Крылья изиды. Египет. Культ Исиды. Энергетический канал исиды

Стандартное толкование:
Я, Изида, древняя египетская богиня Неба, создающая ветер своими крыльями. Первые египетские мистерии были посвящены мне и моему супругу Осирису и легли в основу всех последующих религиозных культов. Я - покровительница оккультного знания и волшебства.
Я - тайна, интуиция и женское сознание.

Изида - греческая транскрипция имени древнеегипетской богини Исе(т) (этимология неизвестна), первоначально местной покровительницы Буто в Дельте, затем, по сопоставлении с богом соседних Бузириса и Мендеса - Озирисом - женское дополнение, сестра и супруга последнего, чему соответствовала и искусственная иероглифическая орфография обоих имен.
Подобно Озирису, Изида дочь Неба (Нут) и Земли (Кеба), олицетворение долины, оплодотворяемой Озирисом - Нилом.

Известен миф об убиении последнего Сетом, поисках его тела, плаче над ним Изиды, погребении его и воспитании её сына Гора в болотах Дельты.
Другой миф представляет её премудрейшей из людей, богов и духов и рассказывает, как ей удалось перехитрить владыку Ра, выпытав у него его сокровенное имя.
Как в древнеегипетской литературе, так и уклассиков (например, у Галена), Изиде приписывалось изобретение различных медицинских средств, магических формул (отсюда её эпитет "великая волшебством"), знание сокровенных вещей и т. п.

Культ её из Буто, потом Мендеса и Бузириса, благодаря илиопольской богословской системе, в которую она вошла, распространился по всему Египту, причем особенно привился в Мемфисе, Копте, где совершались мистерии, Филе, где был оракул её, действовавший еще в V веке по Р. X.
Во время преобладания культа Озирисова цикла в позднейшие времена Египта, с Изидой были сопоставлены женские божества других циклов и номов: Гатор, Баст, Мут, Нейт.
Во время эллинистического синкретизма дело пошло еще дальше, сопоставив с Изидой Астарту и Деметру и др. соответствующие иностранные женские божества.

Но скоро сделан был последний шаг и Изида стала почитаться за пределами Египта под своим именем. В Греции она имела храмы: в Тифорее Фокидской, Мегаре, Коринфе и др.; в Италию культ её проник еще в III в. до Р. X., но особенно привился во время империи, в эпоху увлечения восточными религиями.

Посвящены Изиде были: созвездие Сириус, дерево Персея и 4-й день из пяти вставочных, когда праздновалось её рождение.

Почитатели культа Исиды - рыбаки. Согласно мифу, когда с Гором случилось неприятность, они первыми прибежали на помощь.

Как богиня неба, она изображалась в виде коровы или красивой женщины с коровьими рогами на голове. Впоследствии владычицей неба становится мать Исиды Нут, а сама Исида принимает привычный образ помощницы и жены Осириса.

Почитали Исиду также и как богиню ветра, которая создает его своими крыльями, соответственно её изображали как соколицу или женщину с крыльями. Вместе с Нефтидой и богиней Хекет Исида выступает покровительницей рожениц - богиня облегчающая роды и определяющую всю судьбу новорожденных.

Как жена Осириса, Исида периодически принимает его функции. Согласно Диодору Сицилийскому, она научила людей растить зерна и жать их. Греки отождествляли Исиду со своей богиней-матерью Деметрой. Однако, чаще всего, функции земледельца исполнял сам Осирис. Вместе с мифами о том, что вода Нила вытекает из его чрева, существовало представление о том, что река разливается от слез Исиды, которая горюет по супругу. По традициям античности, Исида властвовала не только над реками, но и над морями и покровительствовала морякам.

Ни один из богов египетской мифологии (за исключением Сераписа) не получил столь широкой популярности в античности, как Исида. В IV веке до н.э. храм Исиды был сооружен в Пирее на острове Делос. Известны также святилища, посвященные ей в Тифорее, Кенхрее и других греческих городах.

В Италии ее культ распространяется, начиная со II века до н.э., ей воздвигаются храмы в Помпеях, Риме, Беневенте и других городах. Существуют памятники, которые свидетельствуют о культе богини Исиды в Британии, Галлии и Испании. Первоначально её культ связывался с культом Осириса, но в греко-римскую эпоху она становится самостоятельной и выдвигается на первый план, принимая на себя все больше функций супруга Осириса. Об Исиде много писали авторы античности. Культ Исиды также очень сильно повлиял на христианство. Образ богоматери с ребенком на руках восходит еще к образу Исиды с ребёнком Гором. Статуэтки богини остались как реликвии в некоторых средневековых церквях.

Говоря об Исиде, невозможно не упомянуть о самом мифе, рассказывающем историю борьбы Осириса и Сета, ибо это самая основа египетской культуры:

Миф об Осирисе, Исиде, Горе и Сете

Существует несколько вариантов этой легенды. Один из самых распространенных гласит, что Осирис и Исида, брат и сестра, полюбили друг друга еще в чреве матери. Старший брат, Осирис, стал царем и заботился о своем народе, а Исида была его любимой женой. Именно Осирис вывел египтян из состояния дикости, дал им законы, научил почитать богов. Он ввел обработку злаков, положил начало сбору плодов с деревьев и виноградарству. Он много путешествовал по миру, распространяя тайны земледелия, и восхищенные народы отвечали ему преданностью и любовью.

Однако его родной брат, Сет, завидовавший Осирису, возглавил заговор против него. Он и 72 его единомышленника убили Осириса, тело положили в сундук, а затем выбросили его в море. Волны отнесли сундук на берег Финикии, и произошло чудо: из него выросло великолепное дерево. Прибывшая Исида освободила останки царя и, по одному варианту легенды, оживила Осириса и зачала от него сына, а по другому - доставила тело в Египет и укрыла его в болотах.

Но Сет добрался и туда, извлек тело и, расчленив его на 14 частей, разбросал по всей стране. Безутешная Исида разыскала все части тела и каждую похоронила отдельно - отсюда множество захоронений Осириса.
По другой версии, когда Исида нашла тело своего царя, она вместе с Нефтидой исполнила поминальный плач, который теперь является традиционной частью похорон в Египте.
Они пели: «Приди в свой дом, о прекрасный юноша, чтобы увидеть меня. Я возлюбленная сестра твоя, ты навеки неотделим от меня. Я не вижу тебя, но мое сердце томится по тебе, и мои глаза желают тебя. Приди к возлюбленной своей, приди Уннефер (благостный)! Боги и люди обратили свои лица к тебе и вместе оплакивают тебя … Я зову тебя и плачу так, что меня слышат боги на небесах, но ты не слышишь голоса моего. Но я сестра твоя, я снова и снова скорблю о тебе и зову тебя! … ».

Этот плач о прекрасном юноше (или девушке, если речь идет, например, о Персефоне) - неизменная часть календарного мифа, посвященного смене времен года, в основе которого рассказ об умирающем и воскресающем боге, где за трагической и безвременной смертью следует воскрешение. Слезы и стенания сестер были услышаны на небесах, и сам Ра послал на землю Анубиса, чтобы именно он (ему в этом помогали Исида, Нефтида, Хор и Тот) составил из кусков тело мертвого бога, спеленал его полотняными повязками и совершил все те обряды, которые впоследствии стали проводить египтяне во время похорон.

Анубис (греческий вариант имени, египетский - Инпу), согласно одной из версий, сын Нефтиды и Осириса. Новорожденного мать прятала на болотах дельты Нила от своего мужа Сета; там юного бога нашла Исида и воспитала его. Анубис изображался в образе черного шакала или дикой собаки Саб, а также человека с головой шакала или собаки. Анубис-Саб считался судьей богов, центром его культа был город Каса (греч. Кинополь - город собаки), однако его главной функцией долгое время был трон царства мертвых (там он считал сердца пришедших в его царство), в то время как Осирис олицетворял умершего фараона. Впоследствии функции царя мертвых переходят к Осирису, а Анубис становится богом, ответственным за проведение бальзамирование тела, и участвует в мистериях Осириса.

Итак, после мумифицирования тела с помощью Анубиса Исида взмахнула своими крыльями, и Осирис ожил. Как известно, оказавшись в царстве мертвых он со временем получил его трон и стал носить титулы Господина Подземного Мира и Хозяина Вечности. Миф об Осирисе лежит в основе неколебимой веры египтян в воскрешение после смерти. Итак, если провести все манипуляции, которые совершили над телом Осириса, а в первую очередь, уподобить тело мумии, как это было с Осирисом, любой человек воскреснет - получит новую жизнь в ином мире, где правит любимый бог египтян.

Описанные события - заговор против царя - произошли на 28 году его царствования. В легенде об Осирисе и Исиде значительная роль уделяется их сыну Хору. С ним связана еще одна версия воскрешения Осириса.
Выросший и возмужавший Хор жаждал мести и восстановления справедливости. Когда он победил в поединке своего дядю Сета, то отобрал у него магический глаз («око Хора») и дал проглотить мертвому отцу. Осирис воскрес, но, не захотев царствовать на земле, оставил трон сыну, а сам вернулся на престол подземного мира.

В Древнейшую эпоху, когда возник культ Осириса, он воспринимался как бог производительных сил природы. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой в руках. Считалось, что, подобно всему растительному миру, он ежегодно умирает и возрождается. Сначала Осирис отождествлялся только с умершим царем, но затем каждый умерший египтянин уподоблялся в молитвах Осирису. Называя Осириса богом земных глубин, египтяне считали, что на его плечах покоится вселенная. Как бог мертвых и царь загробного мира, он воспринимался великим судьей. Считалось, что когда перед ним предстает покойный, его сердце взвешивается на весах для оправдания или наказания.

С конца Нового царства Осириса отождествляли с богом Ра и изображали с солнечным диском на голове. В эллинистический период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа, и новый бог получил имя Сераписа. В Греко-римскую эпоху культ Осириса получил распространение в Европе и западной Азии.

Священные растения Исиды - лотос, кедр, сикомор и роза, которая стала связываться с Исидой в эллинистическую эпоху, вероятно, в результате слияния образа Исиды с образом Афродиты и её символами.
Интересно, что потребность в розах для обрядов и ритуалов была настолько велика, что создалась целая индустрия по выращиванию роз, поскольку это приносило хорошую прибыль. Венок из роз оставляли на могиле как символ Исиды.

С Осирисом и Исидой связывали звезду Сириус (он появлялся накануне разлива Нила, предвещая плодородную почву, богатый урожай и уменьшение угрозы голода), а также Луну и лунный цикл (когда Луна умирает и возрождается). Когда Исида слилась с образами Афродиты и Астарты в римские времена, с ней также стали связывать планету Венеру.

Кроме того, есть узел Исиды, называемый Тиет (Тет), что можно перевести как "благополучие" или "жизнь". Очевидно, что он очень похож на Анкх. Возможно, узел являлся частью одеяния божества, а может быть, и её жриц. Использовался также как погребальный амулет:


Мой немного вольный перевод

Исида - это преданность и упорство, готовность перенести любые испытания ради любимого мужа. Магия для неё вовсе не цель, а всего лишь средство воскресить того, кого любишь. Она даже идёт на шантаж бога солнца Ра, чтобы заполучить то, что ей нужно для воскресения Осириса.
Она настолько любит мужа, что принимает его сына от Нефтиды, жены Сета.
В общем, идеал любящей и верной супруги. Богородица.
И какая тут нафик Верховная Жрица???

UPD Кстати, если кто не в курсе, есть довольно обоснованное мнение, что Богородица – это Исида "под псевдонимом". Поскольку в христианстве, в отличие от язычества, не было женского образа богини, то его просто перенесли на единственную женщину, которая подходила для этой цели – Богородицу.
Тем более, что Исида считается как женой, так и матерью верховного мужского божества.
Вот, сравните канонические изображения Исиды и Богоматери:

Богиня Исида - одна из самых популярных богинь Египта.
Богиня Исида (Изида, Асет, Аст, Исет, Усет) - одно из самых почитаемых божеств из всех богов и богинь Древнего Египта .

Исида – богиня плодородия, материнства, рождаемости, семейной верности, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований», символ женственности, покровительница моряков, охранительница умерших.

В сложившемся мифологическом каноне, связанном с гелиопольской энниадой (девять важнейших богов и богинь Гелиополя), Исида - дочь Геба и Нут , сестра и жена Осириса , сестра Нефтиды и Сета , мать Гора .

Популярная богиня по всему Египту

Исида (Изида) - одно из самых старых божеств Египта, но происхождение ее культа пока неясно. Вероятно, что ей сначала поклонялись как местной богине на территории Дельты в районе городов Буто и Бусирис (см. Карту Древнего Египта), где находился самый старый культовый центр Осириса.

Ее культ стал позже популярен по всему Египту, она стала богиней с чрезвычайно широким перечнем качеств, свойств и возможностей. Недаром в греко-римском мире ее назвали «та, у которой тысяча имен». Исида (Изида) - ее греческое имя, она была известна древним египтянам как Асет (или Aст, Исет, Усет).

Исида в мифах об Осирисе

В традиционной версии мифа об Осирисе Исида ищет тело своего мужа, погубленного коварным Сетом. Она собрала все части тела Осириса, которые были рассеяны коварным Сетом по всему Египту.

Исида была идентифицирована не только с Хатхор, но имела много общего с другими богинями – такими, как Аментет , Нехбет , Сехмет , Бастет , Мут . Она была одной из четырех богинь-защитниц (наряду с Бастет, Хатхор или Нефтис , Серкет и Нейт), защищавших саркофаг и канопы (сосуды, в которых хранились внутренние органы умершего).

Считалось, что она помогает покойному в его трудной поездке по загробному миру; ее иногда называли также в качестве одного из судей мертвых.

Пережившая эпоху фараонов

Исиде поклонялись во множестве храмов, самые важные из которых были в городах Коптосе (город в Верхнем Египте), Бухене (Нубия), Абидосе (здесь она входила в священную триаду вместе с Осирисом и Гором) и острове Филе (находился недалеко от Асуана). Из-за тесной связи с богиней Хатхор играла важную роль в Дендере (Хатхор была богиней покровительницей этого города).

Культ Исиды пережил эпоху фараонов. В греко-римскую эпоху Исиду почитали по всему Средиземноморью далеко за пределами Египта. Культ Исиды просуществовал до 6 века нашей эры и был отменен декретом римского императора Юстиниана около 537 г. н.э.

Значение ее имени и иконография

Имя богини, возможно, означает «трон», хотя точно это не доказано. Но является бесспорным то, что она была связана с королевским троном, который представлен иероглифом, который часто изображается на ее голове. Исида, как также полагали, была символической матерью живущего фараона, который был земной персонификацией Гора – сына Исиды.

Исида обычно изображается как женщина с символом трона на голове, иногда как женщина с рогами коровы и солнечным диском между ними. Также она предстает в египетской иконографии с крыльями, приложенными к ее рукам, или как птица (здесь отмечается соотношение к эпизоду мифа об Осирисе, в котором к она вернула ему дыхание жизни с помощью крыльев).

Исида изображалась также и в виде коровы. Могла изображаться в виде женщины с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта с пером богини Маат . Много статуэток последнего периода древнеегипетской истории, где Исида изображена кормящей грудью своего сына Гора (Хора), сидящего у нее на коленях.

Широко распространенным символом богини был амулет тет - так называемый «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто изготавливавшийся из минералов красного цвета - сердолика и яшмы.

Исида была египетской Богиней Магии. Первоначально она была связана с престолом Египта, который обладал магической силой, потому что он мог превратить князя в короля.

Позже, Исида «поглотила атрибуты большинства других богинь и богов и стала верховным божеством, известным своими исцеляющими и искупительными способностями.

Она была сестрой и женой Осириса. В Древнем Египте, кровосмешение считалось нормальным в жизни египетских богов, поскольку оно поддерживало священный родословный божественный образ. Египетская богиня Исида была наделена всем тем, что древние египтяне больше всего уважали в женском образе. После смерти мужа она стала защитником мертвых. В своей любви и преданности Осирису, Исида стала символом любящей жены, а после того, как он отошел в мир мертвых, она стала символом Матери в своей защите и преданности к единственному сыну Хорусу.

Перед ее добротой и мягкостью преклонялись все, независимо от сословия: ей молились рабы и «грешники». Она также поддерживала дворян, богатых людей, королевскую знать. Она была союзником каждого...

Богиня Исида олицетворяла плодородие и любовь ко всему окружающему. Будучи богиней магии, она отображала смерть, исцеления и рождение. Исида использовала свои магические знания и связь с природой, чтобы помогать другим. Ей довелось стать первым ребёнком Бога Земли - Геба, и небесной богини Ореха.

Исида в магии

  • Значение: плодородие, вода, ветер, верность, супружество, магические искусства
  • Изображение: трон, солнечный диск, на руках богини - крылья.
  • Цвета: зеленый, красный, синий, черный
  • День - пн.
  • Атрибуты: молоко, вино, кедр, роза, рог, лазурит, полумесяц, змея.
  • Камни: обсидиан, золото, серебро, сердолик, лазурит.

Другие имена Исиды

Название «Исида», которое мы используем сегодня, происходит от греческой «Исиды», которую мы произносим как «глаз-сис», хотя греки говорили бы это скорее как «эс-эс». «Эсис», «Исия», «Иси» и «Эсия» - другие греческие вариации. На латинском языке ее имя стало «Исидой» и «Изидой».

И греческая и латинская формы, в свою очередь, происходят из древнеегипетских вариаций, «Асет» также пишутся как «Аусет» и «Аст». Окончательный «т» - традиционный женский суффикс в древнем Египте. В более поздние периоды его иногда отбрасывали в произношении. Все имена богини имели отношение к слову «трон».


Защитница мертвых

Важной ролью богини Исиды была роль защитника мертвых. Ей молились и просили помочь душе пройти долгий путь. Она является одним из хранителей саркофагов от злых духов. Исида охраняла сосуды, в которых содержались внутренние органы покойных. Она была связана с кайт-ястребом, который был замечен пролетая над мертвыми телами, и древние египтяне рассматривали его как форму защиты мертвых.

Великая любовная интрига

Миф об Исиде и Осирисе, возможно, является величайшим любовным романами древних времён. Осирис, брат и муж египетской богини Исиды, должен был наследовать мир и быть царем людей. Когда он был жив, он правил Египтом в своём человеческом обличье и считался великим и добрым правителем. Его любили как смертные, так и боги... кроме одного... ее младшего брата Сета. Сет был недоволен этим и начал испытывать большую зависть к мужу сестры.

В какой-то момент Осирис покинул Египет, чтобы распространить цивилизацию на другие земли, и Исида осталась ответственной за управление страной, а бог Тот был назначен ее помощником. Она прекрасно справлялась с новой миссией, но вот настало время для возвращения ее мужа. Но Сет обманул доверие Осириса, загнал в ловушку и убил его.

Когда Исиде стало известно о том, что натворил её брат ради наследства, она не могла смириться со смертью мужа и решила вернуть его. Сет, убив Осириса, разодрал его тело на множество мелких кусочков и разбросал его по всей египетской земле. На помощь Исиде пришел Анубис (внебрачный ребенок Осириса и ее сестры Нефтиды, которого Исида усыновила и воспитывала как родного). Вместе, Исида и Анубис собрали по кусочкам тело Осириса и сотворили первую египетскую мумию. Исида, приняв образ самки сокола, села на мужа и прикрыла его своим оперением, тихо пропела заклинание и зачала первенца (Хоруса) от мертвого мужа. К сожалению, никакая магия не была на столько сильной, чтобы вернуть мужа на трон, и он спустился царствовать в подземный мир, став Богом Преисподней.

Родив сына Хоруса, Исида вынужденна скрываться в восточной части реки Нил, чтобы защитить своего ребёнка от Сета. Она растила и воспитывала его до того момента, как он будучи взрослым смог получить законное наследство. На божественном суде Исида заставила Сета признаться в вероломном убийстве Осириса и передать наследство Хорусу. Очень долгое время Исида была рядом с сыном и помогала ему в борьбе с Сетом. Ей было известно, что Хорус станет не только мстителем за отца, в один день он придёт и по праву завоюет трон Египта.

Изображение Исиды

Существует два самых распространенных изображения Исиды, которые появляются в скульптурах, фресках и на саркофагах. Первое изображение - где она стоит на коленях или парит с распростертыми зелеными (когда цветными) крыльями. Иногда на этих изображениях ее кожа имеет синий оттенок. Второе изображение - где она носит головной убор из рогов коровы и солнечный диск, а также пояс, связанный с титом, волшебным узлом, который дает жизнь. В этом изображении она обычно сидит на троне и кормит Хоруса, или она стоит держа в руке систрумом (музыкальная погремушка).

На первом изображении крылья, головной убор, используемые цвета и изображенные жесты имеют символический смысл. Крылья Исиды символизируют либо соколов или воздушных змеев, которые являются хищными птицами. Они кричат звуками «напоминающие крики обезумевших женщин». Таким образом, крылья представляют собой как силу, так и траур. Они также символизируют воскрешающую силу Исиды, которая через оперение пытается дать дыхание мертвому мужу.

Время от времени крылья окрашиваются зеленым цветом, так как зеленый символизирует жизнь и воскрешение в египетском искусстве. Они также символизируют безопасность, потому что они изображены как распростертые, что является защитным жестом для египтян.

Ее головной убор - египетский иероглиф для престола, который также является иероглифом и для ее имени. Как иероглиф для престола, он представляет ее магические силы, потому что, как полагали, трон обладает магической властью. В дополнение к этому трон представляет собой «первичный порядок начала», потому что «в его формах лежит первоначальный холм», который «впервые появился из вод, как пригодная для жилья земля». Трон связан с кругом Исиды на голове, и благодаря этому головной убор усиливает веру в то, что сила короля зависит от нее. Головной убор часто изображается как синий, символизируя небеса и первобытный поток (и в связи с этим, жизнь и возрождение). Таким образом, головной убор указывает на способность Изиды дарить жизнь королю силой трона. Тот факт, что кожа Исиды иногда изображается в синем цвете, усиливает веру в ее силы над жизнью и смертью и ее значение для всех людей.

Исида - богиня плодородия, воды и ветра. Сестра-близнец и жена Осириса, мать Гора. В мифах многих народов брак между богами - братом и сестрой - был одним из проявлений их божественной сущности. Осирис и Исида полюбили друг друга еще во чреве матери, египтяне почитали Исиду как воплощение верной, самоотверженной жены и заботливой матери. (Сюжеты см. Осирис и Горю.)

Исида, любящая супруга, хранившая верность своему мужу Осирису даже после его смерти, и самоотверженная мать Гора, в большей степени, чем другие богини, была примером для подражания. Ее изображениями изобилует египетское искусство, поэтому она так хорошо знакома египтологам. Исида занимает особое место в египетском пантеоне, к ней обращались по любому поводу.

Верность Исиды не дрогнула, даже когда Осириса убил его брат Сет. Она вернула мужу дыхание жизни, и тот смог возродиться и стать владыкой царства мертвых. Исида, умная и проницательная женщина, была еще и очень хитра. И благодаря этим качествам она получила почти безграничную власть над миром.

Ее изображения

В искусстве Древнего Египта - тысячи изображений Исиды. Росписи, каменные статуи, бронзовые статуэтки и амулеты дают нам ясное представление об этой богине. Обычно она изображается сидящей, коленопреклоненной или стоящей, и детали могут немного различаться. Сидящая Исида часто держит на коленях своего сына Гора, которого иногда кормит грудью. Она увенчана солнечным диском, который удерживают два изогнутых рога. Коленопреклоненная Исида держит перед собой шену (картуш). Стоящая богиня увенчана знаком асет (сиденье), основным иероглифом ее имени. Она может принимать обличье хищной птицы - деталь заимствованная в мифах об Осирисе. Тогда помимо рук у нее появляются большие крылья коршуна.

Хаторические изображения Исиды - с коровьими рогами, держащими солнце, а не с иероглифом асет в виде трона - указывают на слияние двух богинь, Исиды и Хатор. Подобное отождествление, характерное для Позднего периода, объясняется тем, что обе богини символизировали плодородие.

Мифы об Исиде

Исида - одна из сонма богинь Древнего Египта, но она называла себя «той, кому повинуется судьба». Откуда такая самоуверенность? Ее истоки - в образцовой жизни супруги и матери, которую вела Исида, но также и в хитрости, которая всегда была ей свойственна.

Удивительно, но та, кого египтяне древности называли «владычицей жизни», могла никогда не появиться на свет из-за одного события, случившегося на заре времен, когда Атум-Ра еще создавал мир. Его дети - Шу (воздух) и Тефнут (вода) - соединились и родили двух богов: Геба (землю) и Нут (небо). И те так полюбили друг друга, что небо и земля слились воедино! Ни солнце, ни воздух, ни вода не могли больше двигаться! Ра был в ярости. Он заставил своего сына Шу разлучить влюбленных, из-за чего случилось несколько землетрясений!

Та, что могла не родиться

Но Нут уже носила под сердцем пятерых детей. Среди них была Исида и ее брат Осирис. Злопамятный Ра постановил, что ни один из этих детей не сможет родиться ни в один из двенадцати месяцев календаря. Но изобретательный бог Тот выиграл у Луны пять дополнительных дней, которые поместил после двенадцати месяцев. Благодаря ему Нут смогла родить Исиду в четвертый из этих дней (так называемых «эпагоменальных»). И все живое радостно восславило Тота.

Исида говорит о себе

«Я - мать всей природы, владычица всех стихий, перворожденная дочь веков, высшее из божеств, царица теней, повелительница небесных сил, единое проявление всех богов и богинь, чьей воле повинуются сияющие вершины неба, приветственные вздохи моря и скорбная тишина подземного мира». Слова Исиды, римская эпоха.

Исида и мифы об Осирисе

«Я восстановлю тело Осириса, я забальзамирую его и расправлю свои крылья над ним... Я зачну от него и произведу, Гора на свет», - так говорила Исида. Жизнь богини была омрачена ужасной семейной историей. Причиной этой трагедии стала зависть, которую бог Сет питал к своему брату Осирису. Исида, сестра и супруга последнего, не смогла помешать Сету убить брата: свой преступный замысел он вынашивал уже очень давно. Когда убийство произошло, Сет бросил гроб с телом брата в воды Нила. И начались поиски Исиды, приложившей все силы, чтобы вернуть останки Осириса. В этом акте любви и преданности ей помогала сестра - Нефтида. «Божественные плакальщицы», то есть две богини, сумели найти гроб и спрятали его в болоте Хеммиса. Однако Сет не оставил намерения покончить со своим братом. Он обнаружил тайник и расчленил тело Осириса на четырнадцать кусков, которые разбросал по всему Египту. Но Исида была упорна; она собрала эти куски и отдала их доброму богу Анубису. Бог-бальзамировщик восстановил тело. Пылающая супружеской любовью Исида зачала от своего возрожденного мужа самого знаменитого из египетских богов - Гора. Осирис стал владыкой загробного мира, а любящая и упорная Исида стала в глазах египтян совершенной женщиной.

Хитрая волшебница

Найденные исследователями тексты об Исиде говорят, что «ее сердце было более непокорно, чем у несметного числа людей, и более умно, чем у несметного числа богов». Так, с неутолимым любопытством Исида жаждала узнать тайное имя Ра, бога, сотворившего небо и свет. Ведь если бы она добилась своего, это во сто крат увеличило бы ее власть над остальными богами! В конце концов, чтобы выведать секрет главы египетского пантеона, богиня прибегла к удивительной хитрости. Вот как рассказывают об этом мифы: «Ра одряхлел и начал пускать слюни... Его слюна капала на землю. Исида взяла ее, смешала ее в ладони с землей и вылепила из нее змею, бросив затем на дорогу, по которой шел великий бог... И змея ужалила его!» Ра, испугавшись, позвал на помощь своих детей-богов: «Что-то, чего не знает мое сердце, ужалило меня... Мое сердце трепещет, и члены мои полны холода». Исида, как и все боги, покорная его воле, тотчас же явилась к нему и сказала: «Скажи мне свое имя, божественный отец, ведь тот, чье имя произнесут в заклинании, останется жив!»

Культ Исиды

Культ богини Исиды со временем стал почти повсеместным. Ей поклонялись везде: от всей территории Древнего Египта до отдаленных провинций Римской империи. Обряды, совершавшиеся во имя богини, с течением веков обросли тайнами, а стены храмов - легендами о «великой волшебнице».

В греко-римскую эпоху Исида была объектом всеобщего внимания. Птолемеи, продолжавшие политику своих предшественников-строителей, возвели в ее честь немало храмов. В этот период к югу от Асуана появилось святилище Дебод, которое в 1960 году было разобрано и возведено заново в Западном парке Мадрида. С конца эпохи фараонов и до начала римской эпохи еще несколько храмов были построены в Нубии. Храм Калабша (античное название - Талмис) был посвящен одновременно нубийскому богу Мандулису и Осирису с Исидой.

Но наиболее знаменит храм Исиды на острове Филе (по-египетски, П-и-лак). В связи с сооружением Асуанского водохранилища и угрозой затопления комплекс Филе был перенесен на другой остров, но нисколько не потерял своей величественности и романтичности. Решением застроить нильский остров Филе мы обязаны Нектанебу I, фараону из XXX династии. На середине острова в IV веке до н. э. начал возводиться большой храм, посвященный Исиде. Вскоре он стал одним из крупнейших мест культа Исиды в античном мире. Последующие фараоны только способствовали развитию культа «Божественной Супруги». Строительство продолжили римские императоры во II веке н. э. Храм был окончательно закрыт лишь в 537 году н. э. по приказу императора Юстиниана. Святилище погрузилось в забвение, а статуи из него перевезли в Константинополь. Гипостильный зал храма превратился в христианскую церковь - подтверждение тому, что культы Богородицы и матери-кормилицы Исиды были тесно связаны. И, несомненно, именно благодаря этой связи святилище Филе смогло просуществовать так долго, даже тогда, когда на смену политеизму пришла монотеистическая религия.

Исида с младенцем

Сидящая Исида, одетая в облегающее платье, держит на коленях маленького Гора и кормит его грудью. Парик в виде хищной птицы был, согласно древним верованиям, отсылкой к ее материнской роли. Эти статуэтки Исиды с младенцем чаще всего изготавливались по обету. На подставке одной из них мы можем прочесть посвящение: «Да даст почитаемая Исида, мать бога, жизнь и здоровье Кен-Хору, сыну Пади-Нейт, рожденному Херибу-Уаджит».

Исида посещает левую ногу Осириса

Легенда гласит, что после того, как Осирис был расчленен и куски его тела разбросаны по стране, левая нога, найденная Исидой, хранилась к западу от Филе, на острове Биге. Этот остров, погруженный в безмолвие, жрецы называли "иу-уаб" (чистый остров). Они организовали встречу Исиды с мощами покойного супруга. Отныне Исида - вернее, ее почитаемая статуя с Филе - каждые десять дней отправлялась на священной ладье к Осирису для Жертвенного возлияния молока. Это посещение имело совершенно особое значение, ведь именно здесь каждый год раньше всего слышали рев прибывающей воды. Знак приближающегося наводнения связывали с возрождением Осириса и природы, произошедшим благодаря Исиде. Красивый каменный павильон, построенный при римском императоре Траяне для священной ладьи Исиды, стал самым знаменитым памятником комплекса на острове Филе.

Дельта: распространение культа Исиды

На другом конце страны, в дельте Нила, фараоны XXX династии питали к Исиде не меньшее почтение. Так, поселение Бехбейт-эль-Хагар прославилось одним из крупнейших храмов, посвященных этой богине. Сегодня он полностью разрушен, хотя был сложен из гранитных блоков. Предполагается, что стиль барельефов, украшавших его стены, повлиял на декор храмов греко-римского мира. Кстати, именно в Риме, в главном святилище Исиды, построенном намного позже храмов Дельты, при императоре Калигуле, был обнаружен скульптурный каменный блок из храма Бехбейт-эль-Хагара. Это неопровержимое доказательство тесного контакта религиозных миров Древнего Египта и могущественного Рима. Кроме того, на стенах одной из вилл Геркуланума, города неподалеку от Помпей, нашли фреску с Исидой. Она изображена так точно, что можно с уверенностью предположить: художник уже видел подобные рисунки в кампанийском городе. Вернемся к Египту: даже в Гизе, знаменитой своими пирамидами, городе, который никогда не покидали люди, в саисскую эпоху (при XXVI династии) был храм Исиды. Недаром богиню называли «владычицей пирамид». Поклонялись ей и жители Александрии. Этот портовый город, производивший и экспортировавший предметы культа Исиды в греко-римский мир, способствовал распространению веры в «великую волшебницу». От греческих территорий до самых отдаленных провинций Римской империи, везде почитали таинственным образом зачавшую Исиду, кормилицу и любящую мать. И, судя по всему, в рассказе о Рождестве Христовом христианская религия кое- что почерпнула из этого мифа.

Исида, богиня всемирного культа

«Я - единая сущность, которую чтит весь мир в разных образах, под изменяющимися именами и совершая разные обряды: одни зовут меня Юноной, другие - Беллоной, третьи - Гекатой, четвертые - Рамнусией. Но народы двух Эфиопий и египтяне, сильные своим древним знанием, чтят меня подходящим мне культом и называют меня истинным именем - Царица Исида». (Слова Исиды, римская эпоха).

Эпитеты Исиды

Скорбные события, которыми был отмечен жизненный путь богини, отразились в ее эпитетах: прежде всего, она - «великое божество», «повелительница жизни» как новорожденного, так и умершего. Разве не она вернула к жизни своего мужа? Исида - «божественная кормилица» царя, ведь Гор, которого она держит на коленях и кормит грудью, по древним верованиям, воплощается в каждом фараоне. Как примерную супругу, ее именуют «безутешной вдовой», «той, кто ищет». В мифе, где богиня возвращает умершего к жизни, она уподобляется наводнению Нила, которое каждый год приходит из Нубии, чтобы оживить иссохшие земли возлюбленного Египта: она - «владычица Нубии». И наконец, Исиду называют «великой волшебницей» из-за ее могущества.

Исида-Сотис, богиня- звезда

Очень давно, на заре истории Древнего Египта жрецы-астрономы, составлявшие солнечный календарь, заметили в небе странное явление: исчезнув на семьдесят дней, звезда Сириус, которую египтяне называли Сотис, снова появлялась на уровне горизонта, и тут же всходило солнце. Сегодня это явление называют гелиакическим восходом. Люди заметили, что гелиакический восход Сириуса совпадал с началом ежегодного паводка на Ниле. И тогда звезда стала считаться пророчицей, предвестницей события, которого ждал весь Египет. Вода, целые потоки воды, наконец насыщала на несколько месяцев выжженную беспощадным солнцем землю. Будучи богиней-подательницей пищи, Исида очень быстро стала отождествляться с Сотис. «Я - та, кто дает благодатный паводок», - заявляет она. Иссушенный Египет нуждался в большом количестве воды, однако слишком сильный, как и слишком слабый паводок, мог ему навредить. От этого равновесия зависели все урожаи и, следовательно, существование целой страны. Гелиакический восход предвещал начало нового года, и Исида-Сотис стала его почитаемым символом.

Исида, защитница умерших

Исида, богиня, сумевшая воскресить своего мужа Осириса, коварно убитого завистником Сетом, естественным образом почиталась, как защитница всех умерших. И хотя по случаю похорон не существовало особых связанных с ней обрядов, она неизменно присутствовала на этих церемониях в виде изображений, которые древнеегипетские мастера рисовали или высекали на стенках саркофагов. Она оберегала людей от всех опасностей загробного мира, помогая им, как помогла однажды Осирису.

Так, например, мощный гранитный ящик, внутри которого помещался саркофаг Рамсеса III (Париж, Лувр), украшен изображением двух богинь: Нефтиды (в изголовье) и Исиды (в ногах). Супруга Осириса преклоняет колена над иероглифом «золото». Она простирает руки с большими крыльями коршуна в охранительном жесте. Эта поза напоминает один из главных символов богини: узел Исиды. Этот амулет похож на крест жизни анкх, однако отличается от него двумя свисающими концами.

Исида-врачевательница

Любовь, хотя и не лишенная властности, которую Исида питала к своему сыну Гору, а также способности к магии сделали эту богиню покровительницей матерей и их детей. Своими умениями, которым могла позавидовать любая женщина, она завоевала множество почитателей. Ведь Исида была способна спасти от любого яда, ее слов было достаточно, чтобы «вернуть жизнь в задыхающееся горло»! А ядовитые твари в Египте водились в изобилии! В этой пустынной стране, полной змей и скорпионов, дети подвергались постоянной опасности, и Исида, должно быть, часто слышала мольбы матерей, просивших вернуть жизнь их чадам.

Исида


Исида (Изида) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга , мать , а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.

Будучи очень древним, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты Нила. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исейоном (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. Вероятно, изначально она была локальным божеством Себеннита, но уже «Тексты пирамид» периода V династии указывают на ключевую роль этой богини в общеегипетском пантеоне. Изначально ассоциируясь с богом Гором, вследствие подъёма народного культа Осириса Исида выступает уже сестрой и женой Осириса и матерью Гора. Её первоначальные черты в период Нового царства переносятся на Хатор. В Гелиопольской теологической системе Исида, младшее божество эннеады, почиталась как дочь бога и богини , соответственно, как правнучка .

Исида и Осирис

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха («Об Исиде и Осирисе»), богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат . Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога сделала из них первую мумию. Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.

Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Гора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями , и , Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери разрешиться от бремени.

Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли змея, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени».

Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Гору, тем самым вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла Гору одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать владыкой Египта.

Исида и Ра

Исида, прослыв среди людей колдуньей, решила испытать свои силы и на богах. Для того чтобы стать госпожой небес, она решила узнать тайное имя . Она заметила, что Ра к тому времени стал стар, с уголков его губ капает слюна и падает на землю. Как настоящая колдунья она собрала капли слюны Ра, смешала её с пылью, слепила из неё змею, произнесла над ней свои заклинания и положила на дороге по которой ежедневно проходил солнечный бог. Спустя некоторое время змея укусила Ра, он страшно закричал, и все боги бросились к нему на помощь. Ра сказал, что несмотря на все его заклинания и его тайное имя, его укусила змея. Исида пообещала ему, что исцелит его, но он должен сказать своё тайное имя. Бог солнца сказал, что он Хепри утром, Ра в полдень и Атум вечером, но это не удовлетворило Исиду. И тогда Ра сказал: «Пусть Исида поищет во мне, и моё имя перейдёт из моего тела в её». После этого Ра скрылся от взора богов на своей ладье, и трон в Ладье Владыки Миллионов Лет стал свободен. Исида договорилась с Гором, что Ра должен поклясться в том, что расстанется со своими двумя Очами (Солнцем и Луной). Когда Ра согласился с тем, чтобы его тайное имя стало достоянием колдуньи, а его сердце вынуто из груди, Исида сказала: «Истекая, яд, выходи из Ра, выходи из Ра и засияй на его устах. Это заклинаю я, Исида, и это я заставила яд упасть на землю. Воистину имя великого бога взято у него, Ра будет жить, а яд умрёт; если же яд будет жить, то умрёт Ра».

Символы Исиды

Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом , в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка .

Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет — «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Как и , Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной. Небесные проявления Исиды — это, прежде всего, звезда Сепедет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчлененного Сетха с помощью своих спутников — крокодилов. Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Ещё одно воплощение Исиды — богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса. Сторона света, которой повелевает богиня — запад, ее ритуальные предметы — систр и священный сосуд для молока — ситула. Вместе с Нефтидой, Нейт и Селкет, Исида была великой покровительницей умершего, своими божественными крыльями защищала западную часть саркофагов, повелевала антропоморфным духом Имсети, одним из четырёх «сыновей Гора», покровителей каноп.

Похожие статьи

© 2024 vishaja-kategorija.ru. АстроМистика - Информационный портал.