География Воспроизведение знаний о географическом распространении мировых религий. Религии азии, индуизм, буддизм, индуистский храм, брахма, ступы, локапала, будда, далай-лама, религия, философия Религия в странах азии

Азия является частью света, где зародились все крупнейшие религии земного шара: иудаизм, зороастризм, христианство, ислам, индуизм, сикхизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм. Однако судьба этих религий была различной. Одни из них широко распространились и в других частях света (христианство, ислам, иудаизм), другие же остались в основном азиатскими религиями (зороастризм, индуизм, сикхизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм).

В настоящее время в Юго-Западной Азии наиболее распространен ислам. Это относится к Турции, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии, Йеменской Арабской Республике, Народной Демократической Республике Йемен, Оману, Объединенным Арабским Эмиратам, Катару, Бахрейну, Кувейту, Ираку, Ирану, Афганистану.

В подавляющем большинстве этих стран ислам распространен в форме суннизма. Лишь в Иране резко преобладает шиизм. Шииты составляют свыше половины населения в Ираке и в Йеменской Арабской Республике. Немусульманскими в этом районе являются только две страны: Кипр, где преобладают христиане, и Израиль, в котором большинство жителей исповедует иудаизм. Кроме того, в Ливане около половины верующего населения составляют христиане.

В центре Южной Азии господствует индуизм, в периферийных же районах население исповедует другие религии: на западе и востоке (в Пакистане, Бангладеш и Мальдивской Республике) - ислам, на юге и севере (в Шри Ланке, Бутане, частично в Непале) -буддизм (в Шри Ланке - в форме тхеравады, в остальных странах - в форме махаяны).

В Юго-Восточной Азии обычно выделяют два подрайона. В первом из них, включающем полуостров Индокитай без Малакки, среди верующих преобладает буддизм в форме тхеравады (Бирма, Таиланд, Лаос, Кампучия) или махаяны (Вьетнам). Во втором, охватывающем Малаккский полуостров и Малайский архипелаг, распространены главным образом две религии: в Федерации Малайзии, Индонезии, Брунее - ислам, на Филиппинах - христианство.

В Восточной и Центральной Азии верующие исповедуют несколько религий, нередко причудливо переплетающихся между собой. Это буддизм в форме махаяны - во всех странах (Китай, МНР, Корея, Япония), конфуцианство - в Китае и Корее, даосизм -в Китае, синтоизм - в Японии.

В последнее время из года в год растет число людей, разделяющих атеистические взгляды. Правда, атеизм еще не получил здесь повсеместного распространения, однако в социалистических странах Центральной и Восточной Азии численность атеистов весьма значительна.

Как же характеризуется религиозный состав населения отдельных стран?

Кипр

Кипр - одна из двух преимущественно христианских по населению стран Азии (другая - Филиппины). Христианство проникло на остров еще в I в. н. э. Подавляющее большинство населения - греки - придерживается почти исключительно православия. На острове существует автокефальная Православная церковь Кипра, влияние которой весьма велико. Православные верующие составляют 77% населения острова. Значительную группу образуют в населении страны мусульмане (18%), которые придерживаются суннизма ханифитского толка. К ним относится турецкое меньшинство страны. Другие религиозные группы невелики. Это марониты (3 тыс.), римские католики, армяно-григориане (3,5 тыс.), англикане, свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня и др.

Турция

На территории Турции с конца XI в. начал распространяться ислам, который постепенно вытеснил господствовавшее здесь прежде христианство. В настоящее время подавляющее большинство населения Турции (99%) исповедует ислам, преимущественно в форме суннизма ханифитского толка. Среди турок некоторых районов восточной Анатолии, а также среди курдов и части арабов распространен шафиит-ский толк суннизма. В стране существует ряд религиозных орденов (хотя официально они и запрещены), наиболее известны из них мевлевийя, накшбандийя, тиджанийя, а также бекташи (последний - шиитский). Шииты составляют примерно 16% населения Турции. В стране имеются последователи двух шиитских сект: али-илахи (курды в Дерсимских горах и на севере Хар-путской равнины, а также часть юрю-ков и туркмен) и нусайриты (арабы по границе с Сирией; 80 тыс.). Среди курдов некоторых районов юго-восточной Турции встречаются также йазиды (70 тыс.). Из христиан (0,7% населения) представлены православные (74 тыс., главным образом греки, а также болгары и часть арабов), армяно-григориане (70 тыс.), халдо-католики (11 тыс.), католики латинского обряда (7 тыс., в значительной части левантинцы), армяно-католики (4 тыс.), греко-католики (небольшая часть греков и болгар), сиро-католики (общая численность всех католиков 26 тыс.), протестанты (23 тыс.; англикане, лютеране, пресвитериане, конгрегационалисты, адвентисты седьмого дня и др., главным образом европейцы и американцы), якобиты (в пограничных с Сирией районах), копты, несториане. Живет в стране и небольшая группа иудаистов (24 тыс., почти исключительно сефарды, половина их сосредоточена в Стамбуле).

Сирийская Арабская Республика

В Сирии также преобладают мусульмане (свыше 90% населения), хотя имеется и довольно большая группа христиан (7%). Большинство последователей ислама - сунниты ханифитского и других толков (74% населения), кроме них имеются нусайриты (12%), живущие преимущественно в Латакии, друзы (3%), обитающие главным образом в Эс-Сувейде (в обеих этих областях суннитов немного), ис-маилиты (38 тыс.), встречающиеся в округе Саламийя, ортодоксальные шииты-имамиты (15 тыс.). Суннизма придерживаются основная часть арабов и подавляющее большинство курдов, черкесов, туркмен и турок, шиизма и его ответвлений - часть арабов и персы. Среди христиан преобладают православные (около 300 тыс.) и католики (205 тыс., они распадаются на греко-католиков, сиро-католиков, армяно-католиков, маронитов, хал до-католиков, католиков латинского обряда). Имеются также армяно-григориане (150 тыс.), якобиты (125 тыс.), нес-ториане (20 тыс.), протестанты (20 тыс.; пресвитериане, последователи Союза армянских евангелических церквей на Ближнем Востоке, англикане, адвентисты седьмого дня и т. д.). Христианство распространено главным образом среди арабов, имеются среди христиан также армяне и ассирийцы (последние - несториане). Из представителей других религий встречаются йазиды (около 10 тыс., часть курдов) и иудаисты (4,5 тыс.).

Ливан

В Ливане, куда христианство проникло в конце I - начале II в. н. э., несколько более половины населения составляют мусульмане, несколько менее половины - христиане.

Ливанские мусульмане (ислам проник в страну в начале VII в.) подразделяются на суннитов (26% населения), шиитов (27%) и друзов (7%). Имеется также небольшая группа нусайритов. Сунниты сосредоточены главным образом в Северном Ливане и Бейруте с окрестностями, шииты -в Южном Ливане и Бекаа, друзы -в Горном Ливане.

Самая крупная из христианских ветвей - марониты (23% населения). Вероучением маронитской секты было на первых порах монофелитство, представлявшее собой как бы компромисс, среднюю линию между диофизитством и монофизитством. Признавая двойственную природу Иисуса Христа, мо-нофелиты в то же время подчеркивали, что эта двойственная природа имела единую волю (откуда и само название течения). В конце XVI в. маронитская церковь вступила в унию с Римом, признав догматы римского католицизма, но сохранив старую обрядность и организационную самостоятельность.

Сейчас маронитов можно встретить по всему Ливану, но основным районом их расселения является Горный Ливан. Следующей по численности христианской ветвью Ливана является православие (7% населения). Православное население Ливана образует вместе с православным населением соседней Сирии автокефальную Анти-охийскую православную церковь. Половина православных сосредоточена в Северном Ливане, четверть - в Горном Ливане. В результате распрей внутри руководства православной церкви в начале XVIII в. от православия откололась группа, признавшая власть римского папы. Эта группа (так называемые мелькиты) образовала греко-католическую церковь (к ней относится около 5% населения страны). Кроме маронитов и греко-католиков в стране имеются группы армяно-католиков (25 тыс.), католиков латинского обряда (20 тыс., главным образом иностранцы), сиро-католиков (18 тыс.), халдо-католиков (6 тыс.). В Ливане живет также небольшое число якобитов (около 10 тыс.) и несториан. Большая часть живущих в Ливане армян - армяно-григориане (около 5% населения). Половина всех армяно-григориан сосредоточена в Бейруте и его окрестностях. Кроме того, среди армян встречаются также армя-но-католики (19 тыс.) и протестанты (последние объединены в Союз армянских евангелических церквей на Ближнем Востоке). Общая численность протестантов в Ливане 16 тыс., значительная часть их - иностранцы. Кроме членов Союза армянских евангелических церквей имеются пресвитериане, англикане, баптисты, назаряне, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы и др. Имеются в Ливане и последователи иудаизма (0,4 тыс.).

Израиль

В созданном в 1948 г. государстве Израиль господствующей религией является иудаизм. Его придерживаются все верующие евреи. В стране представлены две секты иудаизма, но они имеют очень малое число последователей: караимы (12 тыс. человек) и самаритяне (около 500 человек). Кроме иудаистов в Израиле живут мусульмане и христиане (4/5 живущих в Израиле арабов придерживаются ислама, 1/5 - христианства). Основная масса мусульман - сунниты разных толков. Имеются также друзы (50 тыс.). Христианство представлено в Израиле рядом церквей. Наиболее многочисленны католики. Это главным образом живущие в Хайфе и других районах мель-киты (41 тыс.), а также католики латинского обряда (12 тыс.) и марониты (6 тыс.). Имеются и православные (22 тыс.). В небольшом числе в стране живут приверженцы Епископальной (англиканской по вероучению) церкви (1 тыс.), лютеране, пресвитериане, баптисты, армяно-григориане (900 человек), последователи монофиситских церквей - Коптской (700 человек) и Эфиопской. Почти все христиане живут в крупных городах.

Иордания

В Иордании государственная религия - ислам. Ее исповедует 95% населения. Среди мусульман преобладают сунниты шафиитского толка (90%). В небольшом числе встречаются шииты-имамиты и друзы (вместе - 5%). Христиане составляют 5% населения. Они сосредоточены в основном *в городах. 2/5 христиан - православные, около трети - римские католики. Имеются также греко-католики, или мелькиты, армяно-григориане, якобиты и небольшое количество протестантов (англикане, лютеране, баптисты и др.).

Саудовская Аравия

Подавляющее большинство населения Саудовской Аравии (99%) исповедует ислам. В разных частях страны эта религия представлена своими различными формами. 9/10 всех мусульман - сунниты. В центральной части государства - Неджде - почти все население ханбалиты-ваххабиты (к ним относится более половины всех суннитов страны). На западе, в Хиджаэе, преобладает шафиитский толк суннизма. Встречаются также ханифиты и маликиты, ханбалиты-салафийя и ханбалиты-ваххабиты. Кроме того, в Хид-жазе в небольшом числе проживают шииты-имамиты и зейдиты. На юго-западе, в Асире, большинство населения придерживается суннизма шафиитского толка. Сунниты (ханбалиты, маликиты) преобладают и в Восточной провинции (Эль-Хаса). Однако в этой провинции живет и большая группа шиитов (около трети населения). Среди шиитов Саудовской Аравии много выходцев из других стран (персов, йеменцев, пакистанцев, индийцев). Немусульман в Саудовской Аравии мало. В городе Джидца (Хидоказ) имеются небольшие группы иудаистов, православных (греки), протестантов (американцы и англичане) и католиков (итальянцы и др.; общая численность в стране - 13 тыс.).

Йеменская Арабская Республика

Йеменская Арабская Республика также почти чисто мусульманская страна. Наиболее крупную группу верующих образуют шииты-зейдиты (50% населения). Их особенно много в Дже-беле - горной части страны. Так, в ли-ве Саада практически все население принадлежит к зейдитской секте. Зейдиты образуют также подавляющее большинство жителей ливы Сана. Лишь немного уступают зейдитам по своей численности сунниты шафиитского толка (49% населения), в основном сосредоточенные в Тихаме (прибрежной полосе страны) и на юге (в ливах Хо-дейда и Таиз к ним относится почти все население). Имеется также небольшое число исмаилитов (около 70 тыс.), байадийя (группа полуваххабитского типа) и ортодоксальных шиитов (персы). Из немусульманских верований представлены индуизм и иудаизм (0,5 тыс. человек).

Народная Демократическая Республика Йемен

В Народной Демократической Республике Йемен подавляющее большинство населения - мусульмане, главным образом последователи суннизма шафиитского толка. На крайнем востоке страны имеется небольшое число суннитов-маликитов, а в прибрежном районе - маленькая группа суннитов-ханифитов. В городе Адене живут также шииты-имамиты и исмаи-литы (главным образом выходцы из Южной Азии), а на границе с ИАР -и зейдиты. На востоке встречаются иба-диты. Среди иностранцев распространено христианство (европейцы), индуизм и зороастризм (выходцы из Южной Азии). В Адене имеется несколько десятков христиан-католиков из числа местных жителей.

Оман

В Омане почти все жители - мусульмане. Большинство мусульман придерживается ибадитского направления ислама. Свыше четверти населения -сунниты. Среди суннитов имеются хан-балиты, а также ханбалиты-ваххабиты (секта азракитов) и шафииты. В городах среди персов, оседлых арабов-баха-рина и части пакистанцев и индейцев распространен шиизм. Часть проживающих в стране индийцев - индуисты. Христианства придерживаются живущие в Омане португальцы и англичане.

Объединенные Арабские Эмираты

Объединенные Арабские Эмираты (Абу-Даби, Дибай, Шарджа, Аджман, Умм-эль-Кайвайн, Эль-Фуджайра, Рас-эль-Хайма) также имеют преимущественно мусульманское население (89%). Около 2/з жителей исповедуют суннизм ханбалитского толка с уклоном в ваххабизм, имеются также сунниты-маликиты и небольшая группа сунни-тов-шафиитов. В ОАЭ можно встретить и шиитов (1/5 населения; это выходцы из Ирана и небольшая часть выходцев из Пакистана и Индии). На востоке и юге живет группа ибадитов (около 40 тыс.). Встречаются также христиане (6% населения, главным образом англичане и американцы), индуисты.

Катар

В Катаре подавляющее большинство населения (98%) - мусульмане-сунниты. Среди них имеются маликиты и ханбалиты-ваххабиты. Шиитов немного (арабы-бахарина и персы). В небольшом числе встречаются индуисты и иудаисты, а также христиане (проживающие в стране европейцы).

Бахрейн

В Бахрейне мусульмане составляют 85% населения. Несколько более половины их - шииты, остальные - сунниты. Шииты - это преимущественно оседлые арабы-бахарина, а также персы. Среди шиитов встречаются исмаи-литы (часть пакистанцев и персов). Бахрейнские сунниты придерживаются преимущественно маликитского толка, однако имеется небольшая группа ваххабитов, прибывших из Саудовской Аравии. К суннизму принадлежат и проживающие в стране выходцы из Пакистана. Сунниты и шииты живут в отдельных деревнях, а в городах - в особых кварталах. Христиан сообразуют 7% населения (26 тыс.). Большая часть их - живущие в стране англичане и американцы. Имеются малочисленные группы индуистов (выходцы из Индии) и иудаистов.

Кувейт

Мусульманским по населению является и Кувейт. Ислама придерживается 92% населения. Среди мусульман преобладают сунниты маликитского толка. Имеются также сунниты-ханифиты и ваххабиты. 15-20% мусульман исповедуют шиизм (часть жителей городов и северных районов страны, персы, некоторые индийцы и пакистанцы, арабы - выходцы из Ирака и некоторых других стран). В числе шиитов имеется небольшое число исмаилитов. В Кувейте живут небольшие группы индуистов (большая часть индийцев). 6% населения страны составляют христиане. Это англикане и реформаты (4 тыс.), католики (18 тыс.), православные, якобиты, копты (общая численность трех групп - 4 тыс.), армяно-григориане (6 тыс.) и др. Христианство (в форме православия, монофизитства, англиканства, реформатства) исповедуют маленькая группа арабов и иностранцы: часть индийцев-малаялей, англичане, американцы и т. д.

Ирак

В Ираке ислам исповедуют 96% жителей (54% мусульман - шииты, 46% -сунниты). Суннизма ханифитского и в меньшей степени шафиитского толков придерживаются кочевники-бедуины в разных районах страны, часть горожан (в первую очередь жители Багдада и Басры), оседлые арабы Верхней Месопотамии, а также курды, турки, черкесы, большая часть туркмен. Оседлое арабское земледельческое население южной и центральной части Ирака, персы, луры и около трети туркмен -шииты. Имеется также небольшое число али-илахи (курды и небольшая часть туркмен), исмаилитов, бехаистов. 3% населения Ирака составляют христиане, сконцентрированные в крупных городах страны, а также в сельской местности в районе Мосула. Это в основном ассирийцы, армяне и часть арабов. Наиболее крупную группу среди христиан образуют католики, в основном последователи различных униатских церквей. Подавляющее большинство их халдо-католики, имеются также сиро-католики (35 тыс.) и армяно-католики. Католиков латинского обряда немного (3,5 тыс.), преимущественно это живущие в Ираке иностранцы. Из других христиан представлены не-сториане (65 тыс.), армяно-григориане (23 тыс.), якобиты (12 тыс.), православные, протестанты. Значительную группу составляли прежде иудаисты,

Похожие рефераты:

Конфессиональный состав населения России за последнее десятилетие существенно изменился. Возобновили свою деятельность некоторые конфессии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новые деноминации.

Изучение возникновения и распространения Ислама, его утверждения в качестве государственной религии. Анализ основных религий Востока: конфуцианства, даосизма, джайнизма, синтоизма, буддизма. Описания синкретических сект и культов, корейского шаманизма.

Возникновение иудаизма. Зороастризм. Мандеизм. Индуизм. Джайнизм и сикхизм. Даосизм. Конфуцианство. Синтоизм.

В настоящее время среди славянских народов достаточно широко распространены христианство и ислам, в меньшей мере представлены иудаизм и буддизм. В разных славянских государствах они представлены неодинаково.

Разговор о Юго-Западной Азии стоит начинать с определения значения этого термина. Дело в том, что в русскоязычной литературе распространен термин Передняя Азия, который появился в результате калькирования немецкого термина. С географической точки зрения регион включает в себя Малую Азию, Аравийский полуостров, Закавказье, Месопотамскую низменность, Армянское нагорье, Средиземноморское побережье, а также Иранское нагорье.

Политическое деление Юго-Западной Азии

С политической точки зрения Переднюю Азию принято разделять на три обширных региона. К политическим регионам Юго-Западной Азии относятся Ближний Восток, Средний Восток и Закавказье. Регион имеет важное политическое значение, так как на его территории сосредоточены большие запасы полезных ископаемых и важные транзитные коридоры.

В Юго-Западной Азии находятся двадцать суверенных международно признанных государств. Ниже будет приведен исчерпывающий список со столицами, помещенными в скобки:

  1. Афганистан (Кабул).
  2. Азербайджан (Баку).
  3. Армения (Ереван).
  4. Королевство Бахрейн (Манама).
  5. Грузия (Тбилиси).
  6. Египет (Каир). К азиатской части относится только Синайский полуостров.
  7. Израиль (Тель-Авив).
  8. Иордания (Амман).
  9. Ирак (Багдад).
  10. Иран (Тегеран).
  11. Йемен (Сана).
  12. Катар (Доха).
  13. Кипр (Никосия).
  14. Кувейт (Эль-Кувейт).
  15. Ливан (Бейрут).
  16. ОАЭ (Абу-Даби).
  17. Оман (Маскат).
  18. Саудовская Аравия (Эр-Рияд).
  19. Сирия (Дамаск).
  20. Турция (Анкара). Стоит отметить, что к Юго-Западной Азии не относится европейская часть страны, которая исторически называется Фракией.

Культурные особенности региона

С культурной точки зрения регион имеет огромное значение, так как именно на территории Плодородного полумесяца, охватывающего Турцию, Иран, Ирак, Сирию и Ливан, впервые была одомашнена пшеница, а также возникли первые письменные цивилизации. Долгое время регион процветал за счет относительно благоприятного климата и особой политической структуры.

Другой важной особенностью Юго-Западной Азии является то, что именно на ее территории возникли такие религии, как иудаизм, христианство и ислам. Сегодня, однако, регион является преимущественно исламским. В этническом плане население Юго-Западной Азии довольно разнообразно, так как на ее территории на протяжении многих столетий смешивались самые разные народы: от иранцев и греков до индийцев и тюрков.

Полуостров Малая Азия

Всю территорию этого полуострова занимает Турецкая Республика. Это одна из наиболее развитых в политическом и экономическом отношении стран региона Юго-Западной Азии.

Территорию полуострова омывают Черное, Средиземное, Мраморное и Эгейское моря. Большую часть полуострова занимают различные горные системы. Климат полуострова отличается засушливостью на значительной территории, так как большую часть его занимает Малоазиатское нагорье.

На востоке Малой Азии расположены исторические регионы Армянского нагорья и горы Тавр, которые известны человечеству еще со времен шумеров, так как на их территории находились источники важных полезных ископаемых.

Несмотря на то, что Турция является важным поставщиком сельскохозяйственной продукции, стоит отметить, что этот статус дается ей благодаря правильно налаженной технологии выращивания культур, так как климат региона отличается засушливостью и очень небольшой речной сетью.

Столицей Турции является Анкара - одна из наиболее важных столиц Юго-Западной Азии, так как страна является членом НАТО и граничит со многими ключевыми государствами региона. Кроме того, Турция контролирует проливы Босфор и Дарданеллы, связывающие Черное и Средиземное моря.

Аравийский полуостров

Другим важным регионом Юго-Западной Азии является Аравийский полуостров, являющийся самым крупным полуостровом на планете. На его территории находятся восемь богатых нефтедобывающих стран, каждая из которых является к тому же абсолютной монархией. В каждой из стран официальной религией является ислам.

Юго-Западная Азия и Северная Африка отделены друг от друга узким Красным морем, имеющим важное значение для экономики региона, так как оно обладает огромным рекреационным потенциалом и является важным транспортным коридором, по которому суда доходят до Суэцкого канала, отделяющего Азию от Африки.

Большую часть полуострова занимают каменистые пустыни, образованные путем денудации горных возвышенностей вулканического происхождения. Редкие оазисы не могут служить источником воды в промышленных масштабах, поэтому все страны региона занимаются опреснением морской воды для промышленных нужд и экспортом большого количества питьевой воды.

География и политика Леванта

Левантом называют историко-географический регион, включающий такие страны, как Израиль, Сирия, Палестина, частично Египет, Иордания и Турция (некоторые регионы).

Несмотря на то, что на протяжении столетий значение этого термина могло значительно изменяться, он неизменно оставался перекрестком, где встречались культуры Европы, Африки и Азии, где многочисленные народы торговали и вели войны за влияние на море и на суше. В этом регионе возникла письменность и сельское хозяйство, строились первые храмы и создавались великие империи и новые религии.

Сегодня на территории Леванта крайне неспокойная политическая ситуация, вызванная гражданской войной в Сирии и многолетним конфликтом между Израилем и Палестинской автономией. Наиболее крупной национальной группой региона Леванта являются арабы, а религиозной общиной - мусульмане, хотя имеются и христианские общины, и многие небольшие религии.

Кроме того, в Декларации независимости государства Израиль написано, что оно является национальным государством еврейского народа, то есть евреи также занимают важное место на этнически пестрой карте региона.

Иранское нагорье

Как уже отмечалось выше, Юго-Западная Азия является весьма гористым регионом, в котором встречаются многочисленные плоскогорья и нагорья, самым восточным из которых считается Иранское.

Как следует из названия, лежит большей частью на территории Исламской Республики Иран, однако некоторые его части находятся на территории таких стран, как Афганистан, Туркменистан и Пакистан, которые относятся уже к другому географическому и историко-политическому региону.

Климат на территории нагорья значительно отличается при движении от центра к югу. В центральной части нагорья преобладает континентальный прохладный климат, но на юге переходит в умеренно тропический с большей увлажненностью и более жарким летом.

География и экология

Месопотамской низменностью называется территория, ограниченная полуострова, хребтами Загроса и Тавра. Преимущественно плато находится на территории Ирака и Кувейта, но также попадает на территорию Ирана и Сирии.

Стоит отметить, что рельеф этого региона образован деятельностью рек Тигр, Евфрат и Карун, которые на протяжении многих тысячелетий обогащали окрестные земли плодородными наносами с севера.

Регион, также известный как Междуречье, является колыбелью письменной цивилизации, в которой зародилась мифология, история, астрономия и организованная религия. И все это произошло на небольшом участке суши с не самыми благоприятными климатическими условиями, требующими невероятных усилий для ведения сельского хозяйства.

Экономика макрорегиона

В отличие от Юго-Восточной Азии, Юго-Западная представляет для Европы непосредственный интерес в силу географической близости. В последние годы все большее значение приобретает гуманитарный кризис, развернувшийся на территории Передней Азии из-за сирийской гражданской войны. Большинство стран региона так или иначе оказались втянуты в конфликт, что не могло не сказаться на состоянии их экономики.

Кроме того, падение цен на нефть на мировом рынке вызвало сокращение экономик ведущих нефтедобывающих стран региона. Однако в регионе активно развиваются различные экономические и инфраструктурные проекты при участии других мировых игроков. Например, через территории Ирана, Турции и Сирии планируется строительство транспортного коридора, который соединит страны Европы и Китай. Сегодня страны Юго-Западной Азии играют ключевую роль в добыче и транспортировке энергоресурсов.

Азия является частью света, где зародились все крупнейшие религии земного шара: иудаизм, зороастризм, христианство, ислам, индуизм, сикхизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм. Однако судьба этих религий была различной. Одни из них широко распространились и в других частях света (христианство, ислам, иудаизм), другие же остались в основном азиатскими религиями (зороастризм, индуизм, сикхизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм).

В настоящее время в Юго-Западной Азии наиболее распространен ислам. Это относится к Турции, Сирии, Иордании, Саудовской Аравии, Йеменской Арабской Республике, Народной Демократической Республике Йемен, Оману, Объединенным Арабским Эмиратам, Катару, Бахрейну, Кувейту, Ираку, Ирану, Афганистану.

В подавляющем большинстве этих стран ислам распространен в форме суннизма. Лишь в Иране резко преобладает шиизм. Шииты составляют свыше половины населения в Ираке и в Йеменской Арабской Республике. Немусульманскими в этом районе являются только две страны: Кипр, где преобладают христиане, и Израиль, в котором большинство жителей исповедует иудаизм. Кроме того, в Ливане около половины верующего населения составляют христиане.

В центре Южной Азии господствует индуизм, в периферийных же районах население исповедует другие религии: на западе и востоке (в Пакистане, Бангладеш и Мальдивской Республике) - ислам, на юге и севере (в Шри Ланке, Бутане, частично в Непале) -буддизм (в Шри Ланке - в форме тхеравады, в остальных странах - в форме махаяны).

В Юго-Восточной Азии обычно выделяют два подрайона. В первом из них, включающем полуостров Индокитай без Малакки, среди верующих преобладает буддизм в форме тхеравады (Бирма, Таиланд, Лаос, Кампучия) или махаяны (Вьетнам). Во втором, охватывающем Малаккский полуостров и Малайский архипелаг, распространены главным образом две религии: в Федерации Малайзии, Индонезии, Брунее - ислам, на Филиппинах - христианство.

В Восточной и Центральной Азии верующие исповедуют несколько религий, нередко причудливо переплетающихся между собой. Это буддизм в форме махаяны - во всех странах (Китай, МНР, Корея, Япония), конфуцианство - в Китае и Корее, даосизм -в Китае, синтоизм - в Японии.

В последнее время из года в год растет число людей, разделяющих атеистические взгляды. Правда, атеизм еще не получил здесь повсеместного распространения, однако в социалистических странах Центральной и Восточной Азии численность атеистов весьма значительна.

Как же характеризуется религиозный состав населения отдельных стран?

Кипр

Кипр - одна из двух преимущественно христианских по населению стран Азии (другая - Филиппины). Христианство проникло на остров еще в I в. н. э. Подавляющее большинство населения - греки - придерживается почти исключительно православия. На острове существует автокефальная Православная церковь Кипра, влияние которой весьма велико. Православные верующие составляют 77% населения острова. Значительную группу образуют в населении страны мусульмане (18%), которые придерживаются суннизма ханифитского толка. К ним относится турецкое меньшинство страны. Другие религиозные группы невелики. Это марониты (3 тыс.), римские католики, армяно-григориане (3,5 тыс.), англикане, свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня и др.

Турция

На территории Турции с конца XI в. начал распространяться ислам, который постепенно вытеснил господствовавшее здесь прежде христианство. В настоящее время подавляющее большинство населения Турции (99%) исповедует ислам, преимущественно в форме суннизма ханифитского толка. Среди турок некоторых районов восточной Анатолии, а также среди курдов и части арабов распространен шафиит-ский толк суннизма. В стране существует ряд религиозных орденов (хотя официально они и запрещены), наиболее известны из них мевлевийя, накшбандийя, тиджанийя, а также бекташи (последний - шиитский). Шииты составляют примерно 16% населения Турции. В стране имеются последователи двух шиитских сект: али-илахи (курды в Дерсимских горах и на севере Хар-путской равнины, а также часть юрю-ков и туркмен) и нусайриты (арабы по границе с Сирией; 80 тыс.). Среди курдов некоторых районов юго-восточной Турции встречаются также йазиды (70 тыс.). Из христиан (0,7% населения) представлены православные (74 тыс., главным образом греки, а также болгары и часть арабов), армяно-григориане (70 тыс.), халдо-католики (11 тыс.), католики латинского обряда (7 тыс., в значительной части левантинцы), армяно-католики (4 тыс.), греко-католики (небольшая часть греков и болгар), сиро-католики (общая численность всех католиков 26 тыс.), протестанты (23 тыс.; англикане, лютеране, пресвитериане, конгрегационалисты, адвентисты седьмого дня и др., главным образом европейцы и американцы), якобиты (в пограничных с Сирией районах), копты, несториане. Живет в стране и небольшая группа иудаистов (24 тыс., почти исключительно сефарды, половина их сосредоточена в Стамбуле).

Сирийская Арабская Республика

В Сирии также преобладают мусульмане (свыше 90% населения), хотя имеется и довольно большая группа христиан (7%). Большинство последователей ислама - сунниты ханифитского и других толков (74% населения), кроме них имеются нусайриты (12%), живущие преимущественно в Латакии, друзы (3%), обитающие главным образом в Эс-Сувейде (в обеих этих областях суннитов немного), ис-маилиты (38 тыс.), встречающиеся в округе Саламийя, ортодоксальные шииты-имамиты (15 тыс.). Суннизма придерживаются основная часть арабов и подавляющее большинство курдов, черкесов, туркмен и турок, шиизма и его ответвлений - часть арабов и персы. Среди христиан преобладают православные (около 300 тыс.) и католики (205 тыс., они распадаются на греко-католиков, сиро-католиков, армяно-католиков, маронитов, хал до-католиков, католиков латинского обряда). Имеются также армяно-григориане (150 тыс.), якобиты (125 тыс.), нес-ториане (20 тыс.), протестанты (20 тыс.; пресвитериане, последователи Союза армянских евангелических церквей на Ближнем Востоке, англикане, адвентисты седьмого дня и т. д.). Христианство распространено главным образом среди арабов, имеются среди христиан также армяне и ассирийцы (последние - несториане). Из представителей других религий встречаются йазиды (около 10 тыс., часть курдов) и иудаисты (4,5 тыс.).

Ливан

В Ливане, куда христианство проникло в конце I - начале II в. н. э., несколько более половины населения составляют мусульмане, несколько менее половины - христиане.

Ливанские мусульмане (ислам проник в страну в начале VII в.) подразделяются на суннитов (26% населения), шиитов (27%) и друзов (7%). Имеется также небольшая группа нусайритов. Сунниты сосредоточены главным образом в Северном Ливане и Бейруте с окрестностями, шииты -в Южном Ливане и Бекаа, друзы -в Горном Ливане.

Самая крупная из христианских ветвей - марониты (23% населения). Вероучением маронитской секты было на первых порах монофелитство, представлявшее собой как бы компромисс, среднюю линию между диофизитством и монофизитством. Признавая двойственную природу Иисуса Христа, мо-нофелиты в то же время подчеркивали, что эта двойственная природа имела единую волю (откуда и само название течения). В конце XVI в. маронитская церковь вступила в унию с Римом, признав догматы римского католицизма, но сохранив старую обрядность и организационную самостоятельность.

Сейчас маронитов можно встретить по всему Ливану, но основным районом их расселения является Горный Ливан. Следующей по численности христианской ветвью Ливана является православие (7% населения). Православное население Ливана образует вместе с православным населением соседней Сирии автокефальную Анти-охийскую православную церковь. Половина православных сосредоточена в Северном Ливане, четверть - в Горном Ливане. В результате распрей внутри руководства православной церкви в начале XVIII в. от православия откололась группа, признавшая власть римского папы. Эта группа (так называемые мелькиты) образовала греко-католическую церковь (к ней относится около 5% населения страны). Кроме маронитов и греко-католиков в стране имеются группы армяно-католиков (25 тыс.), католиков латинского обряда (20 тыс., главным образом иностранцы), сиро-католиков (18 тыс.), халдо-католиков (6 тыс.). В Ливане живет также небольшое число якобитов (около 10 тыс.) и несториан. Большая часть живущих в Ливане армян - армяно-григориане (около 5% населения). Половина всех армяно-григориан сосредоточена в Бейруте и его окрестностях. Кроме того, среди армян встречаются также армя-но-католики (19 тыс.) и протестанты (последние объединены в Союз армянских евангелических церквей на Ближнем Востоке). Общая численность протестантов в Ливане 16 тыс., значительная часть их - иностранцы. Кроме членов Союза армянских евангелических церквей имеются пресвитериане, англикане, баптисты, назаряне, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы и др. Имеются в Ливане и последователи иудаизма (0,4 тыс.).

Израиль

В созданном в 1948 г. государстве Израиль господствующей религией является иудаизм. Его придерживаются все верующие евреи. В стране представлены две секты иудаизма, но они имеют очень малое число последователей: караимы (12 тыс. человек) и самаритяне (около 500 человек). Кроме иудаистов в Израиле живут мусульмане и христиане (4/5 живущих в Израиле арабов придерживаются ислама, 1/5 - христианства). Основная масса мусульман - сунниты разных толков. Имеются также друзы (50 тыс.). Христианство представлено в Израиле рядом церквей. Наиболее многочисленны католики. Это главным образом живущие в Хайфе и других районах мель-киты (41 тыс.), а также католики латинского обряда (12 тыс.) и марониты (6 тыс.). Имеются и православные (22 тыс.). В небольшом числе в стране живут приверженцы Епископальной (англиканской по вероучению) церкви (1 тыс.), лютеране, пресвитериане, баптисты, армяно-григориане (900 человек), последователи монофиситских церквей - Коптской (700 человек) и Эфиопской. Почти все христиане живут в крупных городах.

Введение

религия культура западная азия

Актуальность данной темы заключается в том, что Азия является частью света, где зародились все крупнейшие религии земного шара: иудаизм, зороастризм, христианство, ислам, индуизм, сикхизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм. Но судьба этих религий была различной. Одни из них широко распространились и в других частях света (христианство, ислам, иудаизм), другие же остались в основном азиатскими религиями (зороастризм, индуизм, сикхизм, буддизм, джайнизм, даосизм, конфуцианство, синтоизм). В настоящее время в Западной Азии наиболее распространен ислам, он влияет на все стороны жизни общества стран данного региона, в том числе и на культуру.

К странам Западной Азии относятся: Турция, Сирия, Иордания, Саудовская Аравия, Йеменская Арабская Республика, Народная Демократическая Республика Йемен, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Кувейт, Ирак, Иран, Афганистан.

Цель работы - рассмотреть религии стран Западной Азии и их роль в развитии культуры, используя научную литературу по этнографии, этнологии и культурологи.

Задачи работы: дать религиозную характеристику странам Западной Азии, охарактеризовать ислам, как основную религию стран Западной Азии, рассмотреть роль религии в развитии культуры стран Западной Азии.

Объектом изучения являются религии стран Западной Азии.

Предметом - страны Западной Азии, их культура и религия ислам.

Страны Западной Азии - религиозная характеристика

Одна из двух преимущественно христианских по населению стран Азии (другая - Филиппины) - Кипр. Христианство проникло на остров еще в I в. н. э. Подавляющее большинство населения - греки - придерживается почти исключительно православия. На острове существует автокефальная Православная церковь Кипра, влияние которой весьма велико. Православные верующие составляют 77% населения острова. Значительную группу образуют в населении страны мусульмане (18%), которые придерживаются суннизма ханифитского толка. К ним относится турецкое меньшинство страны. Другие религиозные группы невелики. Это марониты (3 тыс.), римские католики, армяно-григориане (3,5 тыс.), англикане, свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня и др.

В Ливане, куда христианство проникло в конце I -- начале II в. н. э., несколько более половины населения составляют мусульмане, несколько менее половины - христиане.

Ливанские мусульмане (ислам проник в страну в начале VII в.) подразделяются на суннитов (26% населения), шиитов (27%) и друзов (7%). Имеется также небольшая группа нусайритов. Сунниты сосредоточены главным образом в Северном Ливане и Бейруте.

Самая крупная из христианских ветвей - марониты (23% населения). Вероучением маронитской секты было на первых порах монофелитство, представлявшее собой как бы компромисс, среднюю линию между диофизитством и монофизитством. Признавая двойственную природу Иисуса Христа, монофелиты в то же время подчеркивали, что эта двойственная природа имела единую волю (откуда и само название течения). В конце XVI в. маронитская церковь вступила в унию с Римом, признав догматы римского католицизма, но сохранив старую обрядность и организационную самостоятельность.

Сейчас маронитов можно встретить по всему Ливану, но основным районом их расселения является Горный Ливан. Следующей по численности христианской ветвью Ливана является православие (7% населения). Православное население Ливана образует вместе с православным населением соседней Сирии автокефальную Антиохийскую православную церковь. Половина православных сосредоточена в Северном Ливане, четверть - в Горном Ливане. В результате распрей внутри руководства православной церкви в начале XVIII в. от православия откололась группа, признавшая власть римского папы. Эта группа (так называемые мелькиты) образовала греко-католическую церковь (к ней относится около 5% населения страны). Кроме маронитов и греко-католиков в стране имеются группы армяно-католиков (25 тыс.), католиков латинского обряда (20 тыс., главным образом иностранцы), сиро-католиков (18 тыс.), халдо-католиков (6 тыс.). В Ливане живет также небольшое число якобитов (около 10 тыс.) и несториан. Большая часть живущих в Ливане армян - армяно-григориане (около 5% населения). Половина всех армяно-григориан сосредоточена в Бейруте и его окрестностях. Кроме того, среди армян встречаются также армяно-католики (19 тыс.) и протестанты (последние объединены в Союз армянских евангелических церквей на Ближнем Востоке). Общая численность протестантов в Ливане 16 тыс., значительная часть их - иностранцы. Кроме членов Союза армянских евангелических церквей имеются пресвитериане, англикане, баптисты, назаряне, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы и др. Имеются в Ливане и последователи иудаизма (0,4 тыс.).

В созданном в 1948 г. государстве Израиль господствующей религией является иудаизм. Его придерживаются все верующие евреи. В стране представлены две секты иудаизма, но они имеют очень малое число последователей: караимы (12 тыс. человек) и самаритяне (около 500 человек). Кроме иудаистов в Израиле живут мусульмане и христиане (4/5 живущих в Израиле арабов придерживаются ислама, 1/5 -- христианства). Основная масса мусульман - сунниты разных толков. Имеются также друзы (50 тыс.). Христианство представлено в Израиле рядом церквей. Наиболее многочисленны католики. Это главным образом живущие в Хайфе и других районах мелькиты (41 тыс.), а также католики латинского обряда (12 тыс.) и марониты (6 тыс.). Имеются и православные (22 тыс.). В небольшом числе в стране живут приверженцы Епископальной (англиканской по вероучению) церкви (1 тыс.), лютеране, пресвитериане, баптисты, армяно-григориане (900 человек), последователи монофиситских церквей - Коптской (700 человек) и Эфиопской. Почти все христиане живут в крупных городах.

На территории Турции с конца XI в. начал распространяться ислам, который постепенно вытеснил господствовавшее здесь прежде христианство. В настоящее время подавляющее большинство населения Турции (99%) исповедует ислам, преимущественно в форме суннизма. В стране существует ряд религиозных орденов (хотя официально они и запрещены), наиболее известны из них мевлевийя, накшбандийя, тиджанийя, а также бекташи (последний - шиитский). Шииты составляют примерно 16% населения Турции. В стране имеются последователи двух шиитских сект: али-илахи (курды в Дерсимских горах и на севере Харпутской равнины, а также часть юрюков и туркмен) и нусайриты (арабы по границе с Сирией; 80 тыс.). Среди курдов некоторых районов юго-восточной Турции встречаются также йазиды (70 тыс.). Из христиан (0,7% населения) представлены православные (74 тыс., главным образом греки, а также болгары и часть арабов), армяно-григориане (70 тыс.), халдо-католики (11 тыс.), католики латинского обряда (7 тыс., в значительной части левантинцы), армяно-католики (4 тыс.), греко-католики (небольшая часть греков и болгар), сиро-католики (общая численность всех католиков 26 тыс.), протестанты (23 тыс.; англикане, лютеране, ресвитериане, конгрегационалисты, адвентисты седьмого дня и др., главным образом европейцы и американцы), якобиты (в пограничных с Сирией районах), копты, несториане. Живет в стране и небольшая группа иудаистов (24 тыс., почти исключительно сефарды, половина их сосредоточена в Стамбуле).

В Сирии также преобладают мусульмане (свыше 90% населения), хотя имеется и довольно большая группа христиан (7%). Большинство последователей ислама - сунниты ханифитского и других толков (74% населения), кроме них имеются нусайриты (12%), живущие преимущественно в Латакии, друзы (3%), обитающие главным образом в Эс-Сувейде (в обеих этих областях суннитов немного), исмаилиты (38 тыс.), встречающиеся в округе Саламийя, ортодоксальные шииты - имамиты (15 тыс.). Суннизма придерживаются основная часть арабов и подавляющее большинство курдов, черкесов, туркмен и турок, шиизма и его ответвлений - часть арабов и персы. Среди христиан преобладают православные (около 300 тыс.) и католики (205 тыс., они распадаются на греко-католиков, сиро-католиков, армяно-католиков, маронитов, хал до-католиков, католиков латинского обряда). Имеются также армяно-григориане (150 тыс.), якобиты (125 тыс.), несториане (20 тыс.), протестанты (20 тыс.; пресвитериане, последователи Союза армянских евангелических церквей на Ближнем Востоке, англикане, адвентисты седьмого дня и т. д.). Христианство распространено главным образом среди арабов, имеются среди христиан также армяне и ассирийцы (последние - несториане). Из представителей других религий встречаются йазиды (около 10 тыс., часть курдов) и иудаисты (4,5 тыс.).

В Иордании государственная религия -- ислам. Ее исповедует 95% населения. Среди мусульман преобладают сунниты шафиитского толка (90%). В небольшом числе встречаются шииты - имамиты и друзы (вместе - 5%). Христиане составляют 5% населения. Они сосредоточены в основном *в городах. 2/5 христиан - православные, около трети - римские католики. Имеются также греко-католики, или мелькиты, армяно-григориане, якобиты и небольшое количество протестантов (англикане, лютеране, баптисты и др.).

Подавляющее большинство населения Саудовской Аравии (99%) исповедует ислам. В разных частях страны эта религия представлена своими различными формами. 9/10 всех мусульман - сунниты. В центральной части государства -- Неджде - почти все население ханбалиты-ваххабиты (к ним относится более половины всех суннитов страны). На западе, в Хиджаэе, преобладает шафиитский толк суннизма. Встречаются также ханифиты и маликиты, ханбалиты-салафийя и ханбалиты-ваххабиты. Кроме того, в Хид-жазе в небольшом числе проживают шииты-имамиты и зейдиты. На юго-западе, в Асире, большинство населения придерживается суннизма шафиитского толка. Сунниты (ханбалиты, маликиты) преобладают и в Восточной провинции (Эль-Хаса). Однако в этой провинции живет и большая группа шиитов (около трети населения). Среди шиитов Саудовской Аравии много выходцев из других стран (персов, йеменцев, пакистанцев, индийцев). Немусульман в Саудовской Аравии мало. В городе Джидца (Хидоказ) имеются небольшие группы иудаистов, православных (греки), протестантов (американцы и англичане) и католиков (итальянцы и др.; общая численность в стране - 13 тыс.).

Йеменская Арабская Республика также почти чисто мусульманская страна. Наиболее крупную группу верующих образуют шииты-зейдиты (50% населения). Их особенно много в Дже-беле - горной части страны. Из немусульманских верований представлены индуизм и иудаизм (0,5 тыс. человек).

В Народной Демократической Республике Йемен подавляющее большинство населения -- мусульмане, главным образом последователи суннизма шафиитского толка. На крайнем востоке страны имеется небольшое число суннитов-маликитов, а в прибрежном районе -- маленькая группа суннитов-ханифитов. Среди иностранцев распространено христианство (европейцы), индуизм и зороастризм (выходцы из Южной Азии). В Адене имеется несколько десятков христиан-католиков из числа местных жителей.

В Омане почти все жители - мусульмане. Большинство мусульман придерживается ибадитского направления ислама. Свыше четверти населения - сунниты. Среди суннитов имеются ханбалиты, а также ханбалиты-ваххабиты (секта азракитов) и шафииты. В городах среди персов, оседлых арабов-баха-рина и части пакистанцев и индейцев распространен шиизм. Часть проживающих в стране индийцев - индуисты. Христианства придерживаются живущие в Омане португальцы и англичане.

Объединенные Арабские Эмираты (Абу-Даби, Дибай, Шарджа, Аджман, Умм-эль-Кайвайн, Эль-Фуджайра, Рас-эль-Хайма) также имеют преимущественно мусульманское население (89%). Около 2/з жителей исповедуют суннизм ханбалитского толка с уклоном в ваххабизм, имеются также сунниты-маликиты и небольшая группа суннитов-шафиитов. В ОАЭ можно встретить и шиитов (1/5 населения; это выходцы из Ирана и небольшая часть выходцев из Пакистана и Индии). На востоке и юге живет группа ибадитов (около 40 тыс.). Встречаются также христиане (6% населения, главным образом англичане и американцы), индуисты.

В Катаре подавляющее большинство населения (98%) - мусульмане-сунниты. Среди них имеются маликиты и ханбалиты-ваххабиты. Шиитов немного (арабы-бахарина и персы). В небольшом числе встречаются индуисты и иудаисты, а также христиане (проживающие в стране европейцы).

В Бахрейне мусульмане составляют 85% населения. Несколько более половины их - шииты, остальные - сунниты. Шииты - это преимущественно оседлые арабы-бахарина, а также персы. Среди шиитов встречаются исмаилиты (часть пакистанцев и персов). Бахрейнские сунниты придерживаются преимущественно маликитского толка, однако имеется небольшая группа ваххабитов, прибывших из Саудовской Аравии. К суннизму принадлежат и проживающие в стране выходцы из Пакистана. Сунниты и шииты живут в отдельных деревнях, а в городах -- в особых кварталах. Христиан сообразуют 7% населения (26 тыс.). Большая часть их - живущие в стране англичане и американцы. Имеются малочисленные группы индуистов (выходцы из Индии) и иудаистов.

Мусульманским по населению является и Кувейт. Ислама придерживается 92% населения. Среди мусульман преобладают сунниты маликитского толка. Имеются также сунниты-ханифиты и ваххабиты. 15-20% мусульман исповедуют шиизм (часть жителей городов и северных районов страны, персы, некоторые индийцы и пакистанцы, арабы - выходцы из Ирака и некоторых других стран). В числе шиитов имеется небольшое число исмаилитов. В Кувейте живут небольшие группы индуистов (большая часть индийцев). 6% населения страны составляют христиане. Это англикане и реформаты (4 тыс.), католики (18 тыс.), православные, якобиты, копты (общая численность трех групп - 4 тыс.), армяно-григориане (6 тыс.) и др. Христианство (в форме православия, монофизитства, англиканства, реформатства) исповедуют маленькая группа арабов и иностранцы: часть индийцев-малаялей, англичане, американцы и т. д.

В Ираке ислам исповедуют 96% жителей (54% мусульман - шииты, 46% -сунниты). Суннизма ханифитского и в меньшей степени шафиитского толков придерживаются кочевники-бедуины в разных районах страны, часть горожан (в первую очередь жители Багдада и Басры), оседлые арабы Верхней Месопотамии, а также курды, турки, черкесы, большая часть туркмен. Оседлое арабское земледельческое население южной и центральной части Ирака, персы, луры и около трети туркмен -шииты. Имеется также небольшое число алиилахи (курды и небольшая часть туркмен), исмаилитов, бехаистов. 3% населения Ирака составляют христиане, сконцентрированные в крупных городах страны, а также в сельской местности в районе Мосула. Это в основном ассирийцы, армяне и часть арабов. Наиболее крупную группу среди христиан образуют католики, в основном последователи различных униатских церквей. Подавляющее большинство их халдо-католики, имеются также сиро-католики (35 тыс.) и армяно-католики. Католиков латинского обряда немного (3,5 тыс.), преимущественно это живущие в Ираке иностранцы. Из других христиан представлены не-сториане (65 тыс.), армяно-григориане (23 тыс.), якобиты (12 тыс.), православные, протестанты. Значительную группу составляли прежде иудаисты, но в начале 50-х годов подавляющее большинство их выехало в Израиль, а в Ираке осталось только 450 человек. В стране сохранились последователи ряда древних религий и сект: йазиды (70 тыс.; часть курдов в районе Мосула, Киркука и Синджара), мандейцы (14 тыс., сосредоточены в районе Эн-Насирия).

В Иране 99% населения - мусульмане. Преобладающим направлением ислама является шиизм (к нему относится более 90% всех мусульман), находящийся с начала XVI в. на положении государственной религии. Его придерживается подавляющее большинство персов, гилянцев, мазендеранцев, татов, талышей, луров, бахтиаров, азербайджанцев, шахсевенов, кашкайцев и др. Шиитами являются также часть курдов (в Хорасане) и арабов. Группа курдов, живущая в районе Сердешт-Бане и на юге Курдистана, принадлежит к шиитской секте али-илахи. К этой же секте, а также и к другой шиитской секте -- курд-бача относятся луры, живущие в Серкане, Туссерканеи Алиштере. Имеются в Иране также исмаилиты и бехаисты (последних - около 300 тыс.). Суннитов -- главным образом шафиитов и ханифитов - около 3 млн. К ним принадлежат большая часть кур-Цов и арабов, белуджи, туркмены, джемшиды, небольшая группа талышей. Христианство исповедует 169 тыс. человек (0,5% населения). Оно представлено в Иране армяно-григорианами (основная масса армян, живущих в Тебризе и Исфахане), несторианами (30 тыс., часть ассирийцев), халдо-Католиками (часть ассирийцев), армяно-католиками (армяне в Исфахане) и католиками латинского обряда (всех католиков - 28 тыс.), протестантами (8,5 тыс., главным образом пресвитериане, а также англикане), православными. В стране живет группа последователей иудаизма (62 тыс.). Имеются также зороастрийцы (так называемые гебры, 21 тыс. в Йезде, Кермане, Тегеране и Ширазе) и йазиды (небольшая группа курдов).

На территории Афганистана ислам начал распространяться с конца VII - начала VIII в., и в настоящее время подавляющее большинство населения страны составляют мусульмане. Наиболее распространен в Афганистане суннизм ханифитского толка, которого придерживаются 80--90% всех жителей. Суннитами являются основная масса афганцев и таджиков, узбеки, туркмены, белуджи.

Таким образом, в подавляющем большинстве этих стран ислам распространен в форме суннизма. Лишь в Иране резко преобладает шиизм. Шииты составляют свыше половины населения в Ираке и в Йеменской Арабской Республике. Немусульманскими в этом районе являются только две страны: Кипр, где преобладают христиане, и Израиль, в котором большинство жителей исповедует иудаизм. Кроме того, в Ливане около половины верующего населения составляют христиане.

39. Религии зарубежной Азии

Азия – это та часть света, где зародились все крупнейшие религии земного шара, включая три мировые. В дальнейшем некоторые из них распространились преимущественно в других частях света, но большинство осталось в основном азиатскими. В первую очередь это относится к таким мировым религиям, как мусульманство и буддизм.

Мусульманство в зарубежной Азии распространено очень широко: эту религию исповедуют свыше 800 млн человек, или более 55 % всех последователей ислама в мире и 20 % всех жителей этого региона. Во многих странах зарубежной Азии ислам – не только господствующая, но и государственная религия. Об этом свидетельствуют и официальные названия некоторых государств – такие, как Исламская Республика Иран, Исламская Республика Пакистан (со столицей Исламабад, т. е. город Ислама), Исламское Государство Афганистан. Об этом напоминают также изображение полумесяца и присутствие зеленого цвета на государственных флагах многих стран. Например, зеленый государственный флаг Саудовской Аравии – это монархический штандарт основателя династии саудитов, первого короля страны Ибн Сауда. Надпись на флаге представляет собой начальную фразу Корана: «Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет – пророк его».

Судя по рисунку 81, ислам полностью (за исключением Кипра и Израиля) господствует в Юго-Западной Азии. Из стран Южной Азии мусульмане значительно преобладают в Пакистане, Бангладеш и на Мальдивах, но заметную прослойку (13 % населения) они образуют и в Индии. В Юго-Восточной Азии ислам представлен в Индонезии – первой по общей численности мусульман (210 млн) стране мира,

Рис. 81. Главные религии верующего населения зарубежной Азии

Малайзии и Брунее, а в Восточной Азии – в Синьцзян-Уйгурском автономном районе на северо-западе Китая. Как отражено на том же рисунке, мусульмане большинства азиатских стран исповедуют ислам суннитского толка, т. е. наряду со священным писанием ислама – Кораном – признают и его священное предание – Сунну. Главным оплотом ислама шиитского толка был и остается Иран. Но шииты преобладают также в Ираке, на Бахрейне и достаточно широко представлены в Ливане, Йемене, Афганистане.

Мусульманский культ исходит из того, что, согласно Корану, вся жизнь человека рассматривается как служба Богу и приготовление к загробной жизни путем прохождения испытаний, предпосланных Аллахом. К числу важнейших обрядов ислама относятся чтение Корана, который должен быть в каждой семье, намаз – молитва, которую полагается совершать пять раз в день – от зари до начала ночи, соблюдение поста во время месяца рамадан, суннат, или обрезание, подача милостыни, поклонение святым местам. Особое значение при этом имеет хадж (хаджж) – паломничество в Мекку и Медину, – который должен стремиться совершить хотя бы раз в жизни каждый совершеннолетний мусульманин, будь то мужчина или женщина.

К святыням ислама в Мекке – родине Мухаммеда – относится прежде всего главная мечеть мусульманского мира Аль-Харама. Во внутреннем дворе этой мечети, вмещающем до 300 тыс. человек, находится четырехугольное каменное здание Каабы («кааба» означает «куб»), в северную стену которого вделан вправленный в серебряный обруч круглый Черный камень, по-видимому, метеоритного происхождения, являющийся главным предметом поклонения мусульман, поскольку, согласно преданию, он был послан с неба Аллахом. В Медине главной святыней ислама считается мечеть, построенная на том месте, где, по преданию, умер Мухаммед. А всего на родине ислама насчитывается 35 тыс. мечетей, которые являются необходимой принадлежностью всех городских кварталов и деревень; они снабжены электричеством и водой, устланы коврами.

Свое летосчисление мусульмане начинают с того года, когда Мухаммед переселился из Мекки в Медину (в христианском летосчислении это соответствует 622 г. н. э.).

География хаджа охватывает весь мусульманский мир (рис. 82). Численность паломников во второй половине XX в. многократно возросла. Еще в начале 1950-х гг. она редко превышала 100 тыс. человек, в конце 1970-х достигла 1 млн, а в конце 1990-х гг. – 2 млн человек и более.

Паломники, которые в прежние времена должны были пересекать на верблюдах пустыню или переплывать на небольших суденышках Красное море, теперь прибывают в Джидду самолетами или морскими судами. Из Джидды они направляются в Мекку, в дальних окрестностях которой для них разбивают огромный палаточный лагерь. Хадж совершается в строго определенный срок – с 7 по 13-е число последнего, двенадцатого месяца лунного календаря (зуль-хидж-жа). Это связано с тем, что, по преданию, именно в эти дни в 632 г. Мухаммед совершил свой последний приезд в Мекку. Он же, по преданию, определил основную процедуру хаджа, которая как бы символизирует некоторые события, связанные с жизнью Ибра-хима – библейского Авраама, считающегося прародителем и арабов, и евреев. Процедура эта очень непростая. В первый день паломники, одетые в новые белые одежды, должны выслушать проповедь и семь раз обойти вокруг Каабы, затем еще семь раз пробежать между двумя холмами и на каждом из них помолиться, обратившись в сторону Мекки. На второй день армия паломников посещает расположенную в 20 км от Мекки гору Арафат. На третий день она остается в долине Арафат, выполняя разные религиозные обряды, на четвертый – возвращается в ближние окрестности Мекки. А в последние дни хаджа паломники – как и весь мусульманский мир – отмечают самый главный праздник, праздник жертвоприношения (по-арабски – ид аль-аджа, а по-тюркски – курбан-байрам). В качестве жертвенных животных используют овец или баранов, но иногда также быков, коров, верблюдов. Для того чтобы удовлетворить потребность в таких животных, Саудовской Аравии приходится дополнительно закупать сотни тысяч голов овец и баранов в Австралии и Новой Зеландии. Можно добавить, что по мере увеличения численности паломников во время хаджа все чаще стали случаться разного рода происшествия: от давки и возникающих пожаров погибают сотни, даже тысячи мусульман. Поэтому министерство по делам хаджа Саудовской Аравии в последнее время уделяет много внимания обеспечению его безопасности.


Рис. 82. Паломничество в Мекку

Вторая из мировых религий, представленных в зарубежной Азии, – буддизм. Буддистов здесь более 530 млн, следовательно, именно в этом регионе сосредоточены практически все буддисты мира. Они есть и в Восточной, и в Юго-Восточной, и в Южной Азии, но – подобно суннитам и шиитам в исламе – здесь также различают приверженцев двух основных направлений буддизма – хинаяны и махаяны (рис. 81).

Хинаяна, которую называют также южным буддизмом, преобладает в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, но ее сторонники встречаются также в Лаосе, Камбодже, во Вьетнаме и в других странах. По примерным подсчетам, хинаяну исповедуют почти 2 / 5 всех буддистов зарубежной Азии. Махаяна, или северный буддизм, распространена среди буддистов Японии, Кореи, встречается в Китае, во Вьетнаме и в ряде других стран. Как и для хинаяны, для нее характерно деление на многочисленные секты (школы). В общей сложности махаяну исповедуют немногим более 1 / 2 всех буддистов. Остальная их часть приходится на третье направление буддизма – ламаизм, которое нередко считают одним из течений махаяны.

Ламаизм господствует среди верующих в Монголии, в двух районах Китая (Тибет, Внутренняя Монголия), в Непале, Бутане.

Административный центр Тибета – Лхаса – с начала XV в. служил местонахождением первосвященника ламаистской церкви далай-ламы. Огромный дворец Потала, бывший его резиденцией, должен был вызывать священный трепет у жителей горного Тибета, паломников, добиравшихся после долгих мытарств до цитадели ламаизма. Однако в 1959 г. 14-й далай-лама эмигрировал в Индию. В Монголии ламаизм стал официальной религией в конце XVI в. Тогда же был построен первый буддистский монастырь. Ко времени революции 1921 г. таких монастырей было уже 750, а доля монахов во всем мужском населении доходила до 40 %.

Третья мировая религия – христианство – представлена в зарубежной Азии довольно ограничено. Господствующей религией она является только на Филиппинах (католицизм, насажденный Испанией в этой бывшей ее колонии) и на Кипре (православие). В Ливане, куда христианство проникло сразу же после своего возникновения, христиане составляют 1 / 3 верующих.

Зато национальные и региональные религии распространены в этом регионе очень широко. Прежде всего к ним относятся индуизм, конфуцианство, синтоизм и иудаизм.

Индуизм по численности приверженцев (950 млн человек) намного уступает исламу, но значительно превосходит буддизм, причем 99 % всех индуистов мира – это жители Азии. Тем не менее к мировым религиям индуизм обычно не относят – по той простой причине, что (несмотря на наличие индуистов в Непале, Бангладеш) подавляющее их большинство (94 %) сосредоточено только в одной стране – Индии.

Конфуцианство – преобладающая религия на своей родине – в Китае. Однако определить численность ее приверженцев довольно трудно, поскольку в Китае, как отмечают специалисты, распространен феномен поликонфессиональности, когда один и тот же человек может отправлять культы двух, а то и трех религий – обычно конфуцианства, буддизма и даосизма.

Такая поликонфессиональность характерна и для Японии, но в ней наряду с буддизмом распространен синтоизм (слово «синто» в буквальном переводе – «путь богов»). После революции Мэйдзи в середине XIX в. синтоизм в этой стране был возведен в ранг государственной религии и оставался таковой до 1945 г.

Иудаизм – одна из древнейших восточных религий – ныне в зарубежной Азии представлена только в Израиле (где, кстати, концентрируется лишь 1 / 3 всех приверженцев иудаизма в мире). Иудаизм здесь – государственная религия. Как и всякая другая религия, он имеет много особенностей, специфических черт.

По субботам иудаистам запрещается не только работать, но даже зажигать и гасить огонь. Им нельзя носить одежду, сделанную из разных волокон, и при этом карманы должны быть выше пояса. Мужчины обязаны всегда ходить с покрытой головой. В пищу нельзя употреблять свинину, конину, зайчатину, некоторые другие виды мяса, причем мясная пища должна быть особым образом приготовлена. Запрещается смешивать мясные и молочные продукты. А летосчисление иудаисты ведут от сотворения мира, которое, по их верованиям, произошло более 5700 лет назад. Например, 2008 г. по этому летосчислению – 5769-й!

Наконец, в зарубежной Азии сохранились еще довольно крупные очаги распространения местных традиционных верований. Они находятся в населенных малыми народами горных районах Южного Китая, стран Индокитая, Индонезии. Здесь почти в каждой деревне есть специалисты по черной и белой магии, колдуны и шаманы. В индонезийской глубинке люди верят в то, что если несколько раз в жизни изменить свое имя, то тем самым можно ввести в заблуждение злых духов и обезопасить себя от болезней и разного рода житейских невзгод.

Выше уже говорилось, что во многих странах региона религиозные противоречия тесно смыкаются с этническими и другими. Остается добавить, что в некоторых случаях именно они выступают на первый план. Примером такого рода может служить Ливан– единственная арабская страна, где одна часть населения исповедует ислам, а другая – христианство. По межконфессиональному соглашению президентом Ливана должен быть христианин, председателем парламента – мусульманин-шиит, а премьер-министром – мусульманин-суннит. Такой сложный религиозный состав послужил причиной вражды, религиозного фанатизма, которые привели к 16-летней гражданской войне в этой стране (1975–1991 гг.).

Различия между мусульманами и христианами привели к столкновениям на Южных Филиппинах, между иудаистами и мусульманами – в Израиле, между индуистами и мусульманами – в Индии, между индуистами и буддистами – в Шри-Ланке. Но в последнее время мировое сообщество более всего обеспокоено агрессивностью некоторых направлений ислама. Примером тому может служить деятельность последователей секты ваххабитов, особенно нетерпимой ко всем инакомыслящим.

Похожие статьи

© 2024 vishaja-kategorija.ru. АстроМистика - Информационный портал.