Миф о титане Атланте – поддерживающем небесный свод. Помог Гераклу добыть яблоки в саду Гесперид, дочерей Атланта. Мифы о происхождении богов Древней Греции (Теогония) Кто такие титаны

Очень рано начались попытки сгруппировать мифы о многочисленных богах Древней Греции посредством генеалогий, привести представления о них в систему, соответствующую ходу явлений действительного мира. В этих теософических построениях религиозных понятий физические перевороты, следы которых были еще видны или сохранялись отголосками древних мифов, были представляемы в виде войн, которые вели между собою разные племена или поколения богов, и из которых победителями вышли и Зевс , и другие олимпийские боги, овладевшие вселенною и давшие ей нынешний её порядок. Итак, мифы о происхождении богов Древней Греции представляли космос в нынешнем совершенстве его благоустройства результатом долгого развития от грубых стихийных начал в стройный организм; ход истории вселенной был по воззрению греков восхождением, а не ниспаданием, – улучшением, совершенствованием, а не порчей. Светлая область эфира (неба) была во всех мифах о богах Древней Греции важнейшим отделом вселенной; кто обладает сияющим престолом царства неба, тот владыка и всей остальной вселенной; все во всей вселенной получает вид, сообразный с качествами того, кто владычествует в области эфира. Древнейшие мифы о происхождении богов и вселенной собрал Гесиод . Он был родом из беотийского города Аскры. Его систематический свод мифов называется «Теогонией ». Это поэма. Краткое содержание Теогонии таково:

Начало происхождения богов

Первоначально, до возникновения богов, существовал Хаос, бесформенное первобытное пространство, в котором находились Тартар (материя, мрачная пустот») и Эрос (Eros, Эрот, порождающая сила). Движения Тартара под влиянием Эроса породили Эреб (первобытный туман) и Ночь. В них стал действовать Эрос, и они породили Эфир и день (Гемеру). Материя, находившаяся в Хаосе, сложилась в первую богиню – «широкогрудую» Гею (землю), мать и питательницу всего, производящую все живое, и принимающую снова в свое темное лоно все производимое. Гея, поднявшись, породила Урана (звездное небо), и он распростерся сводом над нею; опустившись, она породила море (Понт), и оно распростерлось под нею; породила она и горы.

Происхождение титанов

Потом началась следующая стадия происхождения древнегреческих богов. Во вселенной вновь начал действовать Эрос, влекущий к соединению мужской и женский элементы, и она, сочетавшись с распростертым над нею Ураном, породила богов; эти боги были Титаны, Циклопы и Гекатонхейры, – вулканические и нептунические силы природы, деятельность которых еще продолжалась на континенте Греции, и в особенности на островах, но казалась уж ослабевшей сравнительно с тем, какой она была прежде. Титанов было двенадцать: шесть мужского пола и шесть женского. Некоторые из них избрали жилищем небо, другие землю, третьи море. Поселившиеся в море титан и титанка были Океан и Тетис (вода), из которой по другим теогоническим системам произошло все. По мифам о происхождении богов Древней Греции, Океан – река, текущая кругом земли и охватываемого землею моря; это глубокий и кольцеобразный пояс текущей воды; течение его – круговое; он граница мира, а сам он безграничен. Когда понятие о реке Океане олицетворяется в образе Титана, этот бог, сохраняющий за собою имя Океана, добрый, кроткий старик. Этот титан и его жена, прародительница рек и потоков, живут на далеком западе, который вообще был в древнегреческих мифах страной чудес. Все реки, стремящиеся по ущельям, подобно могучим быкам или победоносным героям, пролагающим себе путь чрез преграды гор, все тихие реки равнин, все ручьи и источники считались в мифах Древней Греции сыновьями и дочерьми богов Океана и Тетис. Перворожденными детьми их были Стикс и Ахелой. Стикс (по-гречески, имя женского рода) был Черной рекой; её олицетворение, древнегреческая богиня Стикс, жила на отдаленном западе, где скрывается солнце, где страна ночи; её жилищем был стоявший между скал великолепный дом с серебряными колоннами, подымавшимися до самого неба. В мифах Древней Греции она была хранительницею текущей в мрачном ущелье священной реки, водами которой клялись боги, когда давали ненарушимое обещание. – Ахелой, «серебристая река», был в мифологии представителем рек, питающих растительность. Источник этой священной, великой реки древнегреческие мифы располагали у Додоны, и орошаемая Ахелоем Додонская область, отчизна пеласгов, была «исполнена травы и хлеба, коз, овец и стад ходящего тяжелым шагом рогатого скота». У Океана, где сад Гесперид и где источники амброзии, сочетался Зевс с Герою, богинею облаков, царицею неба, которую воспитала Океан и Тетис.

На сияющем небе, согласно древнегреческой мифологии, жили титан Гиперион «высокоходящий» и титанка Тейя (блеск); от них родились боги Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря; Эос по-гречески слово женского рода); тоже на небе жила другая чета, Кей и Феба (светлая), родители Лето (ночной тишины) и Астерии (Звездного света). Детьми титанки Эос были боги-Ветры; их было четыре: Зефир, Борей, Нот и Эвр.

По мифам о происхождении богов Древней Греции, из титанов и титанок, живших на земле, некоторые была олицетворениями человеческих качеств и фазисов человеческого развития; такое значение имели Япет и его сыновья, которые тоже называются титанами: Атлас (или Атлант), поддерживающий небо; надменный Менетий; хитроумный Прометей ; слабоумный Эпиметей; представления о них дали богатый материал для глубокомысленных мифов и великих произведений древнегреческой поэзии. Титанки, жившие на земле, были олицетворениями благотворных сил, дающих человеческой жизни благоустройство или благородные наслаждения; таковы были Фемида, богиня справедливости, законного порядка; дочери её и Зевса были в мифах о богах Древней Греции Оры (Horai, часы суток, времена года), богини правильного хода годичных перемен в природе и правильного устройства человеческой жизни; Эвринома, мать Харит (Граций), богинь всего милого, привлекательного в природе и в человеческой жизни: веселья, красоты, изящества; Мнемосина, чьими дочерьми от союза с Зевсом были богини пения, музы; грозная Геката, богиня судьбы, пользовавшаяся очень большим уважением; ей первой из всех божеств молились приносящие жертву искупления; от неё исходило благо и зло людям. Впоследствии Геката стала в мифах Древней Греции богинею дорог и перекрестков; перекрестки были местом погребения, и на них, близ гробниц, при таинственном свете луны, являлись привидения; потому Геката стала ужасною богинею чародейства и призраков, сопровождаемых завыванием собак.

Циклопы и гекатонхейры

В мифах о происхождении богов Древней Греции Гея кроме титанов родила от брака с Ураном Циклопов и Гекатонхейров. Циклопы, великаны с большим, круглым, огненным глазом посредине лба, были олицетворениями туч, сверкающих молнией. Их было три. Трое было и Гекатонхейров, «Сторуких» великанов, которыми олицетворялись землетрясения и бурные волны моря, заливающие землю. Эти громадные чудовища были так сильны, что, по мифам о происхождении богов, сам Уран стал опасаться их; потому он связал их и низверг в глубину земли; они теперь неистовствуют в недрах её, производят извержения огнедышащих гор и землетрясения.

Циклоп Полифем. Картина Тишбейна, 1802

Оскопление Урана Кроном

Гея, страдая от этого, решила отомстить Урану. Она сделала из железа большой серп и дала его Крону , самому младшему из титанов, который один из всех них согласился исполнить замысел матери. Когда Уран спустился ночью на ложе Геи, Крон, спрятавшийся подле того места, отрезал серпом и отбросил половой член отца. Гея восприняла капли крови, упавшие при этом, и от них родила трех Эриний, гигантов и мелийских нимф. В мифах Древней Греции, Эринии, у которых вместо волос на голове были змеи, ходят с факелами по всей земле, преследуя и наказывая злодеев; их три: Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Гиганты и мелийские нимфы были в мифах Древней Греции олицетворения мщения, насилия, кровопролития. Отрезанный у Урана половой член упал в море и носился по волнам; из белой пены этих волн родилась Афродита (Анадиомена, «подымающаяся из воды»), составлявшая прежде часть существа Урана (бывшая Ураниею), теперь сделавшаяся особым существом. Уран проклял титанов. – По мнению учёного Преллера, Крон вначале был в Древней Греции богом созревания хлеба и стал олицетворением времени, идущим незаметным ходом к поре созревания, и быстро срезывающим то, что созрело, «бог иссушающего зноя, которым прекращаются дожди его отца, неба».

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

Происхождение Нерея и божеств моря

Согласно мифам о происхождении богов, Гея имела детей и от сожительства с Понтом, морем. Первым из этих её детей был Нерей, добрый, благосклонный к людям, морской бог, отец многочисленных дочерей, Нереид, прекрасных морских нимф, бывших олицетворениями спокойного моря, тихих заливов, светлой жизни у безопасных бухт. Следующие дети Геи от сожительства с Понтом, сыновья Таумас и Форкид и дочь Кето были олицетворениями величественных и ужасных явлений моря. Дочерью Форкида и океаниды Электры («блестящей») была Ирида, радуга; другими дочерьми их были в древнегреческих мифах Гарпии, богини разрушительных бурь, вихрей, смертей.

Геракл и Нерей. Беотийский сосуд ок. 590-580 до Р. Х.

Грайи, Сцилла и Горгоны

От сожительства Форкида и Кето родились уродливые Грайи , страшные чудовища Сцилла и Горгоны ; они жили на краю вселенной, где заходит солнце, в стране Ночи и детей её. – Грайи, три сестры, были уж при самом рождении седыми старухами; все три, они имели только один глаз и один зуб, которыми пользовались поочередно. Горгоны, из которых самою ужасною была Медуза , были крылатым чудовища с человеческими головами, на которых вместо волос были змеи, и с таким страшным выражением лица, что от взгляда их все живое превращалось в камень.

Сцилла. Беотийский краснофигурный кратер второй половины V в. до Р. Х.

Геспериды и Атлант

Неподалеку от Горгон, у границы вечного мрака жили Геспериды, дочери Ночи; их пение было прекрасно; они жили на очаровательном острове, до которого не достигали мореплаватели, и где благодатная земля производит превосходнейшие свои дары богам»; Геспериды стерегли золотые яблоки, которые росли на этом острове. По соседству с садами Гесперид стоял титан Атлас (Атлант) , олицетворение Атласского хребта; он держал на голове, поддерживая и руками, «широкий свод небесный». – Мать Гесперид, Ночь, была благая богиня, родившая свет; в конце каждого дня она, осеняя землю своими влажными крыльями, дает сон всей природе.

Мойры

Мойры, богини рождения и смерти людей, были или также дочери Ночи, или дочери Зевса и Фемиды. В мифах Древней Греции их было три: Клото пряла начало нити жизни человека, Лахесис продолжала прядение начатой сестрою нити, Атропос (неотвратимая) перерезала нить. Богини судьбы человека, они была хранительницами законов необходимости, на действии которых основывается порядок, благоустройство в природе и в человеческом обществе.

Танат и Керы

Детьми ночи также были неумолимый бог смерти, Танат, и страшные Керы, богини судьбы, главным образом той судьбы, которая дает людям смерть в битвах; на полях битв они «ужасные видом, в кровавой одежде», волочили и терзали раненых и убитых.

Бог Крон

Уран, небо, дающее дождь, который оплодотворяет землю, был, согласно мифам о происхождении богов Древней Греции, лишен владычества Кроном, олицетворением той силы неба, которая дает созревание плодам земли. Крон стал владыкой; его правление было золотым веком; тогда «вечно были зрелые плоды, и вечно была жатва». Но проклятие отца отняло у него силу обновляться юностью, потому он в мифах о происхождении богов – символ старости, бледный, иссохший старик, с седыми волосами и длинною бородою, согнувшийся, мрачный. Ему было предсказано, что его дети низвергнута его, как низверг он отца; потому он поглощал всех детей, которых рождала ему его жена, Рея, олицетворение производительной силы гор и лесов, «мать-гора», впоследствии отожествленная с фригийскою богинею природы, Кибелой, основательницей городов, носившей корону, сделанную в виде городской стены.

Зевс и борьба богов с титанами

По древнегреческим мифам, Крон поглощал всех своих детей; но когда родился последний сын, Зевс , мать дала Крону проглотить обвитый пеленками камень и спрятала прекрасного младенца в пещере. Нимфы кормили его там молоком и медом, а куреты и корибанты – олицетворение грозовых туч – плясали кругом, ударяя копьями о щиты, чтобы плачь малютки не был слышен родителю. Зевс быстро вырос и при помощи хитрости Реи принудил отца извергнуть поглощенных детей. Извергнут был и проглоченный им камень; Зевс поставил его «для вечного воспоминании в Дельфах «на извилистом склоне Парнаса». Зевс освободил циклопов; они дали ему гром и молнию, и он, по древнегреческим мифам о происхождении богов, начал борьбу с Кроном за владычество над вселенною.

"Зевс из Отриколи". Бюст IV в. до Р. Х.

Все боги Древней Греции приняли участие в борьбе; одни стали на сторону Крона, другие на сторону Зевса. Десять лет длилась война богов. Лагерь титанов был на Отриде, лагерь божеств младшего поколения на Олимпе. В основании древнегреческого мифа об этой «войне с титанами» (Титаномахии) лежат, быть может, воспоминания о землетрясениях, при которых образовался прорыв приморского хребта, Темпейское ущелье, и воды фессалийской равнины получили сток в море. Под ногами сражавшихся богов дрожала земля до глубины Тартара. Бог Зевс проявил наконец всю свою силу, непрерывно метал молнии, так что запылали все леса, вся земля была объята огнем, море кипело; глаза титанов были ослепляемы блеском молнии, и подвигнулся сам древний Хаос в глубине своей, думая, что пришел час владычества его, что низвергнутся в него и небо и земля. Но титаны всё еще держались неодолимо. Зевс призвал на помощь себе сторуких, пятидесятиголовых гекатонхейров; они стали бросать на титанов громадные скалы, по триста скал разом, и низвергли титанов в Тартар, который настолько же глубоко внизу под землею, насколько отстоит в вышину от неё небо. По древнегреческим мифам, низвергнутые титаны были окованы там цепями. Но не все титаны были против Зевса; Фемида, Океан и Гиперион сражались за него и были приняты в число небожителей.

Раздел вселенной между Зевсом, Посейдоном и Аидом

Победа была отпразднована блестящим праздником, с военными плясками и играми. После того – продолжают мифы о происхождении богов Древней Греции – сыновья Крона разделили между собою, – или по жребию, или по выбору, – владычество над вселенной. Зевс получил верховную власть на небе и на земле, Посейдон владычество над морем и всеми водами; Аид (Плутон) стал владыкою в глубине земли, где темные жилища умерших. Земля и Олимп остались общим владением всех богов и богинь. Но некоторые из них взяли под особенное свое покровительство те страны и города, которые особенно любили, и в которых были особенно чтимы. Низвергнутые в Тартар титаны остались там, окованные цепями. Посейдон оградил Тартар крепкою стеною с медными воротами . Гекатонхейры, страшные силы землетрясения, в древнегреческих мифах стерегут титанов, чтоб они не вырвались из Тартара, не разрушили светлый мир олимпийских богов. И остались навеки в Тартаре титаны, дети прогневанной земли, беспорядочные, злые элементы природы, противившиеся владычеству богов и нравственному благоустройству жизни. Так повествовали древнейшие мифы о происхождении богов. Но когда нравы древних греков смягчились, поэзия освободила титанов из мрака и неволи, перенесла их на острова Блаженных, поставила там «древнего» бога Крона царем над избранными усопшими древних блаженных времен.

Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

Тифон

Зевсу пришлось отстаивать свое владычество против новых врагов. Гея сочеталась с Тартаром и родила последнее свое дитя, самое ужасное из всех, Тифона (или Тифея), олицетворение газов, рвущихся из недр земли и производящих вулканические перевороты. В древнегреческих мифах это было колоссальное чудовище, имевшее сто драконовых голов с черными языками, пылающими глазами и ужасно было шипение его голов. Тифон был самым страшным из всех врагов, какие воевали с олимпийцами. Он едва не овладел вселенною. Зевс поражал его молниями. Борьба была такая, что от неё дрожали высоты Олимпа и недра земли до глубочайших её оснований. Зевс наконец отбил молниями все головы чудовища, и оно упало; тело его запылало таким огнем, что земля сделалась горяча, как распаленное железо, и расплавлялась и текла. Зевс низверг безголовое, но живое чудовище в Тартар. Но и оттуда Тифон шлет гибель на землю и на море, испуская знойные ветры и другие вредоносные действия зноя.

Борьба богов с гигантами. Пергамский алтарь

Титаны · боги первого поколения, рожденные от брака земли Геи и неба Урана; их
шесть братьв (Гиперион, Иапет, Кой, Крий, Крон, Океан) и шесть сестер-титанид (Мнемосина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида), вступивших в брак между собой и породивших новое поколение титанов: Прометей, Гелиос, музы, Лето и других. Имя "титаны", связанное, возможно, с солнечным жаром или владычеством, догреческого присхождения.

Младший их титанов, Крон, по наущению своей матери Геи серпом оскопил Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость и занял место верховного бога среди титанов. Родившемуся от Крона и Реи Зевсу, в свою очередь, было суждено лишить власти отца и стать во главе нового поколения богов - олимпийцев. В процессе титаномахии отразилась борьба догреческих богов балканского субстрата с новыми богами вторгшихся с севера греческих племен.

Титаны первого поколения:

Гиперион · супруг своей сестры Тейи, отец Гелиоса, Селены, Эос. Гиперион - "сияющий" бог, букв. "идущий наверху", то есть по небу и потому отождествляется с Гелиосом - нередко у Гомера, в эллинистическо-римской мифологии - постоянно; сыновья Гелиоса именуются гиперионидами.

Иапет · супруг океаниды Климены, которая родила ему Атланта, Менетия, Прометея и Эпиметея. По другим сведениям, они - сыновья Иапета и океаниды Асии. Иапет - участник титаномахии; был низринут Зевсом в тартар, разделив судьбу братьев-титанов.

Кой · брат и муж титаниды Фебы, родившей Лето и Астерию; дед Аполлона, Артемиды и Гекаты. Участвовал в титаномахии и был вместе с братьями сброшен в тартар.

Крий · отец титанидов Палланта, Астрея и Перса, дед Нике, Силы, Мощи и Зависти.

Мнемосина, Мнемозина · богиня памяти. Родила от Зевса муз - девять дочерей. Согласно сообщению Павсания, в Лейбадее (Беотия), вблизи пещеры Трофония, находились два источника: Леты - забвения и Мненосины - памяти. По традиции, пришедшие вопросить знаменитый оракул предварительно пьют воду из обоих источников, чтобы забыть о заботах и волнениях и запомнить услышанное и увиденное в пещере.

Тейя, Фейя · супруга Гипериона, мать Гелиоса, Селены и Эос.

Феба · сестра и жена Коя, ассоциировавшаяся иногда наряду с Селеной и Бендидой с луной. Она мать Лето и Астерии, бабка Аполлона и Артемиды. Феба считалась основательницей храма и оракула в Дельфах, который затем подарила внуку.
Девкалион (D e u k a l i w n) · прародитель людей, сын Прометея, муж дочери Эпиметея и Пандоры Пирры.

Когда разгневанный на людей "медного века" (вариант: на род человеческий из-за оскорбившего его Ликаона, Ovid. Met.) Зевс решил уничтожить всех людей и наслать на землю потоп, правивший городом Фтия в Фессалии Девкалион и его жена Пирра были единственными праведниками, которым царь богов разрешил спастись. По совету Прометея Девкалион построил большой ящик ("ковчег"), на котором он и Пирра спаслись во время девятидневного потопа, уничтожившего все человечество. На десятый день Девкалион увидел гору Парнас и высадился на ней (вариант: Девкалион высадился на горе Этна.

Принеся жертвы Зевсу-Фиксию ("Дающему убежище"), Девкалион получил от него совет, как возродить человеческий род (другой вариант: этот совет был дан ему оракулом Фемиды у подножия Парнаса, Ovid. . Закутав головы и распустив пояса, Девкалион и Пирра должны были бросать через голову "кости праматери". Догадавшись, что "костями праматери" божество называет камни - кости всеобщей матери людей Земли, Девкалион выполнил приказ. Из камней, брошенных Девкалионом, возникали мужчины, Пиррой -женщины

У Девкалиона и Пирры также родились дети: Амфиктион, Протогенея и Эллин, ставший родоначальником греческих племен. Впоследствии Девкалион спустился с гор, основал святилища Зевса в Локриде и в Афинах, где и был похоронен

Несмотря на различия в локальных вариантах, миф о Девкалионе в основных чертах един и весьма близок к распространенным по всему Средиземноморью мифам о страшных потопах (библейский миф о Ное и др.).
Пандора (P a n d w r a, "всеми одаренная") · первая женщина, созданная Афиной и Гефестом. Зевс, разгневанный тем, что Прометей похитил для людей огонь у богов, решил отомстить людям и приказал создать женщину. Пандора должна была по замыслу Зевса принести людям соблазны и несчастья.

Гефест слепил ее, смешав землю с водой, Афина одела ее в серебряное платье и увенчала золотым венцом. По другой версии Гесиода, ее одаривают хариты, среди которых Пейто ("убеждение"), оры; Гермес вкладывает ей в грудь лживую и хитрую душу. Женщину назвали Пандора, так как все боги оделили ее дарами. Пандора соблазнила недалекого Эпиметея - брата Прометея, хотя тот и уговаривал его ничего не принимать в дар от Зевса.

Когда Пандора открыла сосуд, врученный ей богами, в который были заключены пороки и несчастья, по земле расползлись болезни и бедствия. Только надежда осталась на дне сосуда, так как женщина захлопнула крышку; так люди были лишены даже надежды на лучшую жизнь.

Дочь Пандоры и Эпиметея - Пирра и сын Прометея Девкалион стали супругами и по воле богов пережили потоп.

В мифе о Пандоре - очевидная дискредитация женского начала как губительного и лживого в эпоху утверждения патриархата.

Титаны второго поколения:

Астерия · титанида, богиня-звезда, дочь титанов Коя и Фебы, сестра Лето (матери Аполлона и Артемиды). Супруга титанида Перса, вместе с которым они породили богиню мрака, ночных видений и чародейств Гекату.
Астрей · сын титана Крия и Эврибии, брат Палланта и Перса, супруг богини утренней зари Эос, отец ветров Борея, Нота, Зефира и звезд.

Менетий, Менойтий · сын титана Иапета и океаниды Климены (либо Асии), брат Прометея, Эпиметея и Атланта. Во время титаномахии Менетий был поражен перуном Зевса и сброшен в тартар.

Паллант · сын титана Крия и Эврибии, брат Астрея и Перса. От брака Палланта с океанидой Стикс родились Нике (победа), Сила, Мощь и Зависть.

Перс · сын титана Крия и Эврибии, брат Астрея и Палланта; супруг титаниды Астерии, отец богини волшебства и чародейства Гекаты.

Эпиметей · сын титана Иапета и океаниды Климены (или океаниды Асии), брат Прометея, Атланта и Менетия. Эпиметей отличался недалеким умом (букв. "крепкий задним умом") и взял себе в жены посланную ему Зевсом Пандору, забыв о наставлениях Прометея ничего не принимать от олимпийского громовержца. Дочь Эпиметея и Пандоры Пирра стала супругой сына Прометея Девкалиона, и по воле богов они были единственными людьми, пережившими потоп.

Атлант (A t l a z) · титан второго поколения, сын Иапета и океаниды Климены (по другой версии - Асии), брат Прометея. Древнее доолимпийское божество, отличающееся мощной силой. После поражения титанов в титаномахии в наказание боги заставили Атланта поддерживать на крайнем западе вблизи сада Гесперид небесный свод; омывающий это место океан получил название Атлантического.

Как рассказывает один миф, именно Атлант помог Гераклу добыть яблоки Гесперид, переложив на него свою ношу: тяжело было держать небесный свод, утомился Атлант, и тут появился Геракл, которому необходимо было попасть в сад Гесперид, дочерей Атланта, и сорвать яблоки, придающие молодость тем, кто их съест. Подобраться к этим яблокам было практически невозможно, так как их охранял многоглавый змей. Титан захотел помочь Гераклу, но еще больше он хотел хоть на какое-то время освободиться от своей ноши. "Подержи небесный свод за меня, а я схожу за яблоками к своим дочерям", - предлагает Атлант Гераклу. Герой согласился, а когда же вернувшийся с яблоками Атлант не захотел вновь взвались на себя небесный свод, Геракл его обманул, дав по совету Прометея Атланту как бы на время подержать ношу, пока сам не сделает подушку и не подложит ее под тяжесть неба. Так Атлант и продолжал держать на своих могучих плечах невыносимо тяжелый небесный свод, пока боги и титаны окончательно не примирились.

Другой миф сообщает, что Персей превратил Атланта в скалу, показав ему голову горгоны Медузы; отсюда представление об Атласе - горе на северо-западе Африки.

Дочерьми титана и его супруги, океаниды Плейоны, считаются плеяды и гиады: Атлант отождествляется с аркадским царем, отцом Майи и дедом Гермеса. Дочерью мудрого "кознодея" Атланта, живущей на острове Огигия, является нимфа Калипсо, державшая семь лет в своей власти Одиссея.
Диона (D i w n h) · титанида, дочь Геи и Урана или одна из океанид. У Гомера Диона - супруга Зевса и мать Афродиты; одно из имен Афродиты - Диона. Позднее она ассоциировалась с Герой.
Лето (L h t w) · дочь титанов Коя и Фебы, родившая от Зевса Аполлона и Артемиду. Имя Лето сближали с корнем led, leth, указывающим на "ночь" и "забвение", тем более, что мать ее Феба - луна, а сестра Астерия - звезда. Однако, вероятнее всего, - это божество догреческого происхождения, и мифы о Лето восходят к догреческим малоазийским корням, а имя ее связано с ликийским lada, "жена", "мать". По сообщению Страбона, на реке Ксанф в Ликии (Малая Азия) был храм Лето, на острове Родос ей была посвящена роща, на Крите город с догреческим населением, названный именем Лето. Возможно, этим негреческим происхождением богини объясняется ее незаконная связь с Зевсом, преследование ее Герой и особенно трудности при рождении близнецов, когда ни один клочок суши не смел принять гонимую Герой Лето.

В мифах создан образ Лето как страдающей матери, "вечно милой", "самой кроткой", которая благодаря своим детям заняла почетное место на Олимпе. Лето изображается и прославляется как мать и жена. В гомеровском гимне описывается картина долгих странствий богини по материку и островам греческого мира, ее просьба к Делосу стать ей пристанищем и обещание прославить остров великолепным храмом. Девять дней мучается Лето в тяжелых схватках, вокруг нее "лучшие среди богинь" - Фемида, Рея, Амфитрита, Диона и другие. Злобная ревнивая Гера задержала свою дочь, богиню родов Илифию под облаками на Олимпе. Через Ириду богини одаривают Илифию ожерельем, и тогда с ее помощью, вслед за своей сестрой Артемидой, на свет появляется Аполлон. Опасаясь Геры, все отвергают Лето, и только остров Астерия (первоначальное название Делоса) приютил богиню, став священнейшим из островов; там под пальмами Лето родила своих детей. Согласно Атенею, на Делосе находилось древнейшее изображение Лето - грубый фетиш в виде неотделанного полена. Лето особенно любима своими детьми, которые оберегают ее и убивают тех, кто пытается оскорбить их мать - Тития, Пифона, детей Ниобы.

Лето, Аполлон и Артемида всегда единодушны, часто выступая против старшего поколения богов. Они вместе помогают троянцам в Троянской войне, что связано с их малоазийским происхождением. Аполлон спасает Энея и помещает его в своем храме "на вершине святого Пергама", а Лето и Артемида возвращают герою мощь и красоту. Гермес даже не пытается сразиться с Лето, признавая себя заранее побежденным. Сама же богиня, подобрав стрелы и лук Артемиды, побитой Герой, отправлятеся на Олимп, чтобы вместе с Зевсом утешить дочь. Великую гордость материнства испытывает Лето, когда на Олимпе в доме Зевса появляется Аполлон. Она помогает сыну снять оружие, усаживает его в кресло. И пока все боги трепещут от страха, встав со своих мест, а Зевс подносит сыну в золотой чаше напиток, Лето веселится, сердцем радуясь, что родила столь мощного сына.

Образ Лето - это образ богини-матери, прославленной в детях, воплощение материнской любви, преданности своим детям, самоотверженности в их защите; образец титанической стойкости в исполнении материнского долга. Она защищает их от гнева богов: когда Зевс хотел ввергнуть Аполлона в тартар за то, что тот перебил циклопов, Лето так настойчиво просила и умоляла громовержца, что наказание смягчилось: Зевс приказал Аполлону поступить на службу к смертному, царю Адмету, и целый год выполнять ту работу, какую ему поручат.
Прометей (P r o m h q e u z) · сын титана Иапета, двоюродный брат Зевса. Мать Прометея - океанида Климена (по другим вариантам: богиня правосудия Фемида или океанида Асия). Братья титана - Менетий (сброшен Зевсом в тартар после титаномахии), Атлант (в наказание поддерживает небесный свод), Эпиметей (супруг Пандоры). Среди его детей Девкалион (сын Прометея и Пандоры), супруг Пирры (дочери Эпиметея и Пандоры).

Имя Прометей означает "мыслящий прежде", "предвидящий" (в противоположность Эпиметею, "мыслящему после", "крепкому задним умом") и связано с производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, "размышлять", "познавать".

В образе Прометея несомненны черты древнего доолимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. Прометей олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Эллин - сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. Прометей не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Эсхил "Прометей прикованный",), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого Прометей сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он - сын Геи-Земли, отождествляемой с Фемидой, Эсхил "Прометей прикованный",). Мудрость, полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью), дерзость, граничащую с ловким обманом, он использует, покровительствуя жалкому роду людей, создателем которых он является по целому ряду свидетельств.

Прометей действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе ее трудного становления и борьбы с "чудовищами прежних времен" (Эсхил "Прометей прикованный"). Недаром он, несмотря на свое небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона, жест. Древнее хитроумие Прометея в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс.

С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости - Прометея и Зевса. Поэтому Прометей обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т.е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приемами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников - сторуких.

Мифы о Прометее связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Эсхил "Прометей прикованный", создания рода человеческого. Согласно ряду источников, Прометей как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и вод, да еще создал их смотрящими в небо, по подобию богов, но сделал это Прометей по воле Зевса. Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а Прометею и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому Прометей должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек "наг и не обут, без ложа и без оружия", Прометей крадет "премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнем, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться" (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, Прометей дарует человечеству технический прогресс;). Согласно Эсхилу (Эсхил "Прометей прикованный"), "все искусства у людей от Прометея", причем, оказывается, что он наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать.

в древнегреческой мифологии: гигант, вступивший в борьбу с богами

Альтернативные описания

В древнегреческой мифологии: один из богов старшего поколения сыновей Урана и Геи, вступивших в борьбу с богами младшего поколения (олимпийцами) и побежденных ими

2-й роман «Трилогии желания» Т. Драйзера

Ti, химический элемент, серебристо-белый металл, легкий, тугоплавкий, прочный, пластичный

Атлант в древнегреческой мифологии

Большой водонагреватель

Большой кипятильник для воды

Большой чайник, больше даже самовара

Выдающийся деятель, человек исключительного масштаба

Исполин, колосс

Итальянский автоматический пистолет

Кипятильник с внутренней топкой и переливом кипятка в отдельную емкость, используемый в железнодорожных вагонах

Металл века

Римский бог солнца

Самый большой из спутников планеты Сатурн

Спутник Сатурна, открыт Х. Гюйгенсом

Химический элемент, металл, названный в честь героя древнегреческого эпоса

Спутник Сатурна

Самовар в вагоне

Каждый из узников Тартара

Самый большой из спутников планет Солнечной системы

Кипятильник с мифологическим именем

Химический элемент, Ti

Выдающийся человек

Прибор для нагрева воды

Бог в древнегреческой мифологии

Химический элемент, металл

Космический корабль США

Гигант мысли

Нагреватель

Низвергнутый в Тартар

Персонаж греческих мифов

Металл под номером 22

Большой кипятильник

Легкий прочный металл

Атлант, Кронос

Бак для нагрева воды

Металл, Ti

. «выдающийся» нагреватель

Вагонный «чайник»

Послан Зевсом в Тартары

Предтеча ванадиия в таблице

Гигант мысли (перен.)

Менделеев его назначил 22-м по счету

Металл для дисков колес автомобиля

В таблице он после скандия

Нагреватель воды

Менделеев его назначил двадцать вторым по счету

Двадцать второй согласно Менделееву

Идущий следом за скандием в таблице

Кипятильник в вагоне

Кипятильник или металл

Металл номер двадцать два

Следом за скандием в таблице

. «бог» в поезде

Нагревательный бак в вагоне

Двадцать второй в шеренге химических элементов

. «самовар» для всего вагона

Каждый из сыновей Урана

. «самовар» в вагоне поезда

Между скандием и ванадием

Крей, криос, гиперион

Аппарат для нагрева воды

Металл для ракеты

Большой нагреватель

Двадцать второй металл в таблице

Что за химический элемент Ti?

Преемник скандия в таблице

. «вечный» металл

Металл, спутник или бог

Двадцать второй элемент

Химический элемент с позывным Ti

22 элемент таблицы Менделеева

Человек больших возможностей

Сын Урана и Геи

Бог«кипятильник»

Перед ванадием в таблице

После скандия в таблице

Двадцать второй обитатель периодической таблицы

. «богатый» кипятильник

До ванадия в таблице

В химической таблице он стоит двадцать вторым

Спутник Сатурна, самый крупный в Солнечной системе

Самый крупный спутник Сатурна

Роман Т.Драйзера

В древнегреческой мифологии гигант, вступивший в борьбу с богами

Мощный водонагревательный прибор

Химический элемент, серебристо-белый легкий и твердый металл

В греческой мифологии бог, сын Урана и Геи

Роман Т. Драйзера (1914)

Наименование химического элемента

Как только речь заходит о каких-то великанах или полумифологических гигантах, то в памяти тут же всплывают древнегреческие предания об исполинах и о борьбе с ними богов во главе с Зевсом - о титаномахии. Исчезнувший мир в греческих преданиях оказался мистическим образом связан с этими мифами о гигантах. На первый взгляд, связь здесь чисто мифологическая: Атлант был правителем Атлантиды. Поскольку Атлант считается персоной исключительно мифологической, то эта линия именно как исторический факт никем не рассматривалась. И, кажется, напрасно - чаще всего платье мировых мифов ткется из отрезов вполне реальной истории.

Платон называет Атланта не только правителем исчезнувшей страны, но и братом Посейдона. Здесь стоит напомнить генеалогию этих замечательных героев.

Титаны были первыми правителями земли, детьми Геи (Земли) и Урана (Неба).

Титаны, в отличие от олимпийских богов, фигурируют как достаточно абстрактные фигуры, нередко символизируя стихии или обобщение неких чувств. Например, сыном титана Океана и его дочери Стикс были Власть, Насилие, Ревность, Ника-Победа (все они выступили на стороне богов во время титаномахии).

Напомним вкратце, как разворачивались те грандиозные события, что описаны во многих греческих мифах. Уран возненавидел своих детей-титанов и повелел заточить их в темницу, оставаясь, таким образом, в недрах Геи-земли. Решив отомстить, Гея выковала чудесный серп и передала его одному из своих сыновей Крону. И этим серпом Крон отсек детородный орган у Урана и бросил его в море, из которого и родилась Афродита.

Крон же освободил братьев-титанов и женился на титаниде Рее. Таким образом, власть на земле и на небесах теперь целиком принадлежала титанам. Но и сам Крон оказался существом жестоким, он пожирал всех своих детей, что рождались от Реи.

И так бы он уничтожил их всех, если бы Рея вместо очередного ребенка не подсунула бы Крону камень, завернутый в пеленки, который тот и проглотил. Спасенного ребенка - и им был Зевс - укрыли на Крите и кормили молоком козы Амалфеи.

Когда же Зевс вырос, он не только заставил своего отца Крона изрыгнуть всех детей обратно, но и собрал богов для борьбы с Кроном и титанами. Так началась титаномахия - борьба богов с титанами. Гея помогла богам одержать победу, Крон был убит Зевсом, а все титаны были заключены в Тартар. Настало время богов.

Во время титаномахии Крон решил сделать именно титана Атланта предводителем титанов в борьбе с богами, а когда титаны были повержены, Атланта изгнали куда-то на Запад, где находится край света и растут сады Гесперид. В качестве наказания ему было определено держать на себе небо и землю.


Титан Атлант был поставлен «где-то на Западе», дабы держать небесный свод (Римская статуя, Неаполь, Национальный музей)


Где же располагался Атлант, «держа на себе небесный свод»? На первый взгляд, ответ на этот вопрос не должен вызывать особых разночтений: Атлант был поставлен где-то «на западном краю мира», как указывают самые ранние источники по этому вопросу - Гесиод и Пиндар в V в. Однако в источниках есть заметные расхождения, которые, как мы увидим позже, не только не случайны, но как бы содержат зашифрованное самой историей послание. Нередко указывается некая географическая абстракция: место на севере, населенное гиперборейцами - «людьми, что живут над северными морями», что, в общем, соответствует жизни «на краю земли». Но есть и другая особенность образа Атланта - он символизирует собой мудрость, что оказалась запрятанной от людей богами.

Атлант в своем тяжком труде изведал все тайны мироздания и оказался посвящен во многие знания, став, таким образом, образцом тайной мудрости, тяжелого труда и кары за попытку восстать против богов. И это же символ некоего «заточенного знания» древних поколений титанов, суть которого до сих пор покрыта тайной.

Обратим внимание: титаны во многих преданиях выступают не как враги рода людского (в большинстве преданий люди еще не фигурируют, они как бы не были тогда еще созданы), но как верховные существа. Более того, по некоторым мифам, именно титаны способствовали становлению людей. Легенда гласит, что когда боги создали людей из земли (или глины) и огня, они велели титанам Эпиметею и Прометею наделить людей разного рода способностями и благами. Эпиметей решил все сделать сам и наделил все живые существа, в том числе и животных, способностью к продлению рода, а также дал навыки защищать себя, распределив, таким образом, все поровну. Люди же после такого «дележа» оказались обделены: они оказались нагими и голыми. И именно это стало причиной того, что Прометей похитил у Гефеста огонь, а у Афины - долю ее мудрости, передав и то, и другое людям, за что и поплатился, будучи наказан Зевсом.


Как видим, здесь четко прослеживаются два сюжета. Во-первых, титаны участвовали в наделении людей способностями, то есть выступали как одни из созидателей и играли тем самым некую позитивную роль. Во-вторых, они передали людям часть божественного знания - мудрость и способность пользоваться огнем, то есть обогревать себя и готовить пищу, что сохранило род людской от вымирания. И, в-третьих, это поразительным образом повторяет изложение известного библейского сюжета. Люди в обоих случаях были созданы из глины или земли, и их покарали за то, что они выкрали у богов какое-то тайное знание: либо вкусили плод познания добра и зла, либо воспользовались божественной мудростью Афродиты. В любом случае люди взяли то, что было монополией богов (напомним, что в исходном варианте «Книги Бытия» в Библии речь идет также о «богах», а не о «боге»). И в обоих случаях за этим последовало наказание людей, причем одинаковое в библейском и греческом предании: чудовищный потоп, который смывает человечество.

Но это случилось несколько позже. По греческому мифу, потопу предшествует еще одно событие - гигантомахия или борьба богов с гигантами. Гиганты, по одному из мифов, родились из капель крови, упавших на землю, когда Крон отсек детородный орган своему отцу Урану. По другому преданию, Гея родила гигантов сразу после того, как были повержены ее дети - титаны, дабы отомстить богам за то, что те заточили ее детей в преисподнюю - Тартар. Таким образом, по греческому мифу, гиганты имели божественное происхождение, но при этом не обладали необходимой праведностью для того, чтобы находиться наравне с ними. Гиганты были ужасны: помимо огромного роста, они обладали устрашающей внешностью, у них были хвосты драконов, а вместо волос и бороды у них были клубки змей.


Но даже эти великаны были повержены воинством, которое собрал под своим предводительством Зевс. И здесь есть примечательная подробность. Хотя боги сражались отважно, но им никак не удавалось одолеть гигантов. И тогда, воспользовавшись пророчеством, им пришлось обратиться за помощью к смертному.

Им и стал Геракл. Так смертные стали вмешиваться в дела богов.

Безусловно, и в случае с титаномахией, и в сюжете о гигантомахии перед нами во всем цвете предстает пышный греческий миф со множеством подробностей, героев и разночтений. Но мы можем абстрагироваться от всех этих подробностей, сколь интересными они бы нам не показались. Для нас важнее другое - сама идея, заложенная в этих сюжетах.

Прежде всего, на земле какое-то время царствуют некие титаны, а затем и гиганты.

Причем титаны - существа не только огромные и могучие, но и мудрые. Если отложить в сторону чисто мифологическую подоплеку, то перед нами предстанет картина противостояния двух народностей или двух отрядов людей. Одни - высокорослые, с развитой культурой - были покорены и вытеснены другими, более многочисленными и агрессивными. Вероятно, они могли быть связаны и общим происхождением (строго говоря, лидер олимпийских богов Зевс и его соперники - титаны - восходят к единой Гее), но начали развиваться разными путями. Но это еще и не люди современного вида, которые возникнут позже, причем, как мы видели, не без участия титанов. И все эти перипетии приводят к тому, что люди будут по велению богов буквально смыты волнами потопа. И человечество обносится вновь, ему дадут еще один шанс на «послепотопное» существование, которое продолжается до сих пор.

Итак, общая канва сюжета о титаномахии ясна: мудрые титаны, восставшие против Олимпийских богов, были повержены, а их предводитель вынужден отныне поддерживать свод небес. Примечательно, что титаны предстают здесь в общем в виде позитивном, но все же они проигрывают битву, а их попытка помочь людям оканчивается уничтожением самих людей - потопом. Запомним пока этот сюжет - рассказ о поражении великанов встретится нам еще в другой культуре.

Титан Атлант сын Климены и Иапета. Его братьями были Эпиметей, Менетий и Прометей. Согласно мифу древней Греции титан Атлант или Атлас поддерживал столбы, которые подпирали небосвод. Такое наказание для него придумал верховный бог Олимпа Зевс, за участие в битве титанов против олимпийских богов. Титан был мужем океаниды Плейоны и отцом семи Плеяд, превращенных Зевсом в созвездия. Его детьми были также Геспериды, которые охраняли сад с золотыми яблоками. Эти яблоки помогали продлить жизнь и вернуть молодость. За ними послал Геракла царь Еврисфей. Сад охранялся змеем с несколькими головами, и с ним предстояло сразиться Гераклу. Но победить змея было невозможно, поэтому вместо сражения Геракл придумал хитрость. Он решил договориться с титаном Атлантом, отцом Гесперид, который мог свободно пройти в сад своих дочерей.

Геракл попросил Атланта сорвать в саду Гесперид золотые яблоки, за то, что он временно подержит на плечах небо. Атлант мечтал избавиться от своей непосильной ноши и согласился. Геракл взвалил на свои плечи небесный свод, а Атлант сорвал в саду Гесперид золотые яблоки и принес их. Но отдавать яблоки Гераклу и снова нести свою ношу ему не хотелось. Атлант сказал, что сам отнесет яблоки царю. Тогда Геракл обманул Атланта. Он попросил титана положить на землю яблоки и немного подержать небосвод, пока он подложит себе на плечи львиную шкуру. Атлант взял небесный свод снова на свои плечи. Геракл забрал яблоки, поклонился и ушел. Титану Атланту пришлось держать небосвод до тех пор, пока боги и титаны не помирились.

Фото: титан Атлант поддерживает небосвод.

На картинке выше — Атлант при исполнении.

На последующих фото — Атлант помогает Гераклу добыть яблоки в саду Гесперид.

Другой вариант мифа рассказывает, что Атлант отказал в гостеприимстве Персею. За это Персей превратил его в гору Атлас, которая по сей день носит его имя. Это хребет Атлас, расположенный в северной Африке. Имя титана Атланта стало нарицательным (в его честь названы Атлантический океан, горы Атлас, книга» Атлант расправил плечи»). Атлант отличался огромной силой и выносливостью. Мифы об этом титане интересуют также и современных людей. Сказания о богах и титанах дошли до наших дней, мы видим в них суть человеческой натуры. В мифах древних греков можно, и сейчас почерпнуть много мудрого и поучительного.

Похожие статьи

© 2024 vishaja-kategorija.ru. АстроМистика - Информационный портал.