Рождество Предтечи Иоанна: особенности праздника, история и интересные факты. Церковь Рождества Иоанна Предтечи: описание. Можно ли на Усекновение главы Иоанна Предтечи резать ножом? Праздники, связанные с Иоанном Предтечей

Что важно сделать в этот день, а чего категорически делать нельзя, советует митрополит Антоний (Паканич).

7 июля Церковь празднует Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Иоанн Креститель - один из самых чтимых святых. «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11), - говорит о нем Спаситель.

Последний и первый

Во время царствия Ирода жил священник по имени Захария. И была у него жена, которую звали Елизавета. Супруги вели праведную и благочестивую жизнь. Будучи в преклонных летах, они не имели детей, так как Елизавета была бесплодна, отчего сильно сокрушались об этом.

Однажды во время каждения в святилище Захарии вдруг явился Ангел, который молвил: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их…» (Лк 1:13-16).

Иоанн Креститель родился на шесть месяцев раньше Христа и был по материнской линии Его родственником.

Пророк Иоанн стал последним среди пророков, предсказывающих приход в мир Мессии. Он долго готовился к исполнению своего главного предназначения - проповеди еврейскому народу о пришествии Спасителя. Длительным строжайшим постом (Иоанн вкушал только мед и акриды) в молитве, он до тридцати лет находился в пустыне в полном одиночестве, пока Господь не призвал его идти в мир и проповедовать о пришествии Христа. Таким образом, своим пустынножительным подвигом Иоанн положил начало монашеству.

Он отправился на реку Иордан, где начал рассказывать людям о покаянии и крещении. Слова Пророка были настолько сильны, что потрясенные люди, поверив ему, тут же крестились в реке. Безусловно, крещение в Иордане не было Таинством Крещения в том виде, в котором мы знаем Его сейчас, но это было Его утверждением в мире.

В один из дней Сам Спаситель пришел к реке. Христос просил Иоанна крестить Его.

Пророк воскликнул: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?»

Спаситель на это ответил: «Так надлежит нам исполнить всякую правду». Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3:21-22).

Как известно из Писания, Пророка и Крестителя Иоанна ждала мученическая смерть. Он был заключен в темницу царем Иродом за то, что обличал его преступный брак с Иродиадой. Иоанну Крестителю отрубили голову во время пира, на котором дочь Иродиады Саломея станцевала перед гостями, чем угодила Ироду, получив «награду» от довольного царя - голову Иоанна Крестителя. Ее танцовщица выпросила по научению матери.

Еще первыми христианами была положена традиция празднования рождества Крестителя Господня. А с IV века праздник включили в христианский календарь.

Рождество Пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господа нашего Иисуса Христа было предвозвещено пророком Исаией за 700 лет до самого события: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашем» (Ис. 40:3).

Путь в никуда

Языческие традиции тяжело изживаются в народе. И этому есть объяснение. Человеку, из-за его приземленности, греховности и неразвитости, легче поклоняться миру видимому, примитивному, нежели тянуться вверх, к миру невидимому, возвышенному.

Оттого возникло поклонение стихиям, природным явлениям и распространились различные суеверия и предрассудки.

В ночь на Ивана Купалу (Купало - языческий бог плодов) наши предки-язычники праздновали день летнего солнцестояния. По старому стилю он выпадал на 23-24 июня, по новому - на 7 июля. Неосведомленные предки считали, что необходимо приносить жертвы божеству, ублажать его. Поэтому зажигали костры, юноши и девицы плясали вокруг него, гадали… Как результат - празднество похоти.

Православным христианам важно помнить, что за привлекательной картинкой костров и гуляний стоит кощунственная вещь - оскорбление того, кто с горячим сердцем, неутомимой молитвой и проповедью подготовил мир к приходу Христа Спасителя. Присоединяясь к «народным гуляниям», вы перечеркиваете путь к своему спасению.

В этот день постарайтесь чуть больше обычного сосредоточиться на молитве, вспомните славного Пророка и Крестителя Господня Иоанна, его житие и возрадуйтесь его рождеству как началу явления миру Господа нашего Иисуса Христа.

Записала Наталья Горошкова

Рождество Иоанна Предтечи - непереходящий праздник. 7 июля по новому стилю (24 июня по старому стилю) православные христиане вспоминают, как в семье праведных Захарии и Елизаветы родился Иоанн Предтеча - пророк, который спустя тридцать лет предскажет пришествие Мессии - Иисуса Христа - и будет крестить Спасителя в водах реки Иордан.

10 фактов об Иоанне Крестителе

  1. Иоанн Предтеча - самый чтимый христианский святой после Богородицы. Сам Спаситель так говорил о пророке Иоанне Крестителе:Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя (Мф 11 :11).
  2. Рождество Иоанна Крестителя - уникальный праздник для православия. Есть лишь три праздника, когда христиане вспоминают не день смерти, а день рождения лица, которое прославляют: Рождество Христово, Рождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Этот факт - еще одно свидетельство того, что пророк Иоанн Предтеча особо почитается в Церкви.
  3. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей - потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем - потому что он крестил Спасителя в Иордане.
  4. Мы находим упоминания о пророке Иоанне Предтече у всех четырех евангелистов. А еще о нем в своих исторических трудах пишет Иосиф Флавий.
  5. Память Иоанна Крестителя Церковь празднует целых шесть раз в году: 6 октября - зачатие, 7 июля - рождество, 11 сентября - усекновение главы, 20 января - Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта - первое и второе обретение его главы, 7 июня - третье обретение его главы, 25 октября - праздник перенесения его десницы (правой руки) с Мальты в Гатчину.
  6. Иоанн Предтеча - родственник Господа Иисуса Христа по материнской линии.
  7. В Евангелии от Марка мы читаем о пророке Иоанне Предтече, что он до тридцати лет аскетично жил в пустыне иносил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикиймед. Акриды - это съедобная саранча, которая водится в Палестине и Аравии. Саранча, согласно закону Моисееву, считалась чистым насекомым и принадлежала к разряду пресмыкающихся крылатых, ходящих на четырех ногах (Лев 11 :21). Хотя существует и другая версия значения слова «акриды»: растительная пища, стручки, которые можно было перетирать и печь из них лепешки.
  8. Иоанн был последним пророком среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля.
  9. Лейтмотивом проповеди Иоанна Предтечи было покаяние. После долгих лет аскетической жизни в пустыне пророк пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.
  10. Иоанн Креститель был жестоко казнен - ему отрубили голову. Произошло это так. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник - Усекновение главы Иоанна Предтечи.

10 фактов о пророке Захарии и праведной Елизавете - родителях Иоанна Крестителя

  1. Праведная Елисавета была сестрой святой Анны, матери Пресвятой Богородицы.
  2. Пророк Захария, отец Иоанна Предтечи, служил священником в Иерусалимском храме.
  3. До самых преклонных лет Захария и Елизавета были бездетны, а неплодие считалось в древней Иудее карой за грехи. Это было причиной многих печалей четы и перетолков в народе (они претерпевали поношение между людьми (Лк 1 :25)). Супруги недоумевали: они поступали по всем заповедям Господним беспорочно (Лк 1, 5 - 25) и тем не менее не могли зачать ребенка.
  4. Бог покарал Захарию немотой за неверие. Священник кадил в храме, когда ему явился Архангел с вестью, что в его семье скоро родится сын. Захария не поверил Божьему вестнику: они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны. За недоверие Архангел покарал его немотой. Дар речи Захария обрел, лишь когда свершалось обрезание родившегося младенца. Пророк сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.
  5. Праведная Елизавета была дружна со своей юной родственницей - Девой Марией. Как пишет евангелист Лука, когда Елизавета зачала сына, ее пришла навестить Богородица, и, «когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа » (Лк1 :41).
  6. Когда у праведной Елисаветы родился сын, Дух Святой внушил ей назвать его Иоанном, хотя раньше в их роду такое имя никому не давали. Это сильно возмутило родню, но все решило веское слово вновь обретшего дар речи Захарии.
  7. Захария был убит прямо в Иерусалимском храме. После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. А Захария остался в Иерусалиме: он должен был исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов - хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Пророк не выдал тайны, и его убили прямо в святом для всех иудеев месте.
  8. Согласно некоторым источникам, праведная Елизавета отошла ко Господу через сорок дней после бегства в пустыню. По другим сведениям, она скиталась в пустыне семь лет и лишь потом умерла.
  9. Есть версия, что дом, где жил Захария и где родился Иоанн Предтеча, находился в пригороде Иерусалима - Эйн-Кареме. Сейчас на этом месте стоит католический францисканский монастырь.
  10. По благочестивой народной традиции святым праведным Захарии и Елизавете молятся об исцелении от бесплодия.

Рождество Иоанна Крестителя - Иван Купала

Иван Купала - языческий славянский праздник - в народном сознании был тесно переплетен с Рождеством Иоанна Предтечи. Русская Православная Церковь всегда с осуждением относилась к языческим элементам, который люди привносили в этот праздник, но многие традиции и обряды оказались очень живучими.

В народе праздник называли по-разному: Иванов день, Иоанн Креститель, Иван Купала, Иван Травник, Иван Колдовщик, Иван Цветной, Купала, Травник.

Еще до принятия христианства на Руси Иван Купала был праздником воды и водяных божеств - купал.

У славян было поверье, что накануне Ивана Купалы совершаются чудеса. Например, что в ночь на праздник - раз в году - в лесу распускается цветок папоротника (который на самом деле не цветет). Считалось, что тот, кто найдет этот мифический цветок, будет счастлив всю жизнь.

Еще в ночь на Ивана Купалу жгли огромные костры и прыгали через них - по одному, парами и целой гурьбой, взявшись за руки. Пели песни, совершали «хождения с березкой», гадали. Считалось, что накануне Ивана Купалы «роса целебна, трава лечебна, вода очистительна». Как говорили в народе, Иоанн Креститель «освящал воду для купания, прогонял из нее злых духов».

На Руси травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивали и использовали для лечения. А еще, по обычаю, девушки плели венки из трав, а вечером пускали их по воде, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонул, это значило, что суженый разлюбил и замуж за него не выйти. Безусловно, это был языческий обычай, который, как и любое суеверие, не одобрялся Церковью.

Иван Купала - гадание

На вопрос, можно ли гадать на Рождество Иоанна Крестителя («на Ивана Купалу», как говорят в народе), отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

«Если вы хотите свести счеты с жизнь, то гадание - верный способ сделать это. Потому что гадание - грех, а грех - шаг к духовной смерти.
Церковь запрещает гадать в любое время, будь то праздник, пост или любой другой период церковного года. Нам не дано знать будущее, нам достаточно знать прошлое и жить настоящим. Извлекать уроки из ошибок, встречать жизненные обстоятельства с открытым сердцем, верить в Господа и делать в любой ситуации выбор, достойный христианина.»

Иван Купала - народные приметы

Множество примет и поговорок сложил русский народ о дне Ивана Купалы. Христианам надо понимать, что все подобные приметы говорят нам не о христианском смысле праздника Рождества Иоанна Предтечи, а о погоде, о временах года, о сборе урожая и даже о пережитках язычества, которые, даже после Крещения Руси, на протяжении многих веков жили в сознании простых людей.

На Иван-день колосок, так на Ильин день колобок в хороший год.

Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана (говорит пчела).

За два-три дня до Ивана Купалы появляется мед или после в такой же период.

Сильная роса на Ивана - к урожаю огурцов, ночь звездная - будет много грибов, гроза - орехи будут пустые и их будет мало.

С Ивановой ночи появляются светляки.

Перед дождем цветы сильнее пахнут.

До Иванова дня дождь в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека.

Во время сенокоса дожди - сену плохо, зерну хорошо.

Травы черны - лошади кормны (сено погибло, а овес хорош).

В Иван-день жито выколоситься должно, а не заколосится, так это плохая примета.

Рождество святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня , называют в народе Иванов день или праздник Ивана Купалы . Его в Русской Православной Церкви всегда отмечают 7 июля. Он имеет свои традиции и обычаи. Особенности икон Иоанна Предтечи.

Праздник Рождество Иоанна Крестителя приходится всегда на Петровский, апостольский пост и по новому стилю отмечается 7 июля. Облачения священнослужителей и убранства храма белые. В этот день можно готовить пищу с рыбой, разрешено и вино. В празднике Иванова дня объединилось церковное значение праздника со старинными народными обычаями, многие из которых осуждаются Церковью.

Святой Иоанн Предтеча родился от престарелых родителей Захарии и Елисаветы . Когда священнику Захарии чудесным образом было предсказано рождение провозвестника Спасителя, он не поверил и за это был поражен немотой. Голос вернулся к нему только после рождения сына.

Когда Ирод приказал убить всех младенцев после известия о рождении Мессии, Елисавета с маленьким Иоанном пряталась в пустыне и позже там умерла. Захарию же убили воины Ирода прямо в храме, когда пытались получить от него сведения о нахождении мальчика. Иоанн жил и рос в пустыне один, питаясь той пищей, что находил. Один из распространенных икон Предтечи так и называется «Ангел пустыни» . Иоанн изображен на ней в одеянии из шкур диких зверей, часто с ангельскими крыльями.

Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне, пока не пришло время выходить ему на проповедь о покаянии. Вскоре он сподобился крестить пришедшего в мир Господа. На иконе Крещения Господня всегда изображается Иоанн Предтеча.

Еще один образ Иоанна, «Усекновение главы Иоанна Предтечи» , относит нас к последним мгновениям его жизни. По преданию, он был убит слугами Ирода Антипы по просьбе девицы Соломии, это событие вспоминается Церковью в сентябре.

Рождество Крестителя и Предтечи Христова Иоанна отмечается Церковью ближе к середине лета, когда в народе издавна отмечали праздники посвященные солнцу и воде. Различные обряды, связанные с водой и огнем, нередко имеющие сексуальный характер, частично остались в народе вплоть до XIX века. Нередко в эти дни устраивались и «ритуальные бесчинства» — делались разные незначительны пакости односельчанам, которые исследователями связываются с древними верованиями, связанными с охранительными ритуалами.

Конечно, все эти действия – различные гадания на воде, прыгание через костер, «бесчинства» — всегда осуждались Церковью, как противоречащие христианскому вероучению. В связи с этим, постепенно, они утрачивали ритуальное значение и оставались уже в качестве просто красивых традиций.

В народе сохранилось много сказаний об этом дне. Одно из самых известных – о цветке папортника. Считалось, что именно в ночь на Ивана Купалу зацветает папортник и нашедший этот цветок обретет счастье.

Среди Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна занимает особое место. Для верующих разных стран библейские события, связанные с этим святым, имеют огромное значение. Пророку посвящено церковью самое большое количество памятных дат. Это единственный святой, чьё рождество отмечается в церковном календаре как Святыни, связанные с Крестителем, хранятся не только в католических соборах и православных храмах, но даже в мечети. Рождество Предтечи Иоанна широко отмечается во многих странах и является официальным выходным днём.

Праздник рождества Иоанна Предтечи

Рождество Предтечи Иоанна - один из самых значимых праздников христианства. В православной традиции рождение Предтечи и Крестителя Господня отмечается 7 июля по новому стилю (24 июня - старый стиль).

Иоанн Предтеча - сын священника Захария и праведной Елизаветы, почитаемых православной церковью.

О будущем рождении сына Захария узнал во время служения в храме, когда ему было видение ангела, возвестившего о скором появлении на свет великого Пророка и Предтече Господне. Священник не поверил и попросил знамения. В доказательство и в наказание за своё неверие Захария онемел до момента рождения сына и смог снова говорить только после того, как написал на дощечке имя наречения рожденного младенца.

Проповедал о необходимости покаяния и был предшественником, предтечей Иисуса Христа. Он крестил народ Израиля в реке Иордане и готовил людей к приходу Мессии, его учению. Сам в Иордане у пророка Иоанна.

История праздника

В настоящее время рождество Предтечи Иоанна отмечается во всех христианских странах, в некоторых, имея статус государственного праздника.

Традиция праздновать день рождения Иоанна Предтечи берет своё начало в первых христианских общинах. Уже в третьем веке рождество Предтечи Иоанна широко отмечается как в западном, так и восточном христианстве. С четвертого века дата рождения Крестителя входит в число официальных праздников христианского календаря.

Особенности праздника в России

В России Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна не только напоминает о рождении величайшего пророка, но и переплетается с языческим праздником почитания Ивана Купалы. В этот день на Руси было принято обливаться водой, прыгать через костёр, собирать травы. Особенно старались найти и принести в дом папоротник, считалось, что растение защитит от нечистой силы. Языческие обычаи заменялись христианскими традициями. Но даже в современном обществе в праздник рождества Иоанна Крестителя многие вспоминают о древних ритуалах язычества.

Церковью осуждается проведение любых языческих обрядов, особенно связанных с гаданием, поклонением стихиям природы и разнузданными гуляниями. Многие верующие считают, что само название праздника Рождества Крестителя Господне оскорбляет память святого и возвращает сознание человека к истории язычества с его жертвоприношениями, поклонением множеству богов, невежеством.

Как празднуют рождество Предтечи Иоанна в разных странах

Рождество Иоанна Крестителя - один из самых популярных праздников в католическом христианстве, который отмечается 24 июня и длится весь день, иногда продолжается ночью. Зажигаются факелы, костры, устраиваются фейерверки. Верующие с зажженными свечами или факелами идут в ближайшие часовни на молебны. Во многих регионах Испании принято сжигать старые вещи, разводить костёр и прыгать через него. Такие обычаи объясняются близостью даты праздника ко Дню летнего солнцестояния.

На острове Менорка в честь рождества Иоанна Крестителя устраивается фестиваль, где проходят лошадиные бега, в которых принимают участие представители всех социальных классов и сословий.

Во Франции святой Креститель Иоанн особо почитаем, праздник его рождества длится несколько дней.

Православные традиции праздника

По православному календарю рождество Предтечи и Крестителя Иоанна совпадает с периодом Петрова поста, поэтому верующие воздерживаются от шумных гуляний и обильного застолья. Святой пророк вырос в пустыне и вел аскетический образ жизни, питаясь только мёдом и акридами. Православные христиане, особенно в дореволюционной России, старались отметить рождество пророка Иоанна Предтечи особо строгим постом.

В храмах проходит праздничная служба, на которой не совершаются заупокойные и поминальные моления.

Верующие с радостью и покаянием возносят молитвы на Божественной литургии в Рождество Иоанна Предтечи. Праздник не только позволяет христианам вспомнить об истории библейских событий, но и призывает к очищению от грехов, напоминает, что таинство исповеди является обязательным условием на пути души к Богу.

Молитва Иоанну Крестителю

Молиться святому пророку о помощи нужно в церкви или дома. Храм рождества Иоанна Предтечи можно посетить во многих Российских городах. Существуют тропарь, кондак, величание и специальная молитва Иоанну Крестителю. Считается, что святой помогает при головной боли, заболеваниях, связанных с работой головного мозга. Пророку молятся перед исповедью, он помогает в покаянии и улучшает способность человека ясно мыслить и объективно оценивать ситуацию.

Приложиться к древней чудотворной иконе Крестителя Господне можно в Иоанно-Предтеченском монастыре. Там же находятся и частицы мощей святого.

Помолиться у икон с частицами мощей можно и в других храмах, например, в церкви в честь Владимирской иконы Божьей Матери, в честь святителя Николая в Пыжах.

Церковь рождества Иоанна Предтечи

В России в честь Крестителя и Предтечи Господне Иоанна во все времена возводилось множество храмов, часовен, основывались монастыри. Среди них есть настоящие памятники культуры и искусства, в некоторых можно прикоснуться к уникальным святыням и древним иконам.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге - памятник архитектуры федерального значения. Здание церкви отличается легкостью и изяществом.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне в Москве была основана в 1685 году. Сначала здание храма было деревянное, но в начале 18 века было возведено каменное строение. Церковь всегда была открыта для прихожан, даже в период СССР, благодаря чему сохранились удивительная атмосфера и древние иконы. В храме находится уникальный образ Иоанна Предтечи «Ангел в пустыне» 17 века, на котором у святого за спиной ангельские крылья. Специально для церкви в 1686 году была написана икона Рождества Иоанна Предтечи, которая особо почитается верующими. Внутреннее убранство украшает монументальная живопись В. М. Васнецова, что обнаружилось после мироточения одной из фресок на стене.

Нетленные мощи святого

Креститель был казнён по приказу царя Ирода путём отсечения головы по желанию царицы Иродиады и её дочери Саломеи. В настоящее время, по мнению большинства экспертов, подлинная глава Иоанна Крестителя находится в соборе во Франции в городе Амьен. Множество паломников из разных стран приезжают поклониться святыне. Глава хранится под стеклом на специальном блюде из серебра. Над левой бровью - отверстие, след от кинжала, которым Иродиада в приступе гнева проткнула уже отрубленную голову.

Во Франции хранится лицевая часть головы, другая половина находится в мечети в Дамаске.

Другой важной реликвией христианской культуры является десница Иоанна Предтечи. Правая рука святого пророка нетленна и хранится в монастыре в Черногории. В соответствии с библейской историей, святой Иоанн, проводя обряд крещения, возложил правую руку на голову Иисуса Христа, именно поэтому реликвия особо почитаема христианами всего мира.

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – так полностью называется праздник.

Рождество Иоанна Предтечи - это один из великих праздников. Великие праздники по значимости идут после 12-ти двунадесятых праздников. Рождество Иоанна Крестителя отмечается 7 июля по новому стилю. В этот день верующие вспоминают, как в семье иудейского священника Захарии и его жены Елизаветы родился будущий пророк, который предскажет пришествие Мессии - Иисуса Христа, а потом крестит его в водах реки Иордан.

Когда празднуется Рождество Иоанна Предтечи

Рождество Иоанна Предтечи - непереходящий праздник. Он отмечается 7 июля (24 июня по старому стилю).

История жизни Иоанна Предтечи

Иоанн Креститель - самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос говорил о нем: “Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя” (Мф 11:11).

Иоанн Предтеча жил примерно с 6-2 года до н. э. до 30 года н. э. Будущий великий пророк родился в семье праведных Захарии и Елизаветы. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него.

Иоанн был последним пророков среди множества праведников, предсказывавших пришествие Мессии, который освободит народ Израиля. Иоанна называют Предтечей и Крестителем. Предтечей - потому что он пришел прежде Христа и проповедовал народу Его пришествие. Крестителем - потому что он крестил Спасителя в Иордане.

Материал по теме

Все житие святого пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи основывается в первую очередь на текстах Священного Писания. Часть сведений сохранило для нас Священное Предание Церкви.

Прежде чем начать свою проповедь, Иоанн много лет жил в пустыне - готовился к своему служению постом и молитвой. Носил грубую одежду, питался одними медом и акридами (саранчой). Когда ему исполнилось тридцать лет, Господь повелел ему выйти из пустыни и проповедовать пришествие Христа.

Иоанн пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом.

Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: “Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. Но Христос уверил его, что “надлежит нам исполнить всякую правду”. Во время крещения “отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лк 3:21-22).

Крещением Христа увенчалась проповедь Иоанна Предтечи. Ему предстояла мученическая смерть. Царь Ирод Антипа, сын царя Ирода Великого (который после Рождества Христова приказал убить всех вифлеемских младенцев) заключил пророка в темницу за то, что тот обличал его преступном браке с Иродиадой. На пиру в честь дня рождения дочь Иродиады Саломея танцевала для Ирода, и в награду за танец мать подговорила ее попросить у царя смерти пророка. Иоанну Крестителю отрубили голову, и Саломея принесла ее на блюде Иродиаде. В память об этом установлен церковный праздник - Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Праздники, связанные с Иоанном Предтечей

В честь Иоанна Крестителя в Церкви есть несколько праздников:

События Рождества Иоанна Предтечи

В Евангелии от Луки мы читаем чудесную историю зачатия Иоанна Предтечи. Архангел Гавриил явился его отцу - иудейскому священнику Захарии, когда тот служил в Иерусалимском храме. И возвестил ему рождение сына:

Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный” . (Лк 1 :13-17).

Захария не поверил ангелу: ведь они с Елизаветой были уже пожилыми людьми и к тому же бесплодны. За недоверие Архангел покарал его немотой.

Елизавета была родственницей Девы Марии. Мария пришла навестить беременную Елизавету, и, “когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа ” (Лк 1:41).

Как пишет евангелист Лука, Иоанн Предтеча родился на полгода раньше Иисуса. На восьмой день, по закону Моисееву, совершилось его обрезание. Мать назвала сына Иоанном, и это очень удивило родственников: никто в роду не носил это имя. Но Захария, который все еще был нем, взял дощечку и написал: “Иоанн имя ему”. В тот же момент священник снова обрел дар речи и сразу стал прославлять Господа и говорить о том, что его сын предскажет приход Мессии всему иудейскому народу.

После Рождества Иисуса Христа царь Ирод Великий приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме. Узнав об этом, мать Иоанна Предтечи Елизавета убежала со своим сыном в пустыню. Как говорит легенда, Захария остался в Иерусалиме: он должен был исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов - хотел выяснить, где прячется Елизавета с младенцем. Захария не выдал тайны, и его убили прямо в храме.

По преданию, праведная Елизавета жила в пустыне вместе с сыном. После ее смерти Иоанн поводил свои дни в молитве и посте, так пророк готовил себя к проповеди о пришествии Мессии - Спасителя.

Молитвы Рождества Иоанна Предтечи

Тропарь Рождеству Иоанна Предтечи

глас 4-й Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Перевод:

Пророк и Предтеча пришествия Христова, мы, с любовью почитающие тебя, недоумеваем, как достойно восхвалить тебя: ибо бесплодие родившей и немота отца разрешились преславным и святым твоим рождением, и о воплощении Сына Божия миру возвещается.


Кондак Рождеству Иоанна Предтечи

глас 3-й Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

Перевод:

Прежде неплодная ныне Христова Предтечу рождает, и он – исполнение всех пророчеств: ибо, возложив руку во Иордане на Того, Кого пророки предвозвестили, явился пророком Слова Божия, проповедником и вместе с тем Предтечею.

Величание Рождеству Иоанна Предтечи

Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже от неплодове преславное рождество твое.

Перевод:

Прославляем тебя, Предтеча Спасителя Иоанн, и почитаем преславное Твое рождение от неплодной матери твоей.

Иконография Рождества Иоанна Предтечи

Материал по теме


На одном из самых традиционных типов иконографии святого пророк изображается по пояс (поясное изображение), обращенный лицом к молящемуся человеку

Самая первая из сохранившихся икон Рождества Иоанна Крестителя найдена на фресках Софийской церкви в Охриде, написана она в середине XI века.

В эпоху Византии иконографический сюжет праздника был главным в цикле детства Иоанна Предтечи. Иконописцы изображали праведную Елизаветой лежащей на ложе. В сюжет также включили евангельский эпизод “Наречение имени Иоанна Захарией”.

В XIV веке на иконах Рождества Иоанна Крестителя стали появляться бытовые детали: изображение стола с яствами рядом с постелью Елизаветы, сцена “Укачивание младенца”. В XVI – XVII веках рождество пророка стало также частью его житийных циклов.

Народные традиции празднования Рождества Иоанна Предтечи - Иван Купала

Иван Купала - языческий славянский праздник - в народном сознании был тесно переплетен с Рождеством Иоанна Предтечи. Русская Православная Церковь всегда с осуждением относилась к языческим элементам, который люди привносили в этот праздник, но многие традиции и обряды оказались очень живучими.

Десница Иоанна Крестителя

Десница Иоанна Крестителя - это христианская святыня, которая хранится в Цетиньском монастыре в Черногории. Десница - это правая рука пророка. По преданию, Иоанн Предтеча возложил десницу на голову Спасителя, когда крестил Его в водах реки Иордан.

История этой святыни идет от апостола Луки, который, как говорит церковное предание, забрал ее из Севастии и перенес в свою родную Антиохию в дар местной христианской общине. После того, как в X веке Антиохия пала, десницу переправили в Халкидон, а затем в Константинополь. Когда Константинополь захватили турки - было это в 1453 году, реликвия отправилась на остров Родос. Когда турки в 1522 году захватили Родос, святыню перевезли в Мальту.

Спустя почти три века, 1799 году, Мальтийский орден передал десницу Иоанна Крестителя в Россию. После Октябрьской революции святыню вывезли за пределы страны, и до 1993 года она считалась утраченной. Позже выяснилось, что в 1951 году югославские чекисты реквизировали десницу в хранилище государственного исторического музея в Цетинье. И уже в 90-х годах XX века ее обнаружили в Цетиньском монастыре в Черногории.

Храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне

Храм Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне находится в Пресненском районе Москвы, по адресу: Малый Предтеченский переулок, дом 2. У этой церкви удивительная история. Она была построена на месте, где проводились древние языческие обряды, связанные со славянским праздником Ивана Купалы. Возведение храма было своего рода миссионерством - москвичей стремились просветить светом Христовым.

В XVIII веке здесь одно время располагался духовный центр грузинской диаспоры в России и была кафедра грузинского митрополита.

В советские годы церковь была открыта, благодаря этому в ней сохранились многие иконы и фрески XVII-XVIII веков. В конце XIX столетия здесь работал великий художник Виктор Васнецов. К сожалению, почти все его фрески потом закрыли слоями краски. И только в 2007 году реставраторы произвели консервацию работ мастера.

Слово Митрополита Сурожского Антония об Иоанне Предтече

Слово митрополита Сурожского Антония, произнесенное за всенощной 1 июня 1968 г. в храме святого Иоанна Предтечи, что на Красной Пресне (Москва).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Хочу сказать вам несколько слов о святом, который является покровителем этого храма.

По свидетельству Господню, никто, рожденный на земле, не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И когда вдумываешься в свидетельство Евангелия о нем, действительно захватывает дух. Но не только дух захватывает - видишь в нем человека, который сумел так беспредельно, так неограниченно быть преданным своему Богу и своему земному призванию, и который может послужить каждому из нас примером и образом; потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к тем, кто его окружает, является так часто предтечей Господним, является тем, кого Господь послал впереди Себя, чтобы принести людям слово и образ жизни, который приготовил бы их понять Христа, принять Христа. И когда нашей жизнью мы посрамляем наше свидетельство, когда, глядя на нас, люди перестают верить и в наши слова, и в слова Христовы, то мы берем на себя страшную ответственность. Мы не только сами живем в суд себе и в осуждение, но мы других не влечем за собой туда, куда мы призваны их вести: к радости, к той радости, которой Господь нам оставил залог и которой никто не может отнять, но которой никто, кроме Господа, не может дать.

Вспомним несколько из тех выражений, которые употреблены Христом или Евангелием по отношению к Крестителю Иоанну. Первое, что мы о нем слышим, это то, что он - глас вопиющего в пустыне. Пустыня - это не только место ненаселенное, это место, где пусто; и так часто в человеческом сердце пусто, в человеческой жизни пусто. Не только нет содержания вечного, но нет вообще такого содержания, которым можно было бы жить. И в этом отношении мы окружены - все - людской пустыней. И вот, в этой пустыне и мы призваны, подобно Крестителю, свидетельствовать.

Свидетельство Иоанна Крестителя не началось словами. Раньше чем вернуться к людям и говорить, раньше чем властно требовать от них, чтобы они стали достойны своего звания человека, он сам удалился в голую, жаркую пустыню и остался один с самим собой, лицом к лицу с самим собой перед очами Божиими. Иногда и нам приходится остаться в таком одиночестве. Бывает это, когда нас оставят ближние, когда сделается вокруг нас пусто. Бывает это, когда нас тронет болезнь, и тогда, как бы ни были мы окружены заботой, мы чувствуем, что мы одиноки, потому что мы стоим теперь перед лицом жизни и смерти, там, где каждый человек один за себя будет решать вопрос жизни и смерти, не только временной, но и вечной. Бывает, что мы удалимся сами, для того чтобы прийти в себя, - и тогда мы знаем, как трудно бывает остаться одному с самим собой, если к этому не привык. Делается боязно; тогда открывается перед нашим собственным взором внутренняя наша пустота, и в эту пустоту, в эту пустыню нам надлежит войти. Там будет одиноко, там будет пусто, там будет трудно жить, но только если мы сумеем жить в этой пустыне, с Богом Одним, сможем мы вернуться к людям, никогда не теряя Бога, и способными, победив себя, победить все.

И вот Иоанн в течение свыше тридцати лет пребывал в пустыне, боролся со своим сердцем, боролся со своей жизнью, и вышел на проповедь, и засвидетельствован Богом как величайший, но не только. Евангелие нам называет его не пророком, а гласом. Он так сроднился с волей Божией, так стал един с тем животворным словом, которое ему надлежит произнести для спасения людей, для пробуждения людей, для того, чтобы в них тоже воссияла жизнь, возродилась радость, что он - только голос. Это уже не человек, который говорит, это Бог вещает его гласом. Так говорили святые. Один из подвижников Афона, не так давно умерший - всего лишь тридцать лет тому назад - говорил: “Святые от себя не говорят; они говорят от Бога, и только”. Иоанн отверг все земное для того, чтобы принадлежать Богу, и Господь его вернул к этой земле, Господь не оставил его в далекой пустыне. Господь, когда стал с Иоанном неразлучным, послал его к людям, чтобы и другие люди зажили той жизнью, которую познал Иоанн.

И вот ставится вопрос перед каждым из нас: есть ли во мне такая жизнь, которой я могу зажечь другого человека? Где эта жизнь во мне? Когда меня люди встречают, загораются ли они? Когда люди меня слышат, трепещет ли их сердце? Как Евангелие говорит о спутниках Эммаусских: “Горело сердце в них”. Когда люди видят нашу жизнь, разве они говорят о нас, как говорили о первых христианах: “Как они друг друга любят!” Разве слыша, видя нас, люди дивятся тому, что у нас есть что-то, чего ни у кого нет? А если это так, то мы не пошли даже путем предшественника, мы не готовы принести Христа людям, мы не готовы даже проложить Ему дорожку, чтобы Он нашел как-то путь Себе. А мы призваны быть теми, кто готовит радость людям, радость встречи с Богом, радость, которой никогда не будет конца и которой никто, ничто не может отнять. Почему это так? Да потому что мы хотим жить на своих правах, мы хотим жить для себя, мы не хотим сходить на нет.

А вот что говорит Евангелие о Иоанне Крестителе:

“Свидетельствуя перед людьми о том, кто он сам есть, Креститель говорит: мне надо умаляться, на нет сходить, для того чтобы Он вырос в полную меру… Сам он - только предтеча, он должен открыть дверь и отойти, так, чтобы о нем больше не вспомнили люди, вдруг увидев Христа и все забыв в этой радости”.

Сходить на нет, приготовив путь Господень… Кто из нас это умеет делать? Кто из нас, оживив чью-нибудь душу хотя бы добрым словом, не хочет остаться в этой радости взаимного общения? Кто, сказав животворное слово, иногда нечаянно, когда Господь нам дает, не хочет, чтобы вспомнили и никогда не забыли, что было сказано это слово именно им?

Креститель о себе еще говорит: “Я - друг жениха”.

Что это за друг жениха? В древности еврейской, как и языческой, у жениха был друг, который заботился обо всем для брака, и который после совершения брака приводил к брачной комнате невесту и жениха, оставался за дверью и сторожил, чтобы никто не прервал их глубокой, таинственной встречи в дивной брачной любви. Он был другом, потому что умел остаться за дверью, остаться за пределом. Радость его была совершенна тем, что радость жениха и невесты теперь была совершенна, они остались вдвоем, и он был защитником этой встречи. Еще скажу: кто из нас умеет так поступить с чужой радостью? Все сделать, чтобы эта радость случилась, все сделать, чтобы она воссияла вечным светом, и отойти, уберечь ее, охранить ее, и остаться забытым за закрытой дверью.

Вот еще образ о нем, последний образ.

Его умаление, его схождение на нет дошло почти до предела. Он взят в тюрьму за правдивое, честное слово. Христос остался на свободе, Он проповедует, к Нему перешли ученики Иоанновы, Он окружен Своими учениками, Он вырос в полную меру Своего земного призвания. Иоанн знает, что на него идет смерть, что из тюрьмы он не выйдет, и вдруг его охватывает сомнение. Он посылает двух своих учеников ко Христу, спросить Его, он, который на берегу Иордана реки перед всеми засвидетельствовал, Кто грядущий Христос, он посылает двух своих учеников ко Христу, спросить: “Ты ли Тот, которого мы ожидали, или нам ожидать другого?..” Иначе сказать: “Ты ли на самом деле Тот, о Котором я принес свое свидетельство, или я ошибся?..” Если он ошибся, то напрасно он погубил юные годы в пустыне, напрасно он выходил к людям, напрасно он теперь в тюрьме, напрасно он умрет, напрасно все. Напрасно даже то свидетельство, которое он принес Христу, и он обманут Самим Богом. И колеблется самая сильная душа, которая когда-либо была на земле. И Христос не отвечает ему. Христос не отнимает у него полноты подвига веры и подвига верности до конца. Вопрошающим Его ученикам Христос говорит: “Скажите Иоанну, что вы видите, - слепые видят, хромые ходят, нищие благовествуют; блажен тот, кто не соблазнится о Мне…” Слова, когда-то, столетиями до этого, написанные пророком Исаией; и ученики возвращаются с этим словом.

Остается Иоанну войти внутрь себя и поставить перед собой вопрос: когда он был в пустыне один перед лицом Божиим, правда это была или внутренняя ложь? Когда он вышел из пустыни проповедовать и потрясал людей, обновлял их жизнь, приводил их к новой жизни, к новизне, к весне духовной - правда это была или нет? Когда он увидел Христа и прозрел в Нем Грядущего - правда это была или нет?.. И Иоанн умер в вере и в безусловной верности.

Как часто бывает, что колеблется наша душа, что после того, как мы сделали все, что должны были сделать, сказали доброе слово, правдивое слово, сделали все, что только мы могли, для того чтобы другой человек ожил радостью, и воскрес душой, и начал жить весенней жизнью вечности, вдруг находит колебание. Устала душа, меркнет жизнь, клонится наша глава к земле… Стоило ли все это делать? Я не вижу плода, я не знаю, что будет, а погубил-то я столько сил, столько надежды, столько веры, столько любви. Стоило ли все это делать?..

И Господь нам не отвечает на это свидетельством успеха. Он нам говорит:

“Достаточно того, что все это было правда, что все это было добро, достаточно тебе того, что ты сделал то, что надо было. В этом - все”.

И вот, перед каждым из нас стоит этот образ Крестителя. Каждый из нас друг ко другу, к каждому другому, послан как предтеча, чтобы сказать слово настолько чистое, настолько свободное от себя самого, от себялюбия, от тщеславия, от всего того, что делает каждое наше слово мелким, пустым, ничтожным, гнилым. Делаем ли мы это с готовностью сойти на нет, только бы из этого человека вырос живой человек, невеста вечной жизни?.. А когда все это сделано, готов ли я сказать с радостью: “Да, пусть свершится последнее, пусть и не вспомнят обо мне, пусть жених и невеста встретятся, а я сойду в смерть, в забвение, вернусь в ничто?..” Готовы ли мы на это? Если нет - как слаба наша любовь даже к тем, кого мы любим! А что сказать о тех, которые нам так часто чужды, безразличны?.. Вот будем часто, часто вглядываться в этот величественный, но человеческий образ Крестителя, и будем учиться, как живет настоящий, цельный человек, и попробуем хоть в малом так прожить, изо всех сил, даже если их немного, но без остатка, до последней капли нашей живой силы.

На заставке: Иоанн Креститель. Православная фреска монастырь Грачаница (Сербия)

Похожие статьи

© 2024 vishaja-kategorija.ru. АстроМистика - Информационный портал.