходства. В таком случае оно обозначает дух, недовольный тем, что у него есть, и ревностно следящий за всяким благом, данным другому, а не ему.

Комментарии (введение) ко всей книге «К Римлянам»

Комментарии к главе 13

Кафедральный собор христианской веры. Фредерик Годэ

Введение

I. ОСОБОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В КАНОНЕ

Послание к Римлянам всегда занимало первое место среди всех посланий Павла, и это вполне оправдано. Так как книга Деяний апостолов заканчивается прибытием апостола Павла в Рим, логично, что его послания в НЗ начинаются с письма Апостола к церкви в Риме, написанного еще до того, как он встретился с римскими христианами. С точки зрения богословия это Послание, по-видимому, является самой важной книгой во всем НЗ, так как наиболее систематично, по сравнению с какойлибо другой книгой Библии, излагает основные положения христианства.

Послание к Римлянам наиболее примечательно и с исторической точки зрения. Блаженный Августин принял христианство, прочитав Римлянам, 13,13-14 (380 г.). Протестантская Реформация началась с того, что Мартин Лютер окончательно понял, что значит праведность Божья и что "праведный верою жив будет" (1517 г.).

Основатель Методистской церкви Джон Уэсли обрел уверенность в спасении после того, как в домашней церкви Моравских братьев на Алдерсгейтстрит в Лондоне услышал, как читали вступление к Лютеровскому комментарию на Послание (1738 г.). Жан Кальвин писал: "Понявший это Послание откроет для себя путь к пониманию всего Писания".

Даже еретики и наиболее радикально настоенные критики принимают общехристианскую точку зрения - автором Послания к Римлянам был апостол язычников. Более того, первым известным писателем, который конкретно назвал автором Павла, был еретик Маркион. Это Послание цитируют также такие раннехристианские апологеты, как Климент Римский, Игнатий, Юстин Мученик, Поликарп, Ипполит и Ириней. Канон Муратори также приписывает это Послание Павлу.

Весьма убедителен и сам текст Послания. И богословие, и язык, и дух Послания вполне конкретно указывают на то, что его автором был Павел.

Конечно же, скептиков не убеждает самый первый стих Послания, в котором говорится, что это письмо написано Павлом (1,1), но на его авторство указывают и многие другие места, например 15,15-20. Наиболее убедительным, вероятно, является множество "случайных совпадений" с книгой Деяний апостолов, которые вряд ли могли быть выдуманы специально.

III. ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ

Послание к Римлянам было написано после того, как появились Первое и Второе послания к Коринфянам, так как сбор денежных пожертвований для бедной иерусалимской церкви, который шел во время их написания, уже был завершен и готов к отправке (16,1). Упоминание Кенхреи, коринфского портового города, а также некоторые другие детали дают основание большинству специалистов полагать, что Послание было написано в Коринфе. Так как в конце своего третьего миссионерского путешествия Павел пробыл в Коринфе всего лишь три месяца из-за возмущения, поднятого против него, значит, Послание к Римлянам было написано именно в этот короткий промежуток времени, то есть примерно в 56 году н.э.

IV. ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ И ТЕМА

Как христианство впервые достигло Рима? Мы не можем сказать точно, но, возможно, Благую Весть в Рим принесли римские евреи, обращенные в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян. 2,10). Это произошло в 30 году.

Двадцать шесть лет спустя, когда Павел писал в Коринфе Послание к Римлянам, он еще ни разу не успел побывать в Риме. Но некоторых христиан из римской церкви к тому времени он уже знал, что видно из главы 16 Послания. В те времена христиане часто меняли место жительства, будь то в результате гонений, миссионерской деятельности или просто по работе. И эти римские христиане происходили как из иудеев, так и из язычников.

Примерно в 60 году Павел наконец-то оказался в Риме, но совсем не в том качестве, в котором планировал. Он прибыл туда узником, взятым под арест за проповедь Иисуса Христа.

Послание к Римлянам стало классическим произведением. Неспасенным людям оно открывает глаза на их бедственное греховное состояние и на тот план, который Бог приготовил для их спасения. Новообращенные узнают из него об их единстве со Христом и о победе силой Святого Духа. Зрелые христиане не перестают наслаждаться широким спектром содержащихся в этом Послании христианских истин: доктринальных, пророческих и практических.

Хороший способ понять Послание к Римлянам - это представить его как диалог между Павлом и неким неизвестным оппонентом. Создается впечатление, что по мере того как Павел разъясняет суть Благой Вести, этот оппонент выдвигает против нее самые разные аргументы и апостол последовательно отвечает на все его вопросы.

В конце этой "беседы" мы видим, что Павел ответил на все основные вопросы, касающиеся Благой Вести благодати Божьей.

Иногда возражения оппонента формулируются достаточно конкретно, иногда они лишь подразумеваются. Но независимо от того, как они выражены, все они вращаются вокруг одной и той же темы - Благой Вести о спасении по благодати через веру в Господа Иисуса Христа, а не через исполнение закона.

Изучая Послание к Римлянам, мы будем искать ответы на одиннадцать основных вопросов: 1) какова главная тема Послания (1:1,9,15-16); 2) что такое "Евангелие" (1,1-17); 3) почему люди нуждаются в Евангелии (1,18 - 3,20); 4) как, согласно Благой Вести, нечестивые грешники могут быть оправданы святым Богом (3,21-31); 5) согласуется ли Благая Весть с ветхозаветными Писаниями (4,1-25); 6) какие преимущества дает оправдание в практической жизни верующего (5,1-21); 7) может ли учение о спасении по благодати через веру допускать или поощрять греховную жизнь (6,1-23); 8) как христиане должны относиться к закону (7,1-25); 9) что побуждает христианина жить праведной жизнью (8,1-39); 10) нарушил ли Бог Свои обещания Его избранному народу, иудеям, даровав, согласно Благой вести, спасение как иудеям, так и язычникам (9,1 - 11,36); 11) как проявляется оправдание по благодати в повседневной жизни верующего (12,1 - 16,27).

Ознакомившись с этими одиннадцатью вопросами и с ответами на них, мы сможем лучше разбираться в этом важном Послании. Ответ на первый вопрос: "Какова главная тема Послания к Римлянам?" - однозначен: "Евангелие". Павел, не тратя лишних слов, сразу же начинает с обсуждения именно этой темы. Только в первых шестнадцати стихах главы 1 он четыре раза упоминает о Благой Вести (ст. 1, 9, 15, 16).

Здесь сразу же возникает второй вопрос: "А что же такое "Евангелие"? Само по себе это слово означает именно "благая Весть". Но в первых семнадцати стихах Послания апостол излагает шесть важных фактов, касающихся благовестия: 1) оно исходит от Бога (ст. 1); 2) оно обещано в ветхозаветных Писаниях (ст. 2); 3) оно - Благая весть о Божьем Сыне, Господе Иисусе Христе (ст. 3); 4) оно - сила Божья ко спасению (ст. 16); 5) спасение предназначено для всех людей, как для иудеев, так и для язычников (ст. 16); 6) спасение дается только по вере (ст. 17). И теперь, после такого вступления, мы перейдем к более подробному рассмотрению Послания.

План

I. ДОКТРИНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ: БЛАГАЯ ВЕСТЬ БОЖЬЯ (Гл. 1 - 8)

А. Знакомство с Благой Вестью (1,1-15)

Б. Определение Благой Вести (1,16-17)

В. Всеобщая нужда в Благой Вести (1,18 - 3,20)

Г. Основа и термины Благой Вести (3,21-31)

Д. Согласованность Благой Вести с Ветхим Заветом (Гл. 4)

Е. Практические преимущества Благой Вести (5,1-11)

Ж. Победа Христа над грехом Адама (5,12-21)

З. Евангельский путь к святости (Гл. 6)

И. Место закона в жизни верующего (Гл. 7)

К. Святой Дух - сила для праведной жизни (Гл. 8)

II. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: БЛАГАЯ ВЕСТЬ И ИЗРАИЛЬ (Гл. 9-11)

А. Прошлое Израиля (Гл. 9)

Б. Настоящее Израиля (Гл. 10)

В. Будущее Израиля (Гл. 11)

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: ЖИЗНЬ В СОГЛАСИИ С БЛАГОЙ ВЕСТЬЮ (Гл. 12 - 16)

А. В личном посвящении (12,1-2)

Б. В служении духовными дарами (12,3-8)

В. В отношениях с обществом (12,9-21)

Г. В отношениях с правительством (13,1-7)

Д. В отношении к будущему (13,8-14)

Е. В отношениях с другими верующими (14,1 - 15,3)

Ж. В планах Павла (15,14-33)

З. В почтительном отношении к другим (Гл. 16)

Г. В отношениях с правительством (13,1-7)

13,1 Получившие оправдание по вере должны быть покорны мирскому правительству. Вообще-то это относится ко всем людям, но здесь апостол особенно беспокоится о верующих. Бог установил общественную форму правления сразу после потопа, когда сказал: "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека" (Быт. 9,6). Это постановление дает человеку право судить и наказывать преступников.

В каждом упорядоченном обществе должна быть власть, должно быть подчинение этой власти. Иначе наступит анархия, в которой будет очень трудно выжить. Любое правительство лучше, чем отсутствие такового. Итак, Бог учредил институт общественного управления, и никакая власть не существует не по Его воле. Правда, это не значит, что Бог одобряет все, что совершают правители. Конечно же, Он против коррупции, жестокости и тирании! Но тот факт, что существующие власти от Бога установлены, является неоспоримым.

Верующие могут жить и побеждать в условиях демократии, конституционной монархии и даже при тоталитарном режиме. Никакое земное правительство не может быть лучше людей, его составляющих. Поэтому ни одно из них не совершенно. Единственной идеальной властью является благодатное правление Царя и Господа Иисуса Христа. Для лучшего понимания необходимо помнить, что Павел писал эту главу, когда на императорском троне находился печально известный Нерон. Это были черные дни для христиан. Нерон обвинил их в пожаре, уничтожившем половину Рима (хотя приказ о поджоге, возможно, отдал он сам). Множество христиан он приказал сжечь заживо, предварительно окунув в смолу, чтобы этими живыми факелами освещать свои оргии. Других зашивали в звериные шкуры и бросали на растерзание диким псам.

13,2 Тем не менее остается истиной, что не повинующиеся правительству и восстающие против него восстают против Бога, его учредившего. Противящийся законной власти заслуживает наказания. Хотя, конечно же, здесь есть исключение. Христианин не должен подчиняться правительству, если оно велит ему совершить грех или нарушить верность Иисусу Христу (Деян. 5,29). Никакая власть не может повелевать совести человека. Таким образом, бывают случаи, когда верующий, подчиняясь Богу, должен пойти против воли человека. В таких случаях он должен быть готов понести наказание безо всяких жалоб на несправедливость. Ни при каких обстоятельствах он не должен восставать против начальства или участвовать в попытке его свергнуть.

13,3 Обычно людям, поступающим правильно, незачем бояться правительства. Чаще всего наказывают лишь тех, кто нарушает закон. То есть если кто-то хочет наслаждаться жизнью, свободной от штрафов, судебных разбирательств и тюрьмы, ему стоит посоветовать быть законопослушным гражданином. И тогда он заслужит одобрение, а не наказание.

13,4 Любой правитель, будь то президент, мэр или судья, является слугой Божьим в том смысле, что он является представителем Господа. Он может и не знать Бога лично, но официально все равно остается Его человеком. Так, Давид постоянно обращался к злому Саулу как Господом помазанному царю (1 Цар. 24:6,10; 26:9,11,16,23). Несмотря на то что Саул несколько раз пытался убить Давида, тот не позволял своим людям причинить вред царю.

Почему? Потому что Саул был царем, то есть тем, кого избрал Сам Бог. Как слуги Божьи, правители призваны делать людям добро - заботиться об их безопасности, спокойствии и общем благосостоянии. Если же кто-либо решит нарушить закон, он должен понимать, что ему придется за это отвечать, так как правительство имеет власть судить и наказать его. Выражение "он не напрасно носит меч" служит веским подтверждением той власти, которой Бог наделил правителей.

Меч - это не просто безобидный символ власти, как, например, скипетр.

Меч подразумевает высшую власть правителя, то есть власть осуществлять смертную казнь. Таким образом, утверждение, что смертные казни были разрешены лишь в ветхозаветный, а не в новозаветный период, неправильно.

Это место НЗ подтверждает власть правительства лишать жизни государственного преступника. Некоторые в качестве аргумента приводят слова из Исход 20,13: "Не убивай". Но эти слова относятся к убийству, а государственную казнь нельзя считать убийством. Еврейское слово, переведенное как "убивать", означает именно преступное убийство, а не просто лишение жизни. (Глаголам "убить" и "поразить, убить" на иврите соответствуют глаголы qаtal и hаrag. В Десяти заповедях используется особый глагол "убивать" (rahats), и греческий перевод не составляет трудностей.) Смертная казнь была предписана ветхозаветным законом как должное наказание за некоторые серьезные преступления.

И опять апостол напоминает нам, что начальник является Божьим слугой , но при этом еще и добавляет: "...отмститель в наказание делающему злое". Другими словами, он служит Богу тем, что делает нам доброе и наказывает нарушителей закона.

13,5 Итак, мы должны подчиняться власти по двум причинам: из страха наказания и ради доброй совести.

13,6 Мы обязаны не только повиноваться государственным законам, но также и платить подати. В наших же интересах жить в обществе закона и порядка, с полицией и пожарными, поэтому мы обязаны охотно оплачивать их работу. Представители власти расходуют свое время и способности на исполнение Божьей воли, поддерживая общественный порядок, поэтому нуждаются в средствах к существованию.

13,7 Тот факт, что верующие являются гражданами Небесного Царства (Флп. 3,20), не означает, что они освобождены от обязанностей перед мирским правительством. Они должны платить подать - всевозможные налоги на прибыль, личное имущество и частную собственность. Также оброк - таможенные налоги за перевоз товара из одной страны в другую. Должны с уважением и страхом относиться к тем, кто представляет судебную власть.

И, наконец, оказывать честь представителям и должностным лицам государственных служб (даже если как личности они не вызывают уважения).

В этой связи христиане не должны принимать участия в обвинениях президента или премьер-министра. Даже в самый разгар политических выборов они не должны присоединяться к тем, кто нелестно отзывается о главе администрации. Написано: "Начальствующего в народе твоем не злословь" (Деян. 23,5).

Д. В отношении к будущему (13,8-14)

13,8 Первую часть этого стиха вкратце можно перефразировать так: "Оплачивайте свои счета вовремя". Здесь не содержится запрет на наличие каких-либо долгов. В нашем обществе существуют долги, от которых мы все равно не сможем избавиться. Практически все мы платим по ежемесячным счетам за телефон, газ, свет, воду и т.д.

Невозможно заниматься каким-либо видом бизнеса, периодически не беря определенные суммы в долг. Здесь говорится о том, чтобы мы не медлили с выплатой наших долгов.

Но в дополнение стоит сказать, что есть некоторые верные принципы, которыми в этих вопросах можно руководствоваться. Мы не должны брать в долг по пустякам. Мы не должны брать в долг, если боимся, что не сможем расплатиться. Другими словами, мы должны со всей ответственностью относиться к финансам, стремясь жить честно и помня, что должник становится рабом своего заимодавца (см. Притч. 22,7).

Единственный долг, который всегда остается в силе, - это обязанность любить. Слово agape, которое в Послании к Римлянам переведено как "любовь" (единственное исключение - Рим. 12,10), означает глубокую, самоотверженную, сверхъестественную привязанность одного человека к другому.

Эта неземная любовь не зависит от добродетелей объекта любви; эта любовь всегда незаслуженная. Она, как никакая другая любовь, распространяется не только на тех, кого хочется любить, но и на врагов.

Эта любовь проявляется в самоотдаче и зачастую в жертвенности. Бог именно так возлюбил мир, что отдал Своего единородного Сына. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее.

Эта любовь скорее зависит от выбора , а не чувств. То что нам заповедано любить, означает, что мы можем выбирать, делать это или нет. Если бы это было не поддающимся контролю чувством, которое периодически овладевает нами, вряд ли с нас можно было бы спросить за него. Но, конечно же, здесь не отрицается и присутствие эмоций.

Эта Божественная любовь не может проявляться в необращенном человеке. Даже верующий сам не способен на это. Такая любовь возможна лишь силою живущего в нем Святого Духа. Любовь нашла свое совершенное отображение в Личности Господа Иисуса Христа. Наша любовь к Богу проявляется в соблюдении Его заповедей. Тот человек, который любит своего ближнего, исполнил закон или, по крайней мере, ту часть закона, которая относится к отношениям с людьми.

13,9 Апостол выделяет те заповеди, которые запрещают нелюбовные действия по отношению к ближнему. Это заповеди о прелюбодеянии, убийстве, воровстве, лжесвидетельстве и зависти. Любовь, в отличие от прелюбодеяния, не эксплуатирует тело другого человека. Любовь, в отличие от убийства, не лишает другого человека жизни. Любовь, в отличие от воровства, не крадет собственности другого человека. Любовь, в отличие от лжесвидетельства, не искажает правду о другом человеке. Любовь, в отличие от зависти, даже не желает обладать чужой собственностью.

Говоря о всех других заповедях, Павел мог бы еще процитировать: "Почитай отца твоего и мать твою". Но все они сводятся к одному и тому же: "Люби ближнего твоего, как самого себя".

Относись к нему с той же заботой, привязанностью и добротой, с какой относишься к себе.

13,10 Любовь никогда не пытается сделать ближнему зло. Наоборот, она способствует процветанию и славе других. Таким образом, человек, поступающий с любовью, полностью исполняет требования второй скрижали закона.

13,11 Оставшаяся часть главы посвящена теме духовного бодрствования и моральной чистоты. Время уже близко. Эпоха Благодати подходит к концу. Близкий конец требует отложить прочь сонливость и пассивность. Наше спасение сейчас так близко к нам, как никогда раньше. Спаситель грядет, чтобы забрать нас в дом Отца.

13,12 Нынешний век похож на ночь греха, которая вот-вот должна закончится. Скоро уже для верующих засияет рассвет дня вечной славы. Это значит, что мы должны отвергнуть, снять с себя нечистые одежды этого мира, то есть все, что связано с неправедностью и злом. При этом нам нужно одеться в оружия света, то есть защитное одеяние святой жизни. Составные части этого обмундирования перечислены в Ефесянам 6,14-18. Они описывают черты характера истинного христианина.

13,13 Заметьте, что главный акцент ставится на нашем личном хождении перед Богом. Поскольку мы являемся чадами дня, мы должны и вести себя как сыны света. Какое отношение имеет христианин к грязным пирушкам, пьяным скандалам, развратным оргиям, низменной невоздержанности, брани и зависти?

13,14 Самое лучшее, что мы можем сделать, это, во-первых, облечься в Господа Иисуса Христа. Это значит, что нам нужно принять Его образ жизни, жить так, как жил Он, использовать Его в качестве примера и путеводителя.

Во-вторых, мы не должны попечение о плоти превращать в похоти. Плотью называется наша старая, греховная природа. Она требует услаждения комфортом, роскошью, недозволенными сексуальными удовольствиями, пустыми развлечениями, мирскими удовольствиями, разгульным образом жизни и, конечно же, материальными благами. И мы потакаем похотям плоти, когда приобретаем то, что связано с искушениями, когда в себе облегчаем дорогу греху, когда больше заботимся о телесном, чем о духовном.

Нам ни в чем нельзя идти на поводу у плоти. Наоборот, нам нужно не давать ей возможности проявлять себя.

Именно этот отрывок Бог использовал для обращения ко Христу и чистоте очень умного, но слишком плотского Августина. Когда он дочитал до стиха 14, он сдался и отдал себя Господу. С тех пор он вошел в историю как "блаженный" и "святой".

Наверно, с каждым случалось: спросят, за кого ты голосовал на выборах, и смотрят потом пристально в глаза – за власть ты или против? Но дело в том, что голосуем мы за или против того или иного кандидата. Это никак не должно влиять на наше отношение к власти как явлению.

Во всём виноват переводчик?

«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, – учит апостол Пётр, – для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от Него посылаемым». А это из апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога».

На днях мне заявили, что святой Павел не мог такого сказать – наверное, это ему приписал переводчик. Подобным образом можно усомниться в любом фрагменте Библии, сделав её объектом своего произвола. Поэтому давайте лучше попытаемся понять апостолов. «Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых, – говорил апостол Павел. – Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч… И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести».

Но ведь именно мечом его и убили, как римского гражданина. При этом он заранее знал, что его ждёт, но не стал избегать смерти, не изменил и своего отношения к власти. Попытаемся это осмыслить. У нас часто обвиняют Церковь, что она служит власти, чтобы получить какие-то блага. Но триста лет по смерти Спасителя христиан убивали самыми зверскими способами, а они продолжали повиноваться не за страх, а за совесть. Каждое слово, сказанное на эту тему апостолом Павлом, оплачено его кровью, а не деньгами и не страхом, ведь святой мог в любой момент покинуть Римскую империю. Но он остался её гражданином. Христиане знали, что нарушают закон, и принимали смерть без проклятий. Нарушали один-единственный закон, потому что выше его – благодать и спасение души, потому что все установления земные ничто перед Богом. Но во всём, что не касается веры, – «воздадите кесарево кесареви».

Пьетро делла Веккиа «Динарий кесаря (изображение с сайта eaculture.ru)

Слово о власти апостола Павла заканчивается так: «Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон». То есть власти повинуйтесь, а служите любви.

Христиане давали империи лучших воинов, строителей, мыслителей, потому что всё, за что брались, делали на совесть. И когда доказали, что они лучшие, император Константин задумался: «Что же мы творим, отталкивая лучших?» Что-то похожее случилось и на Руси. Только на них власти можно было опереться по-настоящему. Поэтому не переводчики исказили святого Павла, а современные «борцы с режимом» решили «поправить» уже и Священное Писание.

Пусть безбожники и маловеры надеются, что жизнь изменится к лучшему, если сменить очередное шило на очередное мыло, верующий же человек пусть старается делать что должно.

Всегда ли подчиняться?

Понятно, однако, насколько вопрос этот больной, какую массу сомнений он поднимает. Нет такого правила, которому нужно следовать бездумно. Вспомним Смутное время, когда Патриарх Иов отказался признать самозванца Лжедмитрия сыном Ивана Грозного. Дело тут было ещё и в том, что Собор предал авантюриста анафеме, ещё когда тот вступил в пределы Московского царства. Было ясно, что это враг, ополчившийся на законную власть, и даже когда он победил, для Церкви это мало что изменило.

П. И. Геллер. «Патриарх Иов отказывается признать в Лжедмитрии I сына Ивана IV» (изображение с сайта rop.ru)

То есть подтверждение законности власти происходит далеко не столь автоматически, как казалось архиепископу Минскому Варлааму (Шишацкому), в 1812 году присягнувшему Наполеону. Он увлёк за собой две трети белорусского духовенства. Закончилось это тем, что Варлаам вновь стал простым монахом и через несколько лет ослеп от слёз. Остальному духовенству велено было шесть воскресных дней при народе полагать в знак покаяния по 50 земных поклонов.

В то же время и Патриарх Тихон, и Церковь признала законной власть большевиков-богоборцев, несмотря на то, что они взяли её силой и Самозванец на их фоне выглядел православным патриотом и радетелем об Отечестве. Многие православные так и не смирились, но святой Тихон твёрдо понимал две вещи.

Первая. Народ, который позволил в феврале 1917-го свергнуть законную власть, утратил всякое понятие, где лево, где право, рухнули все опоры, на которых держалась Русь, погибли все институты законности и порядка. Невозможно было рассчитывать на новое ополчение Минина и Пожарского – лишь немногие готовы были биться за Святую Русь, да и среди них людей серьёзных, умных было немного. Остальные воевали каждый за своё. Безверие пожирало всё, как ржа.

Вторая вещь, которую знал святой Патриарх Тихон: необходима хоть какая-то власть, которая физически защитит народ от уничтожения или порабощения. Было ясно, что стране предстоят войны не с теми, так с другими. И здесь вот что важно – разница между внешним и внутренним врагом, узурпировавшим власть. Внутренний, так или иначе, вынужден заботиться о стране, чтобы строились заводы, умножалось население, сохранялись моральные нормы и воинские качества. У внешней власти идея одна – грабить, и если русский народ исчезнет, горевать не станет, найдёт, кого завезти на наше место. Это враг смертельный, который властью от Бога не станет никогда.

Три требования

– Тебе нравятся эти царские кровопийцы, презревшие нужды народа? – можно было услышать до революции.

– Тебе нравятся безбожники-большевики? – можно было услышать во времена СССР. – Они тоже Божьи слуги, данные нам на добро?

– Тебе нравится этот предатель России, ограбивший народ? – можно было услышать в девяностые годы.

При этом забывается, что, свергнув Царя, мы погубили десятки миллионов человек. «Это он во всём виноват, – отвечают на это, – слабый был человек». Он не был слабым. Но допустим, что так. Значит, сильным нужно было стать ещё сильнее, прийти Царю на помощь, подставить плечо. Теперь о большевиках. Про безбожников и злодеев очень убедительно звучало до 1941 года. А потом сам генерал Деникин высказывал желание стать рядовым Красной Армии.

Постепенно власть умягчалась, в 88-м году примирилась с Церковью. Тут-то её и разрушили, и снова миллионы жертв, притом ГУЛАГа не было, но нашли другие способы. В начале нового века, однако, и эта власть начала меняться, хотя и была очень слаба. Господь неустанно пытается власть вразумить, и люди, преодолев первую растерянность, что-то делают к лучшему.

Три главных требования к власти:

– Самодержавность, то есть независимость. Она не должна быть марионеточной, превращая свой народ и богатства страны в корм для других народов и других стран.

– Забота об умножении сил, богатств и способности защитить себя. Сбережение народа. Какая бы власть у нас ни была, мы всё равно останемся недовольны. Поэтому довольно того, чтобы она хотя бы пытается что-то сделать в этом направлении.

– Не покушаться на нашу веру. То есть свободу. Речь не о гонениях, которые были во времена Римской империи и в жесточайшей форме протекали в СССР. Власть не должна покушаться на суть нашей веры, духовные святыни народа.

«Бойтесь своих желаний»

Существует вековая мечта, требование, чтобы власть подчинялась народу, исполняя его желания. Есть, однако, такая поговорка: «Бойтесь своих желаний – они могут сбыться».

У писателя-фантаста Кира Булычёва есть рассказ на эту тему – «Поступили в продажу золотые рыбки», где небольшой городок получил возможность осуществить свои мечты. Последствия представить легко, но я остановлюсь на сцене, предшествующей финалу, когда выясняется, что народ у нас очень сердобольный. Нашлось немало тех, кто решил потратить одно из трёх желаний на то, чтобы помочь инвалиду Эрику, потерявшему руку и повредившему ногу, спасая старушку на пожаре:

«Все обернулись в сторону города и оцепенели от ужаса. Ибо зрелище, представшее глазам, было необычайно и трагично. К берегу бежал человек о десяти ногах, о множестве рук, и он махал этими руками одновременно. И когда человек подбежал ближе, его узнали.

– Эрик! – сказал кто-то».

Теперь вообразите, что свои желания решил реализовать целый народ, убеждённый, что власть его не слышит и это нужно немедленно исправить. Так как реальные золотые рыбки могут лишь бездумно глядеть на нас из аквариумов, реализовать наши надежды обещают лишь:

– Идеалисты. Именно они убили царя Александра Второго и непрестанными стенаниями разрушили историческую Россию.

– Грантополучатели. Поскольку их зарплата не зависит от состояния экономики – деньги они получают, как правило, из-за рубежа – проблемы в стране не только не ухудшают их положения, но, наоборот, делают востребованнее и состоятельнее.

– Жулики. Для них гибель страны открывает колоссальные возможности, когда закон не работает, народ растерян – это их звёздный час.

– Властолюбцы. Наиболее крикливая и наглая публика. Для них это то счастливое время, когда они могут взлететь из грязи в князи.

Я хочу сказать, что власти, способной оперативно откликаться на пожелания всего народа, не существует и никогда не существовало в природе. Есть просто власть, которая практически никогда не бывает хороша. Та же Америка своим процветанием обязана не власти, а тому, что двести с лишним лет живёт, избегая революций.

«Зачем там революции, там же демократия?» – возразят мне.

Но почти все цветные революции произошли в странах, где тоже имелась демократия, да и дореволюционная Россия была к 1917 году весьма далека от авторитаризма, а в последние годы перед разрушением СССР мы были свободнее, чем когда-либо впоследствии.

Нет, христианский путь вовсе не исключает борьбы за свои права, это как раз нормально для гражданина – добиваться, чтобы его страна становилась лучше, чтобы не было в ней несправедливости, беззакония. Исключает он лишь революции и прочие потрясения, твёрдо покоясь на словах святого Павла: «Всякая власть от Бога».

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Рим. 13:8,10

У разума так много причин не любить, что шанс есть только у настоящей - поистине настоящей любви!

Глуп и жалок тот человек, который по разным причинам отказывается от любви.

Тот кто ждёт любовь, а получивши отказывается от неё, ничем не лучше женщины сделавшей аборт!

Любовь - это свобода, поэтому она не поддаётся правилам, и поэтому её так не любит разум.

Человек живущий по правилам, влюбившись, в итоге отречётся от любви т.к. любовь не входит ни в какие рамки.

Любовь - это не готовый продукт, это ингредиент-основа для создания счастья, поэтому не надо ждать от любви решение всех проблем!

Свободного человека любовь делает ещё более свободным, а ограниченный отбросит её и будет дальше расставлять всё по полочкам.

Любовь окрыляет, ненависть тянет вниз... Пройдя по улицам, посмотрев на людей, становится жаль... Откуда столько ненависти?

Бог есть любовь! Отказался от любви - отказался от Бога!

Любовь побеждает всё - не бойтесь любить!

Бог побеждает любовью, дьявол побеждает страхом - тебе выбирать!

Живущий в рамках любить не может, потому что любовь невозможно поместить ни в какие рамки.

Отказаться от любимого можно только во благо любимого, остальное самообман!

Влюблённость испытанная временем - уже любовь, любовь без жертвенности - даже не влюблённость!

Занятие любовью - это то, что происходит между двумя любящими людьми, это таинство родных друг другу сердец, слияние душ. Всё остальное-это уталение похотей плоти, или если сказать по простому - секс, животный трах.

Вера - великая сила, поэтому кто не верит в любовь, тот её и не получит! По вере вашей, да будет вам!

Любовь никогда не впишется в рамки, потому что она по определению их не имеет. Что мешает быть влюблённым вместе, разве Бог, который есть любовь? Нет. Правила на правила и показуха соблюдения внешних приличий. Бога здесь нет.

Любовь - это свет в борьбе, в которой каждый сам за себя, называемой жизнью.

Если у вас есть человек который одним своим существованием успокаивает, даёт настроение, покой и умиротворение, даёт желание жить и творить добро... Если он не требует от вас ничего, верит и ждёт - вам очень повезло, держитесь вместе, это любовь!

Если мужчина смотрит на спящую женщину - это одно из самых глубоких проявлений любви!

Играя с любовью вы рискуете поломать игрушку!

Любовь не ставшая частью жизни, становится причиной разочарования и боли.

Мы все обычные, каждый со своими плюсами и минусами, вот только кому то важно соответствуешь ли ты идеалам и требованиям, а кто то любит и отдаёт себя не за что то, а не смотря ни на что.

Кто ради любви не готов на что угодно, тот не достоин любви!

Если с милым в шалаше не рай, то либо милый не мил, либо милая по шалашу и выбирает.

Если для сохранения семьи вам нужно что то кроме любви, то семьи у вас нет!

На каждое бревно свой дятел найдётся!

Женщин злит всё, что не злит мужчин.

Зачастую мужчины способны заполнить только влагалище, зачастую женщины могут только его и предложить!

Бревно и дятел.Созданы друг для друга.

Мысли мои, любое совпадение - лишь случайность.
Любите и будьте любимы!

Матерь всех благ и совершительница всякой добродетели - любовь. Апостол говорит, что она есть долг наш, не временный, каковы подать или пошлина, но всегдашний. Не оставайтесь должными никому ничем, говорит, кроме взаимной любви (Рим. 13, 8).


Свт. Иоанн Златоуст

Он хочет, чтобы долг сей никогда не был выплачен, и хотя всегда уплачиваем, но не вполне, а так, чтобы нам все еще оставаться в долгу. Потому что это такого рода долг, что непрестанно уплачивается, но никогда не выплачивается. Сказав же, как должно любить, он открывает и выгоды любви, ибо любящий другого, говорит, закон исполнил. Ты обязан любить брата по духовному с ним родству, и не по одному родству, но потому еще, что мы члены друг для друга. Если нет в нас любви, то весь состав тела расторгнут. Итак, люби брата. Ибо если, любя его, приобретаешь пользу, потому что исполняешь чрез то весь закон, то ты обязан любить его, как облагодетельствованный им. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя (ст. 9).

Апостол не сказал: дополняются, но - заключаются, то есть в этой заповеди сокращенно вмещается весь состав заповедей. Ибо начало и конец добродетели есть любовь. Она есть и корень, и необходимое условие, она и вершина добродетели. А если любовь есть начало и полнота, то что может ей равняться? Впрочем, апостол требует не просто любви, а любви в высшей степени; ибо не просто сказал: возлюби ближнего твоего, но присовокупил: как самого себя. И Христос сказал, что в любви содержатся закон и пророчества (Мф. 22, 40), и, указав два вида любви, смотри, какое высокое место дал любви к ближнему.

Сказав: Возлюби Господа Бога твоего… сия есть первая заповедь, когда стал продолжать: вторая же, - не ограничился тем, но присовокупил: подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Что может сравниться с таким человеколюбием, с такою снисходительностью? Хотя бесконечно расстояние между Богом и нами, однако ж Бог взаимную любовь нашу друг к другу поставляет близ любви к Нему Самому и одну называет подобною другой. Почему для той и другой любви положил почти равную меру и о любви к Богу сказал: всем сердцем твоим и всею душою твоею, а о любви к ближнему: как самого себя? А Павел говорит, что если нет любви к ближнему, то немного пользы и от любви к Богу.

Когда любим кого, то говорим о нем: кто его любит, тот и меня любит. Это же самое выразил и Христос, сказав законоучителю: подобная ей, и Петру: если любишь Меня, паси овец Моих (Ин. 21, 17). Любовь не делает ближнему зла, продолжает говорить апостол; любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 10). Видишь ли, что любовь имеет то и другое совершенство: как воздержание от зла - ибо сказано, что любовь зла не делает; так и делание добра - ибо сказано, что она есть исполнение закона?

Любовь не только преподает нам сокращенное учение о том, что должно делать, но и облегчает исполнение нравственных законов. Итак, будем любить друг друга, чтобы таким образом изъявить любовь к любящему нас Богу. У людей так бывает, что когда ты полюбишь кого, то другой любящий его вооружается против тебя.

А Бог, напротив, требует, чтобы ты вместе с Ним любил подобных себе, и ненавидит того, кто не разделяет с Ним любви Его. Любовь человеческая исполнена зависти и ревности, а любовь Божия свободна от всех страстей. Посему Бог желает чтобы кто-то разделял с Ним любовь. Люби вместе со Мною, говорит Он, тогда и я еще больше буду любить тебя. Вот слова беспредельно любящего! Если ты, говорит, любишь любимых Мною, то из этого я вижу, что и Меня ты любишь искренно.

Из 23-й беседы на Послание к Римлянам

Ключевой стих: "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви". (Рим.13:8)

Есть немало причин, которые влияют на наши отношения с людьми, иногда становясь поводом для конфликтов и разногласий. К ним относятся сплетни, обиды, непонимание, а также невыполненные обязательства - долги. (пример - 100$) "Богатый господствует над бедным, и должник [делается] рабом заимодавца". (Прит22,7) В процессе жизни между людьми создаются дружеские отношения, но они легко могут быть разрушены из-за финансовой необязательности кого-то из них. Долг делает самого близкого друга рабом. Верующий брат и сестра могут попасть в настоящую зависимость из-за своего долга, стать жертвой манипуляций, обвинений и угроз. Это касается не только рядовых членов церкви, но любых лидеров и служителей. (пример - причина коррупции зачастую связана с давлением на тех людей, которые что-то должны или чем-то обязаны). Библейским примером может служить история Неемиии, произошедшая во время восстановления Иерусалима. Из-за голода и больших налогов одни верующие стали брать в долг у других, отдавая под залог сначала свои земли и имущество, а потом и свою жизнь. Это и стало причиной рабства среди народа Божьего!

"У нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие же, как их сыновья; а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других". (Неем. 5,5)

1) нарушенные взаимоотношения

По причине того, что кто-то взял на себя долговые обязательства, но не выполняет их, приводит к проблемам в общении. Теряется авторитет должника, утрачивается доверие к нему. Да и где гарантия в верности человека, который ненадежен в финансовой сфере. С должниками бывает трудно поддерживать и духовное общение. Вполне возможно, что каждое обличение и замечание должник будет связывать со своими финансовыми проблемами. "А я знаю почему ты критикуешь меня. Это все из-за долга, который я не могу вернуть".

2) страх

Когда человек знает, что он имеет долг, который не может вернуть, или обязательство, которое не в состоянии выполнить, то он зачастую избегает встреч и открытого разговора. Его преследует страх. Он боится ответственности, критики, а может быть наказания за неотданные долги. И это касается самых разных сфер жизни. В нашей стране много отцов скрывающихся от уплаты алиментов, предпринимателей уклоняющихся от налогов, молодежи, не желающей идти в армию. Всеми ими движет страх.

3) нищета

"Ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобою не будут господствовать". (Втор.15,6) У нас может быть иллюзия, что возможность взять в долг иногда является решением финансовой проблемы. На самом деле долги часто усугубляют ситуацию, ведя к нищете. Согласно Св.Писания и практического опыта долги вряд ли кто назовет благословением.

Представьте себе, что вы сделали большую покупку (например купили стир.машину) и не подумали, на что будете жить оставшееся до зарплаты время. Что делать в такой ситуации? Обычно не задумываясь, люди берут деньги в долг … до следующей зарплаты. Но когда в следующем месяце они получают деньги, от них ничего не остается. Почти все может уйти на уплату долга. И вновь нужно где-то занимать, и так постоянно. Я заметил, что те, кто допускают долги в своей жизни делают это очень часто. Но при этом они несчастны. Такие люди ломают голову, на что купить продукты, где подзаработать, кто еще может дать в долг. У должников наверняка бывают искушения, связанные с десятиной и пожертвованиями. Чем может благословить человек, который сам по уши в долгах? Он лишь вызывает жалость, и не может быть примером преуспевающего христианина.

"Не оставайтесь должными никому " (Рим. 13,8)

Долг пред отдельными людьми

Неумелое или неправильное управление финансами ведет к долгам. Когда нет планирования заработанных денег, когда желания превышают возможности, всегда приходит искушение взять в долг. Но это не решает проблемы. Чтобы не оказаться под бременем долгов и не испортить отношения с близкими людьми, важно разобраться в причинах нехватки финансов. Возможно, кому-то из нас нужно начать тратить деньги только на самые необходимые нужды, а кому-то стоит научиться вести семейный бюджет.

Долг пред государством

"Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь". (Рим.13:7)

В некоторых странах, в том числе и в России многие люди (до 50%) уклоняются от налогов, считая их необязательными или не столь важными. Порой можно услышать высказывания о том, что "воровать у государства не грешно". Но это не соответствует христианской морали, потому что сам Иисус сказал "отдавайте кесарю кесарево, а Богу Божье" (Мтф.22,21)

Налоги и сборы, которые мы платим, идут на такие гос.службы, как милицию, пожарную охрану, здравоохранение и образование. Те, кто уклоняются от налогов, обрекают на нищету многие социальные службы: помощь инвалидам, престарелым и детям-сиротам.

Долг пред Богом

Наверное, тот долг, который должен быть возмещен в первую очередь - это наш долг пред Богом. К нему относится десятая часть всех наших доходов. "Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня". (Мал.3,10) Очень важно для любого верующего человека быть верным в финансовых даяниях. Согласно Слова мы не можем задерживать отдачу десятины, сокращать ее или использовать по своему усмотрению.

Чтобы долги и отношения с должниками не стали бременем

  1. пусть ваши потребности согласуются с финансовыми возможностями (1 Тим.6,6)
  2. планируйте семейный бюджет, распределяя деньги по необходимым статьям (кварт.плата, проезд, продукты питания, имущество …) (Лук.14,28-29)
  3. в стесненных финансовых ситуациях доверяйте Богу, а не человеческому расчету.
  4. не берите в долг, если не знаете, каким образом будете отдавать.
  5. не давайте деньги близким или знакомым с целью извлечения прибыли (Пс.14,5)
  6. не давайте в долг верующим без согласования с кем-то из служителей. (Деян.4,34-35)
  7. одалживайте такую сумму, за которую вы не будете переживать. (Лук.6,35)
  8. если вам не возвращают долг, будьте готовы простить его (Втор.15,2)

Бог не запрещает нам брать в долг и не считает это грехом, но Он предупреждает, что долги могут привести нас к рабству. Долг платежом красен - гласит пословица, а это значит, что брать взаймы нужно очень осмотрительно. Если мы не знаем чем и когда будем расплачиваться за ссуду или кредит, то возможно и не стоит рассчитывать на эти средства. Важно помнить, что жизнь без долгов - это путь к свободе, процветанию и добродетельному служению.

Похожие статьи

© 2024 vishaja-kategorija.ru. АстроМистика - Информационный портал.