Как совершить молитву тем, кто не может совершить поклоны в намазе. Что делать, если не могу молиться стоя? Как правильно читать намаз сидя на стуле

Вопрос: Может ли больной который не может сгибать колени и совершать намаз сидя на полу делать это сидя на стуле, диване или постели?

Ответ: Больной который не может согнуть колени, совершает намаз жестами, сидя на полу или в постели вытянув ноги в сторону Киблы. Для руку делает небольшой наклон вперед, для суджуда делает наклон побольше. Если собирается садиться в кресло или стул то ноги кладет на еще один стул поставленный перед собой. Больной который не может сделать и этого совершает намаз лежа, жестами.

Инвалид на инвалидной коляске, если нет кто мог бы помочь положить ноги на стул, может делать намаз как есть, со свисающими ногами. Человеку который может поставить ноги на стул, не разрешается совершать намаз свесив ноги. Больной который может согнуть колени не вытягивает ноги к Кибле. Садится так как ему удобнее. Например сидит так как в намазе, если не может то садится по турецкий, скрестив ноги. Ниже в иллюстрациях показано как совершать намаз сидя на стуле или диване.

Тот кто может сидеть на полу но не может согнуть колени садится как показано на картинке:

Больной который не может сгибать колени, который если сядет уже не сможет подняться, садится на стул как показано на картинке:

Больной который не может сгибать колени, который если сядет уже не сможет подняться, садится на кресло как показано на картинке:

Больной который не может сгибать колени, который если сядет уже не сможет подняться, совершает намаз в постели или на диване как показано на картинке:

Вопрос: В некоторых мечетях поставлены стулья. Те кто совершают намаз сидя на стульях, говорят следующее: «В Исламе нет затруднений. Поэтому совершаем намаз сидя на стуле.» Это правильно?

Ответ: Нет неправильно. Если сказано что нет затруднений, то это не значит «Не совершайте те поклонения которые для вас трудны, или же делайте так как вам удобно». Разрешается воспользоваться теми упрощениями которые разрешены Исламом. Человек который вышел из дома и смог как-то дойти до мечети, сможет сесть на пол. Если не может совершить суджуд, то вытягивает ноги в сторону Киблы и делает намаз жестами, делая небольшие движения телом. Или же садится на стул и поставив перед собой еще один стул, ложит на него ноги.

Вопрос: Почему больному не разрешается сделать намаз сидя на стуле?

Ответ: В книгах ученых Ислама сказано:

Человек который не может стоять или же если оставаться на ногах для него вредно, человек с головокружением, даже фарзы совершает сидя. Для совершения руку наклоняется. Для совершения суджуда прикладывает лоб к полу. Человек который некоторое время может постоять на ногах оперевшись на стену, на палку, на человека, делает такбир, затем остается на ногах какое-то время что для него является фарзом. Больной который не может сделать суджуд делает это поставив голову на твердый предмет высотой не более 25 см. Человек, с раной на носу, делает суджуд не прикладывая нос к полу, если есть рана на лбу, то в суджуде нужно поставить на пол нос, а лоб не прикладывает. Если ситуация безвыходная, и невозможно поставить на пол ни нос ни лоб, даже если может совершать намаз стоя, намаз совершает сидя, жестами. Т.е. для руку делает легкий наклон, для суджуда наклоняется больше.

Будет макрухом для совершения суджуда поднести к голове какой-либо предмет и самому, и если это сделает кто-нибудь другой.

Как-то Расулюллах пошел проведать больного. Увидев что больной подносит к голове подушку для совершения суджуда, он отобрал ее. Когда больной стал подносит ко лбу кусок дерева, тоже отобрал. После сказал: «Если есть силы, делай суджуд на пол! Если не можешь нагнуться до земли, то не делай суджуд подняв что-нибудь! Делай намаз жестами, в суджуде наклоняйся побольше чем в руку!» (Фатхуль кадир. Меракиль фалях. Маджмауль анхур)

Тот кто по какой-либо причине не может оставаться на ногах, садится так как ему удобно. Чтобы мог сесть, может вытянуть ноги к Кибле. Может одной стороной опереться на подушку или на что-нибудь другое. Или его может кто-нибудь подержать чтобы он не упал. Не разрешается сидеть на чем-либо высоком с которого будут свисать ноги.

(Намаз совершенный сидя на стуле, когда свисают ноги не будет принят. Потому что нет необходимости сидеть на стуле. Человек который может сидеть на стуле, может сидеть и на полу и тот кто может сидеть на полу должен читать намаз сидя на полу. Больного который не может после намаза подняться, который легко встает со стула, поднимает на ноги кто есть рядом. Или же читает в кровати направленной в сторону Киблы не свешивая ноги. После намаза вывешивает ноги в одну из сторон и встает.)

Больной который не может сидеть даже опираясь на что-нибудь или даже если его будут держать, читает намаз лежа на спине. Ноги вытягивает к Кибле. Под голову подкладывает подушку. Лицо смотрит на Киблу или же ложится правой или левой стороной к Кибле. Во время руку и суджуда делает жесты двигая головой. Если больной в здравом уме но не может делать даже такие движения, то не восполняет пропущенные намазы больше одного дня. Такова же ситуация и с больным который не владеет собой, который против своей воли, например из-за болезни или из-за потери рассудка или же его состояние таково что путает количество совершенных ракаатов и поэтому не может исполнять пятикратный намаз. Такой не восполняет пропущеные намазы. Человек который не совершал намазы потому что был вне себя из-за алкогольного опьянения или из-за приема лекарств, должен восполнить несовершенные намазы даже если пропущено несколько дней.

Больному не разрешено читать намазы жестами, свесив ноги с постели. Больной делает намазы сидя на полу или сидя на повернутом в направлений Киблы диване. Если сев на пол не сможет сам подняться, то делает намаз жестами сидя на стуле, кресле или диване положив ноги на табурет, пуфик или стул. Парализованный больной который не может слезть и забраться на свой стул, если есть возможность кладет ноги на другой стул или делает это с чьей-либо помощью. Если нет никакой возможности, то это будет зарурат (извинительное состояние) и может делать намаз на своем стуле.

Вопрос: Больные которые не могут согнуть колени не могут совершать намаз на стуле. Что если такой больной не может стоять или он парализованный? Может ли совершать намаз сидя в инвалидной коляске?

Ответ: Больной который не может согнуть колени, делает намаз жестами, оставаясь в своей постели, вытянув ноги в сторону Киблы. Совершает сидя на диване, кровати или постели. Если будет сидеть в кресле то ложит ноги на табуретку или еще на одно кресло. Больной который не может сделать таким образом совершает намаз лежа.

Если у инвалиде в коляске нет рядом помощника, то из-за того что не может положить ноги на стул, может сделать намаз свесив ноги.

Все мы время от времени болеем и переживаем определенные проблемы со здоровьем. Это естественно, но иногда, предаваясь лишь своей болезни, мы забываем о поминании Всевышнего Аллаха. Мы пренебрегаем своим намазом, когда болеем, так как единственное, что нас волнует – это скорейшее выздоровление. Какими не были обстоятельства, намаз обязателен для каждого мусульманина. Тем не менее, кто имеет вескую причину в период болезней и не может стоять во время обязательного намаза, тому разрешено читать намаз в сидячем положении. Если он не может сидеть, ему разрешено совершать намаз лежа, повторяя движения руками.

В Коране сказано: «Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (4:103).

Ислам – гибкая религия, она не пытается отяготить человека и лечь на него тяжким бременем. Она не категорична в своем проявлении и предоставляет облегчение. Поскольку послушание Аллаху в зависимости от физической возможности.

В хадисе сказано: «Молись стоя, а если не сможешь, то сидя, а если не сможешь, то на боку».

Также в другом хадисе сказано: «Совершай намаз на земле, если ты в состоянии сделать это. А в противном случае жестикулируй и нагибайся при совершении земного поклона ниже, чем ты это делаешь при совершении поясного поклона».

Если человек слишком слаб, чтобы стоять, он совершает намаз сидя и делает поясные и земные поклоны в этом состоянии. Делая поясной поклон, он должен наклоняться вперед так, чтобы его лоб оказался напротив колен.

Если человек не в состоянии сидеть, он должен лечь на спину, опереться о подушку и наклонять туловище и растягивать ноги в направлении намаза, совершая поясные и земные поклоны.

Если же человек не может совершать намаз в полусидячем положении, он должен совершить намаз лежа на правом или левом боку (лучше на правом), повернувшись в сторону киблы.

Если он не может совершить намаз в этом положении, то должен совершить его лежа на спине, направив ступни ног и приподняв голову в сторону киблы. Делая поясной и земной поклон, он кивает головой. Кивок земного поклона больше чем поясного.

Если человек не в состоянии совершить намаз во всех вышеописанных случаях, то он должен молиться, давая знаки глазами и мысленно представлять движения намаза в голове.

Если он не в состоянии и сделать этого, то намаз совершается только сердцем, представляя его в голове.

Если человек в состоянии стоять, но не может делать поклоны и суджуд, тогда ему лучше совершать намаз сидя и кивать во время поклонов.

Если человек, совершивший намаз сидя во время болезни, стал чувствовать себя лучше во время намаза, остальную часть он должен выполнить стоя (естественно, там где это требуется).

Если человек стал совершать дополнительный намаз и почувствовал слабость, ему разрешено опереться о стену или сесть.
Тот, кто потерял сознание на период пяти намазов, должен их восполнить.

Человек никогда не знает, когда наступит его последний намаз, не пренебрегайте священным уединением со Всевышнем, совершайте каждый свой намаз как последний.

Да защитит нас Всевышний от болезней и дарует здоровье для поклонения Ему.

Человек, который покинул населенный пункт, чтобы совершить путь на расстояние более 90 км (то, что можно преодолеть пешком средним шагом не менее чем за 18 часов), считается путником.

Если у путника есть намерение остановиться в каком-либо населенном пункте не более чем на 15 дней, то он считается путником, как во время путешествия, так и во время пребывания в этом населенном пункте. Если же человек собрался остановиться в каком-либо населенном пункте более чем на 15 дней, то путником он считается только в дороге до этого населенного пункта.

Путнику необходимо сокращать 4-х ракяатные обязательные намазы-фарды – полуденный (аз-зухр ), послеполуденный (аль-‘аср ) и ночной (аль-‘иша’ ) до 2-х ракяатов.

Если у путника есть время для намазов-сунны, то он совершает их полностью, не сокращая.

Если путник следует в намазе за «местным» имамом, то совершает намаз полностью, без сокращений, так же, как и имам. Если же человек молится за имамом-путником, то после совершения имамом приветствия (а с-салям ), встает и продолжает совершать оставшиеся ракяаты, как в случае опоздания на коллективную молитву.

Путник имеет право не совершать пятничный намаз (аль-джум‘а ) и праздничные намазы. Но, если путник все же их совершит, они будут приняты, если того пожелает Всевышний Аллах. Если же в пятницу он не совершает пятничный намаз, то, вместо него путник должен совершить полуденный намаз (аз-зухр ).

4-х ракяатный намаз, пропущенный в пути, возмещают сокращенным 2-х ракяатным намазом. Если 4-х ракяатный намаз пропущен дома, то, возмещая его во время пути, необходимо совершать намаз полностью, не сокращая.

Также срок действия протирания кожаных носков (масих ) в пути увеличивается до 3-х суток.

В месяц Рамадан путнику разрешено не поститься. После возвращения он должен возместить каждый пропущенный день. Однако во время путешествия лучше соблюдать пост, если это не вредит здоровью.

Возмещение пропущенных намазов (када )

Оставление намаза намеренно, без уважительной причины является большим грехом. Если это случилось, то нужно покаяться.

Возмещать (када ) необходимо все обязательные намазы-фарды и намаз « аль-витр » . Намазы-сунна не возмещаются, за исключением сунны утреннего намаза (аль-фаджр ), которую можно возместить до наступления времени полуденного намаза (аз-зухр ) того же дня. Для возмещения (када ) пропущенных намазов нет определенного времени, их можно совершать в любое время дня и ночи, кроме времени, когда совершение намаза нежелательно (макрух ).

Если долгов по намазу много и человек не знает, за какой день возмещает (када ) намаз, то он может сделать намерение таким образом: «Намереваюсь совершить возмещение (када) последн его (или перв ого ) пропущенн ого утреннего намаза (аль-фаджр) ради Всевышнего Аллаха ». Также делают намерение на возмещение других намазов.

СОВЕРШЕНИЕ НАМАЗА СИДЯ И ГЛАЗАМИ

В религии Ислам нет трудностей. Создатель лучше всех знает положение Своих творений, поэтому Всевышний Аллах предписал людям различные формы поклонения (ибад а ) в соответствии с их возможностями.

Тот, кто по причине болезни не в состоянии совершать намаз стоя, должен совершать его сидя. То есть сидя совершаются те обязательные действия намаза (рукн ), которые обычно совершаются стоя. Если человек не может совершить обычным образом поясной поклон (руку‘ ), то его совершают сидя, склонив тело вперед. Таким же образом, если нет возможности совершить как обычно земной поклон (суджуд ), его делают сидя, склоняя тело с большей амплитудой нежели во время поясного поклона (руку‘ ).

Если у человека нет возможности наклоняться телом, то поясной (руку‘ ) и земной (суджуд ) поклоны совершают наклоном головы, как бы имитируя их. При этом, так же как при выполнении намаза сидя, амплитуда наклона головы во время совершения земного поклона (суджуд ) должна быть больше, чем во время поясного поклона (руку‘ ). В противном случае намаз считается неправильным.

Если больной не может сидеть, то совершает намаз лежа или полулежа, имитируя поясной (руку‘ ) или земной поклон (суджуд ) движением головы. Если невозможно и это – имитирует движения намаза (руку‘ и суджуд ) глазами. Если не может даже глазами, то совершает намаз сердцем или оставляет его на потом как долг.

Пятикратный обязательный намаз является одним из самых важных столпов Ислама. Первое, за что человек будет спрошен в – это намаз. Если человек выдержит этот отчёт, для него дальнейший спрос будет облегчён.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إنَّ أوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ العَبْدُ يَوْمَ القِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ صَلاَتُهُ ، فَإنْ صَلَحَتْ ، فَقَدْ أفْلَحَ وأَنْجَحَ ، وَإنْ فَسَدَتْ ، فَقَدْ خَابَ وَخَسِرَ ، فَإنْ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَتِهِ شَيْءٌ ، قَالَ الرَّبُ عز وجل : انْظُرُوا هَلْ لِعَبدي من تطوّعٍ ، فَيُكَمَّلُ مِنْهَا مَا انْتَقَصَ مِنَ الفَرِيضَةِ ؟ ثُمَّ تَكُونُ سَائِرُ أعْمَالِهِ عَلَى هَذَا

«Поистине, в День Воскрешения расчёт с рабом Аллаха прежде всего будет произведён за его намазы. Если они будут хороши, он преуспеет и добьётся желаемого, а если они окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесёт убыток. Если же в выполнении обязательных намазов обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет ангелам: "Посмотрите, есть ли у раба Моего добровольные намазы (суннат-намазы), чтобы за их счёт восполнить недостатки в обязательных". А затем со всеми остальными его деяниями поступят так же ». (Тирмизи , 413; Абу Дауд, 864)

Поэтому без необходимости нежелательно сидеть даже при совершении суннат-намазов. Однако тот, кто по болезни или другой уважительной причине совершит суннат-намаз сидя, получит такое же вознаграждение, как за намаз, совершённый стоя.

Тот же, кто совершил желательный намаз сидя, имея возможность совершить его стоя, получает вознаграждение, равное половине вознаграждения за намаз стоя. То же касается и того, кто совершает намаз лёжа.

Из всего вышеприведённого явствует, что простая усталость не даёт права молящемуся совершать обязательный намаз сидя. Он может совершить суннат-намазы сидя, но за них он получит вознаграждение, равное только половине той награды, которую получает человек, совершивший желательный намаз стоя.

Исключением может быть случай, когда человек совершенно обессилел и устал так, что у него не осталось сил совершать намаз стоя. В этом случае он может совершить намаз сидя. Но каким бы уставшим ни был человек, если он может стоять на ногах, он должен совершить намаз стоя.

Стоит отметить, что, если человек начнёт совершать суннат-намазы стоя, он может продолжить его сидя и завершить сидя. Точно так же разрешается совершить сидя и фарз-намаз, если человек не может его продолжить стоя.

Султанов Мухаммад

Этот вопрос по сей день остается актуальным, так как заключение выносится по аналогии с заключением, вынесенным в первые годы Ислама, касательно возможности совершения намаза на вьючном животном или на корабле.Касательно этого вопроса в книгах по фикху имеются следующие риваяты.

Аляуддин ас-Самарканди в своей книге Тухфату’ль-Фукаха говорит следующее:

  • Существуют три вида намаза, которые можно совершать, сидя на животном.

a) Намазы фард : Разрешение совершать намазы фард верхом на животном имеет два условия:

  1. Находясь за городом (независимо от того, путник этот человек или просто, ищущий потерянную вещь).
  2. Если имеется какая-либо уважительная причина, являющаяся препятствием, чтобы спешиться (слезть с животного). Например, при вероятности возобновления и увеличения болей или заболевания, при угрозе опасности от врага или диких животных, в случае, если место стоянки грязное или болотистое.

В особенности, если человек в силах спешиться, должен совершить намаз стоя и жестами, без поклонов. Если же после спешивания он не может стоять на ногах, тогда должен совершать намаз сидя. Ну а если не может совершать намаза сидя, пусть спешится и сделает это жестами.

Как третье условие отмечено, что необходимо остановить животное, на котором едешь, и направить его к кыйбле. Таким образом, не следует откладывать фард намазы, не имея на то необходимости. И нужно избегать противоречащие намазу ситуации, дела.

Вдобавок к вышесказанному о фард намазах, совершаемых верхом, также имеются два важных момента.

Первое: если не имеется препятствующей уважительной причины, допускается совершение фард намаза, не останавливая движущееся животное, на котором едешь.

Второе: если имеется возможность, нужно направиться к кыйбле. В противном случае намаз не будет истинным.

Соответственно: человеку, вынужденному совершить намаз верхом, например, по причине угрозы врага, допускается не остановливать животное и не направляться к кыйбле. Также, начав намаз в таких обстаятельствах, то есть, произнеся начальный такбир (прославления Аллаха), не требуется соблюдение условия направления к кыйбле.

Но человеку, вынужденному совершить намаз верхом по причине нахождения в грязном и болотистом месте, необходимо животное, на котором он едет, остановить и по мере возможности направить к кыйбле.

b) Намазы ваджиб ; ситуация аналогична с фард намазами. Намазы, которые было обещано совершить (назир), не находясь верхом на животном; намазы, ставшие ваджибом из-за того, что были начаты как нафиль, находясь на земле, и не закончены; искупительные земные поклоны (саджда-и тиляват), являющиеся ваджибом, совершаемые на земле. Если все эти перечисленные случаи являются ваджибом для совершения верхом, то допускается выполнение их верхом на животном. Согласно мнению Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), чтобы намаз витр стал ваджибом, необходимы эти два условия, а также для возможности совершения витр намаза верхом. По мнению Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах), в случае отсутствия этих двух условий, по причине подтверждения суннатом, не дозволяется совершать намаз верхом на животном. Опять же по преданию Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), переданному Хашан б. Зиядом, не допускается совершение утреннего суннат намаза верхом людьми, не имеющими уважительной причины, позволяющей это сделать. Потому что суннат утреннего намаза близок к ваджибу, то есть суннат, подтвержденный в значении ваджиба.

c) Намазы нафиль . Эти намазы можно совершать верхом, находясь вне города, независимо от того имеется необходимость или нет . Совершать намаз нафиль верхом, находясь в городе, не допустимо. Но Имам Абу Йусуф (да смилостивится над ним Аллах) передает допустимость, поддерживая одобрение в данном вопросе.

  • Рассматривая вопрос о совершении намаза на корабле (судне), необходимо обратить внимание на два обстоятельства:

a) Если судно находится на причале в порту, намаз необходимо совершать так же, как и на земле по всем правилам, направившись к кыйбле и с кыямом, всеми поклонами (рукуг и саджда).

b) Когда судно находится в движении, необходимо уточнить время: в случае, если судно должно пристать к берегу, а время намаза не истечет, нужно дождаться схода на берег.

Несмотря на это, если человек не спустится на берег или же спуск невозможен, проблему можно рассмотреть в трех видах:

  1. Имеющий силы стоять на ногах совершает намаз по всем правилам. Каждый раз, как судно будет менять курс, отличный от направления кыйблы, мусульманин, совершающий намаз, должен будет по предположительному расчету направиться к кыйбле. Если человек не имеет сил, чтобы совершать намаз стоя, по мнению Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), допустимо совершение сидя. Потому что многие люди по причине головокружения при движении судна не могут устоять на ногах. Обратив на этот момент внимание, Имам Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) для удобства людей дает устную фетву. А по мнению Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах), в такой ситуации совершать намаз сидя является недопустимым.
  2. Не имея сил стоять, человек может совершать намаз сидя, но со всеми поклонами (рукуг и саджда). Это допустимо. Но в данной ситуации не допускается совершать намаз жестами. В случае отсутствия уважительной причины, необходимо направиться к кыйбле.
  3. Не имея сил стоять и сидеть для совершения намаза, выполняется жестами.

После всех этих случаев, причин и условий, можно судить о совершении намаза в автомобиле. Известно, что осторожность, предусмотрительность (ихтият)– это предпочтительная причина, из-за которой на людей не возлагается чрезмерное затруднение и стеснение в поклонениях. Даже в местах, суждение о которых сомнительно, осторожность достигнет степени категоричности. В этом случае, давайте поделим намаз, совершаемый в машине, на две части:

  1. Совершение намаза в личном автомобиле или во время поездки в транспорте, который можно приостановить по просьбе: если не имеется другой надобности, нужно остановить машину и совершать намаз внутри или снаружи по всем правилам и со всеми поклонами и стоянием. Если имеется возможность стоять снаружи машины, не допускается совершать намаз внутри машины в положении сидя.
  2. Допускается совершение намаза внутри транспорта в случае, когда человек едет в общественном автобусе или имеется уважительная причина, по которой остановка транспорта затруднительна. В этом случае намаз необходимо совершать по максимальной мере возможности так, чтобы это соответствовало фарду. Таким образом, если имеется возможность стоять и совершать поклоны, то есть возможность совершения намаза по всем правилам, нужно все выполнить. Направиться к кыйбле по мере сил. Если не имеется возможность стоять, но есть место для совершения поклонов в виде коридора автобуса, нужно кланяться до пола автобуса, а не делать это жестами. Но если нет таких возможностей, нужно совершать намаз жестами.

Необходимо обратить внимание на то, что следует действовать с осторожностью в местах, где возникает сомнение. Таким образом, совершив намаз по мере возможности в таких ситуациях, нужно будет восполнить этот намаз, если возможность восполнения появится раньше, чем выйдет время. В противном случае намаз должно будет восполнить с осторожностью. Истина известна только Аллаху.

Некоторые в этом вопросе, обратив внимание на хадис, в котором говорится о соблюдении разрешения в пути (путешествии), не разрешают совершать намаз верхом на животном без уважительной причины тем, кто не находится в пути. Но истинное допустимо. Большинство факихов придерживаются этого мнения. (Алауддинас-Самарканди,Тухфату’л-Фукаха). Поэтому частность причины водопоя, указанного в хадисе, не требует общего суждения.

Алауддинас-Самарканди,Тухфату’л-Фукаха

Полезная статья? Будем признательны за репост на Facebook!

Похожие статьи

© 2024 vishaja-kategorija.ru. АстроМистика - Информационный портал.