Зачем философия современному человеку? Философия Философские школы Древней Индии

"Если ты не можешь изменить мир, измени отношение к этому миру", - говорил Луций Анней Сенека.

К сожалению, в современном мире сложилось мнение, что философия - наука второго сорта, оторванная от практики и жизни в целом. Этот печальный факт наводит на мысль о том, что для развития философии необходима ее популяризация. Ведь философия - это не абстрактные, не далекие от реальной жизни рассуждения, не смесь различных концептов, выраженных заумными фразами. Задачами философии являются в первую очередь передача информации о мире в определенный момент времени и отображение отношения человека к миру вокруг него.

Понятие философии

Философия каждой эпохи, как говорил Георг Вильгельм Фридрих Гегель, заключена в сознании каждого отдельного индивидуума, зафиксировавшего эту эпоху в своем мышлении, сумевшего вывести основные тенденции своей эпохи и представить их на всеобщее обозрение. Философия всегда в моде, ведь она отображает современный взгляд на жизнь людей. Мы всегда философствуем, когда задаемся вопросами о мироздании, своем предназначении и так далее. Как писал в своей книге «Человек в поисках смысла» Виктор Франкл, человек всегда находится в поиске собственного «я», своего смысла жизни, ведь смысл жизни - это не то, что можно передать, как прожеванную жвачку. Проглотив такую информацию, можно так и остаться без собственного смысла жизни. работа каждого над самим собой - поиск того самого заветного смысла, ведь без него наша жизнь не представляется возможной.

Зачем нужна философия?

В повседневной жизни, озаботившись проблемой межличностных отношений и самопознания, мы приходим к пониманию того, что задачи философии реализуются на нашем пути ежедневно. Как сказал Жан-Поль Сартр, «другой человек для меня всегда - ад, так как оценивает он меня так, как ему это будет удобно». В противовес его пессимистичному взгляду Эрих Фромм высказал мнение, что только в отношениях с другими мы узнаем, что наше «я» представляет собой в действительности, и это величайшее благо.

Понимание

Очень важным для нас является самоопределение и понимание. Понимание не только себя, но и других людей. Но «как же сердцу высказать себя, другому как понять тебя?». Еще античная философия Сократа, Платона, Аристотеля говорит, что только в диалоге двух думающих, стремящихся к поиску истины людей может родиться некое новое знание. Из теорий современности можно привести в пример «теорию идолов» Фрэнсиса Бэкона, который говорит довольно пространно на тему идолов, то есть предрассудков, что довлеют над нашим сознанием, которые мешают нам развиваться, быть собой.

Тема смерти

Табуированная тема, которая будоражит сердца многих и остается самой загадочной, начиная с древних времен вплоть до нашей современности. Еще Платон говорил, что человеческая жизнь - это процесс умирания. В современной диалектике можно встретить такое высказывание, что день нашего рождения - это уже день нашей смерти. Каждое пробуждение, действие, вздох приближает нас к неизбежному концу. Человека нельзя отделить от философии, ведь именно философия строит человека, невозможно помыслить человека вне этой системы.

Задачи и методы философии: основные подходы

Существует два подхода к пониманию философии в современном обществе. Согласно первому подходу, философия - это элитарная дисциплина, которая должна преподаваться только на философских факультетах, которые выстраивают элиту интеллектуального общества, которые профессионально и скрупулезно устанавливают научные философские изыскания и метод преподавания философии. Приверженцы данного подхода считают невозможным самостоятельное изучение философии посредством литературы и личного эмпирического опыта. Данный подход предполагает использование первоисточников на языке тех авторов, которые их пишут. Таким образом, всем остальным людям, принадлежащим к какой-либо узкой специализации вроде математики, юриспруденции и т. д., становится непонятно, зачем нужна философия, ведь эти знания для них практически недосягаемы. Философия, согласно данному подходу, лишь отягощает мировоззрение представителей данных специальностей. Поэтому нужно исключить ее из их программы.

Второй подход говорит нам о том, что человеку необходимо испытывать эмоции, сильные чувства, чтобы не терять чувство того, что мы живы, мы не роботы, что нам необходимо испытывать всю гамму эмоций на протяжении всей нашей жизни и, конечно же, думать. И тут, безусловно, философия как нельзя кстати. Никакая другая наука не научит человека думать, и думать при этом самостоятельно, не поможет человеку ориентироваться в безграничном море тех концепций и взглядов, которыми щедро изобилует современная жизнь. Только она способна обнаружить внутренний стержень человека, научить его делать самостоятельный выбор и не быть жертвой манипуляций.

Нужно, нужно изучать философию людям всех специальностей, ведь только через философию можно обрести свое истинное "я" и оставаться самим собой. Отсюда вытекает, что в необходимо избегать сложных для понимания категориальных оборотов, терминов и дефиниций для других специальностей. Что и подводит нас к главной мысли о популяризации философии в обществе, что значительно бы снизило ее менторско-наставительный тон. Ведь, как сказал Альберт Эйнштейн, любая теория проходит всего лишь один тест на жизнеспособность - она должна быть понята ребенком. Всякий смысл, говорил Эйнштейн, утерян, если дети не поняли вашу идею.

Одной из задач философии является объяснение сложных вещей простым языком. не должны остаться сухой абстракцией, совершенно ненужной теорией, которую можно забыть после курса лекций.

Функции

"Философия есть не что иное, как логическое прояснение мыслей", -пишет австро-английский философ в своей крупнейшей и прижизненно изданной работе "Логико-философский трактат". Основная идея философии заключается в очищении разума от всего напускного. Никола Тесла, радиотехник и великий изобретатель 20-го столетия, сказал, что для того, чтобы ясно мыслить, необходимо обладать здравым рассудком. Эта одна из важнейших философских функций - вносить ясность в наше сознание. То есть эту функцию еще можно назвать критической - человек учится мыслить критически, и перед тем, как принять чужую позицию, он должен проверить ее достоверность, целесообразность.

Вторая функция философии - историко-мировоззренческая, она всегда принадлежит какому-то отрезку времени. Эта функция помогает человеку формировать тот или иной тип мировоззрения, тем самым создавая отличное от других "я", предлагая целую кипу философских течений.

Следующая - методологическая, которая рассматривает причину, по которой автор концепции доходит до нее. Философию невозможно заучить, ее нужно только понимать.

Еще одна функция философии - гносеологическая, или познавательная. Философия - это отношение человека к этому миру. Она позволяет раскрывать необычные интересные вещи, которые еще не были проверены ни одним опытом в силу нехватки до определенного периода научных знаний. Неоднократно происходило так, что идеи опережали развитие. Взять, к примеру, того же Иммануила Канта, цитаты которого известны многим. Его концепция относительно того, что Вселенная образовалась из газовой туманности, концепция полностью умозрительная, через 40 лет была подтверждена доказательно и продержалась на протяжении 150 лет.

Стоит вспомнить еще Николая Коперника, польского философа и астронома, который усомнился в том, что он увидел. Он сумел отказаться от очевидного - от системы Птолемея, в которой Солнце вращалось вокруг Земли, которая была неподвижным центром мироздания. Именно благодаря своему сомнению он совершил великий коперниканский переворот. История философии богата такими событиями. Так далекое от практики рассуждение способно стать классикой науки.

Немаловажна и философии - вне прогноза невозможно сегодня выстраивать любое мало-мальски претендующее на научность знание, то есть в любой работе, исследовании, мы должны изначально прогнозировать будущее. Именно это и присуще философии.

На протяжении веков люди всегда задавались вопросами будущего обустройства жизни человечества, философия и общество всегда шли нога в ногу, потому что самым главным в жизни человека является реализоваться творчески и социально. Философия - это квинтэссенция тех вопросов, что из поколения в поколение люди задают себе и другим, набор бессмертных вопросов, которые действительно возникают у любого человека.

Основатель немецкой классической философии, Иммануил Кант, цитатами которого пестрят социальные сети, задал самый первый важный вопрос - "Что я могу знать?", предвосхищая вопрос "Какие вещи люди могут с наибольшей степенью вероятности рассказать, что же должно остаться в поле зрения науки, а какие вещи должны быть лишены внимания науки, какие вещи всегда будут загадкой?". Кант хотел очертить границы человеческого познания: что подвластно людям для познания, а что знать не дано. И третий кантовский вопрос - "Что я должен делать?". Это уже практическое применение полученных ранее знаний, непосредственно опыт, реальность, создаваемая каждым из нас.

Следующий вопрос, волнующий Канта, - это "На что я могу надеяться?". Это вопрос затрагивает такие философские проблемы, как свобода души, ее бессмертие или смертность. Философ говорит, что такие вопросы уходят скорее в сферу морали и религии, ведь доказать их не представляется возможным. И даже спустя годы преподавания философской антропологии самым сложным и неразрешимым вопросом для Канта является следующий: «Что такое человек?»

Согласно его взглядам, люди являются самыми большими загадками Вселенной. Он говорил: «Всего две вещи поражают меня - это звездное небо над моей головой и моральные законы внутри меня». Почему люди являются такими удивительными существами? Потому что они принадлежат одновременно двум мирам - физическому (объективному), миру необходимости со своими абсолютно конкретными законами, обойти которые невозможно (закон гравитации, закон сохранения энергии), и миру, который Кант иногда называет интеллигибельным (мир внутреннего «я», внутреннего состояния, в котором мы все абсолютно свободны, ни от чего не зависим и самостоятельно вершим свою судьбу).

Кантовские вопросы, бесспорно, пополнили сокровищницу мировой философии. Они по сей день остаются актуальными - общество и философия неразрывно контактируют меж собой, создавая постепенно новые удивительные миры.

Предмет, задачи и функции философии

Само слово "философия" означает «любовь к мудрости». Если его разобрать, можно увидеть два древнегреческих корня: filia (любовь), sufia (мудрость), - что дословно еще обозначает «любомудрие». Философия зародилась в эпоху античной Греции, а придумал этот термин поэт, философ, математик Пифагор, вошедший в историю своим оригинальным учением. Античная Греция демонстрирует нам совершенно уникальный опыт: мы можем наблюдать отход от мифологического мышления. Мы можем наблюдать за тем, как люди начинают думать самостоятельно, как они пытаются не соглашаться с тем, что видят в своей жизни здесь и сейчас, не концентрируют свое мышление на философско-религиозном пояснении мироздания, а стараются базироваться на собственном опыте и интеллекте.

Сейчас есть направления современной философии вроде неотомической, аналитической, интегральной и т. д. Они предлагают нам новейшие способы преобразования поступающей извне информации. К примеру, задачи, которые перед собой ставит философия неотомизма, - показать дуальность бытия, что все двойственно, но мир материальный теряется при величии торжества духовного мира. Да, мир материален, но эта материя считается лишь малой толикой проявленного духовного мира, где бога проверяют «на прочность». Как Фома неверующий, неотомисты жаждут материального проявления сверхъестественного, что отнюдь не представляется им взаимоисключающим и парадоксальным феноменом.

Разделы

Рассматривая основные эпохи философии, можно отметить, что в античной Греции философия стала царицей наук, что совершенно оправданно, ведь она, как мать, принимает под свое крыло абсолютно все науки. Аристотель, будучи прежде всего философом, в своем известнейшем четырехтомном собрании произведений описал задачи философии и все ключевые науки, существовавшие на тот момент. Все это составляет невероятный синтез античного знания.

Со временем от философии отпочковались другие дисциплины и появились многочисленные ответвления философских течений. Сама по себе, независимо от других наук (права, психологии, математики и т. д.), философия включает в себя много собственных разделов и дисциплин, поднимающих целые пласты философских проблем, которые волнуют все человечество в целом.

Основные разделы философии включают в себя антологию (учение о бытии - ставятся такие вопросы, как: проблема субстанции, проблема субстрата, проблема бытия, материи, движения, пространства), гносеологию (учение о познании - рассматриваются источники знания, критерии истины, концепции, раскрывающие разные грани познания человечества).

Третий раздел - философская антропология, которая изучает человека в единстве его социокультурных и духовных проявлений, где рассматриваются такие вопросы и проблемы: смысл жизни, одиночество, любовь, судьба, «Я» с большой буквы и многие другие.

Следующий раздел - социальная философия, в качестве фундаментального вопроса рассматривающая проблемы взаимоотношений личности и общества, проблемы власти, проблема манипулирования сознанием человека. Сюда относятся теории общественного договора.

Философия истории. Раздел, рассматривающий задачи, смысл истории, ее движение, ее цель, проговаривающий основное отношение к истории, регрессивную историю, прогрессивную историю.

Есть еще ряд разделов: эстетика, этика, аксиология (учение о ценностях), история философии и некоторые другие. На самом деле история философии показывает довольно-таки тернистый путь развития философских идей, потому что не всегда философы возносились на пьедестал, иногда их считали изгоями, иногда их приговаривали к смертной казни, иногда изолировали от общества, не давали распространять идеи, что показывает нам лишь значимость тех идей, за которые они боролись. Конечно, таких людей, отстаивающих свою позицию до смертного одра, было не так много, ведь в течение жизни философы могут менять свое отношение и мировоззрение.

На данный момент отношение философии к науке является неоднозначным. Довольно спорным считается тот факт, что философия имеет все основания называться наукой. А сформировалось это вследствие того, что в середине 19-го столетия одним из основоположников марксизма, Фридрихом Энгельсом, было сформулировано одно из таких наиболее пришедшихся ко двору понятий философии. По мнению Энгельса, философия является наукой о наиболее общих законах развития мышления, законах природы, общества. Таким образом, этот статус философии как науки продолжительное время не подвергался сомнению. Но с течением времени появилось новое восприятие философии, что уже накладывает некую обязанность на наших современников не называть философию наукой.

Родство философии с наукой

Общим для философии и для науки является категориальный аппарат, то есть ключевые понятия, такие как субстанция, субстрат, пространство, время, материя, движение. Эти фундаментальные краеугольные термины находятся в распоряжении как науки, так и философии, то есть и та, и другая оперируют ими в разных контекстах, гранях. Еще одна черта, которая характеризует общность и философии, и науки, заключается в том, что такой феномен, как истина, рассматривается как абсолютная совокупная тотальная ценность сама по себе. То есть истина не рассматривается как средство для обнаружения иного знания. Философия и наука возводят истину на невероятную высоту, делая ее наивысшей ценностью как таковой.

Еще один момент роднит философию с наукой - теоретические знания. Это означает, что формулы в математике и понятия в философии (добро, зло, справедливость) мы не сможем обнаружить в нашем конкретном эмпирическом мире. Эти умозрительные размышления ставят науку и философию на одну ступень. Как сказал Луций Анней Сенека, римский философ-стоик и воспитатель императора Нерона, гораздо полезнее постичь несколько мудрых правил, которые всегда могут послужить тебе, чем выучиться множеству полезных вещей, для тебя бесполезных.

Различия философии и науки

Существенным различием является присущая научному подходу строгая фактология. Любое научное исследование ориентируется на строгий фундамент фактов, которые многократно были подтверждены и доказаны. Наука, в отличие от философии, не голословная, а доказательная. Философские же утверждения очень трудно доказать или опровергнуть. Еще никто не смог изобрести формулу счастья или идеального человека. Фундаментальное различие в этих сферах еще состоит в философском плюрализме мнений в то время, как в науке существовали три вехи, вокруг которых обвивалась общая идея науки: система Эвклида, система Ньютона, система Эйнштейна.

Задачи, методы и цели философии, кратко изложенные в этой статье, показывают нам, что философия наполнена различными течениями, мнениями, зачастую противоречащими друг другу. Третье отличающее свойство заключается в том, что науку интересует объективный мир сам по себе, такой, какой он есть, поэтому бытовало мнение, что наука бесчеловечна в прямом смысле слова (исключает человека, его эмоции, пристрастия и т. д. из сферы своего анализа). Философия не есть точная наука, она есть учение об общих фундаментальных принципах, мышлении и реальности.

Проблемы Философии в современном обществе это, по сути, проблемы отсутствия формирования адекватного мировоззрения подрастающего поколения! Мировоззрения, которое может являться основой сильной успешной , достойного гражданина и счастливого во всех отношениях человека.

Ранее, в периоды расцвета различных культур, особенно в Греции, философия была Царицей Наук, сейчас же философия отправлена на задворки. В лучшие времена философия давала человеку основы мировоззрения, нравственного воспитания, отвечала для человека на самые важные жизненные вопросы: “Кто я?”, “Ради чего стоит жить?”, “Что достойно, а что не достойно?” и др. Сейчас философия – это сотни, чаще всего, не жизнеспособных теорий, систем взглядов, с которыми человек (студент) поверхностно знакомится в теории, но в жизни практически ничего не применяет. Философия уже давно не служит человечеству и не помогает людям.

Реальная философия, которая приносит какую-то пользу – это философия успеха , она доступна для людей благодаря книгам и лекциям бизнесменов и успешных людей, но это лишь часть тех жизненно важных вопросов, которые необходимы абсолютно каждому человеку. Кроме того, философия успеха от известных людей и бизнесменов, которые по своей сути практики, не признана традиционной наукой, не обладает достаточным статусом, чтобы войти как обязательный предмет в систему образования, в том числе по тому, что её создатели являются прежде всего бизнесменами, а не учёными.

Можно сделать вывод, что философия в современном мире вообще не выполняет свою важнейшую задачу – не готовит человека к жизни!

Основные проблемы философии в современном мире

Современная философия:

1. Не формирует полноценное адекватное мировоззрение успешного и счастливого человека. Формирование мировоззрения, жизненных представлений, целей, ценностей, убеждений у большинства людей происходит хаотично (семья, телевизор, окружение, др.).

2. Это сотни противоречивых теорий и взглядов, которые оторваны от реальной жизни и, чаще всего, вообще не применимы для достижения . Это формирует в сознании “кашу”, и никак не способствует формированию целостного, не противоречивого и эффективного для жизни мировоззрения.

3. Не даёт ответов на самые важные жизненные вопросы, по сути это и есть главные вопросы Философии: “Кто такое Человек?”, “Как жить?”, “Ради чего жить?” . Реально, наиболее адекватными философскими учениями являются мировые Религии, которые дают ответы на эти вопросы и имеют миллиарды последователей, то есть наивысшие результаты. А философские теории и учения не имеющие последователей, реальных школ, людей, которые исповедуют соответствующие взгляды – должны быть признаны несостоятельными и бесполезными. А зачем они нужны обществу, если они бессильны перед жизнью и не приносят никакой пользы?

4. Не практичность и не применимость соответствующих философских теорий в реальной жизни. Философия должна быть практичной, она должна помогать людям достигать успеха, счастья, внутренней гармонии и материального благополучия. А если это иллюзорная теория, кому она нужна?

5. Безнравственные, примитивные и слабые новые философские теории. Зачем нужна система знаний и взглядов, которая делает человека слабым, порочным, безнравственным, бесполезным, злым, делает его эгоистичной пиявкой на теле общества? Таким, делает человека, например “Постмодернизм”. Философия должна помогать человеку различать, что достойно, а что не достойно, где верх, а где низ, куда идти и что делать, чтобы становиться умнее, сильнее, успешнее и счастливее. Философия должна давать человеку чёткий вектор развития и ясное понимание последствий выбора!

6. Не даёт адекватной методологической базы для развития Личности. В идеале, адекватная философия должна давать человеку не только знания и представления (мировоззрение), но и эффективные методы работы над собой. Например, техники работы с жизненными целями, методы формирования внутренних убеждений и взглядов, методики устранения внутренних заблуждений и проблем.

Чтобы было легче выработать отношений к данным вопросам, спросите себя:

  • Должна ли философия помогать человеку становиться достойнее или способствовать его развращению и порочности?
  • Должна ли она делать Личность сильной или плодить его слабости и недостатки?
  • Должна ли философия раскрывать в душе источники радости или ввергать человека в страдания принося ему максимум боли?
  • Должны ли философские знания вести человека к успеху или их задача плодить разочарованных жизнью обозлённых неудачников?
  • Должна ли философия обучать каждого искусству жизни на Земле или способствовать размножению иллюзий, отрывать человека от реальности и вести к сумасшествию?
  • Какого мировоззрения вы бы пожелали своим детям?

Успеха вам в поиске мудрых ответов:)

Одна из форм общественного сознания - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Филосо́фия (др. греч φιλοσοφία, дословно: любовь к мудрости ) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично - материя или сознание?» и другие.

Хотя иногда философию определяют более узко, в качестве науки с определённым предметом изучения, такой подход встречает возражения современных философов, настаивающих на том, что философия представляет собой скорее мировоззрение, общий критический подход к познанию всего сущего, который применим к любому объекту или концепции. В этом смысле каждый человек хотя бы изредка занимается философией.

Предмет изучения

Логика

Теоретическая философия

Метафизика

Философия природы и теория познания

Практическая философия. Аксиология

обыденной жизни отношение к философам и к философии не всегда позитивно, а понимание предмета философии содержит множество ложных представлений. Например, слово «философствовать» в русском языке имеет выраженный негативный оттенок: «мудрёно и беспочвенно рассуждать». Вместе с этим влияние философии на общество трудно переоценить.

С одной стороны, изучение философии оказывает благоприятное влияние на человека, способствует формированию ориентации на истину и доброту. Знание философии спасает человека от «узких рамок обыденного мышления», помогает найти общий язык с другими людьми. По некоторым показателям изучение философии развивает мышление лучше всех остальных предметов.

1.Что такое философия для Вас? 2.Как взаимосвязаны между собой социология и философия? 3.Как философия может практически помочь в жизни?

Что такое философия для меня Для меня философия – это не просто исторические знания об отдельных мыслителях и их идейных соображениях по поводу мироздания. Философия для меня нечто более широкое и принципиально глубокое. Широкое – по той причине, что философия, как ни одна другая наука, является всеобъемлющей гуманитарной наукой в классическом её понимании. Глубокая – по той причине, что философия, заставляет, докопавшись до самых глубин собственного сознания, опустится на землю. Философия, на мой взгляд, является наукой устной. Только в устном споре рождаются достойные мысли (хотя если взять форумы в Интернет, то тоже иногда можно почерпать оттуда полезные мысли) и соображения по поводу обсуждаемой темы. Мне близко древнее понимание философии времён Диогена Лаэрция. Это время можно назвать детством нашей культуры и философии. Философы же того времени были более доступны для понимания, нежели современные, их мысли были логичны и просты. Современная философия, на мой взгляд, опошлилась и стала скучной наукой рассчитанной на современный мир. Мир зла, эгоизма, денег и вещей. Мы стали думать много о внешнем благосостоянии нежели, о внутреннем мире, мире ощущений и чувств, мы стали заложниками вещей. Мы забыли предков и создали кумиров. Мы сожгли историю и написали новую языком воин и репрессий. Мы убили в себе совесть и отравили человечность деньгами. Наше общество распяло Христа на горе из тел язычников и предало его, заставив отдуваться за наши грехи целую вечность. Философию закамуфлировали и спрятали от взора общественности тогой из сложных и малопригодных терминов, усложнив философию для понимания и применения. Можно сказать, что всё уже написано и всё уже сказано в философии, но почему нет правильных вопросов? Почему мы ищем ответы не зная для чего они нужны? Философия – это то, без чего я не могу существовать как личность. Человек, который мыслит, всегда задаётся вопросами1, но только по случайности можно ответить на них верно: Зачем? Почему? А может не так? А как? Философия не должна давать верных ответов, её задача указать верное направление в поиске верных вопросов. Примерно таковой является для меня философия.

Как взаимосвязаны между собой социология и философия Философия – мать всех гуманитарных дисциплин и не удивительно, что социология может многое заимствовать у философии и других дисциплин. Что касается философии, то нельзя размышлять об обществе без оглядки на науку, непосредственно изучающую общество и процессы, происходящие в нём. Именно философия сформировала социологию как науку об обществе. Конечно, далее социология развивалась по своему пути и питалась из экономических и политических знаний, знаний из психологии и других наук. И всё же сравнивать эти две науки не стоит, по той причине, что они совершенно в разных весовых категориях и имеют разные объекты и методы изучения. А взаимосвязь этих наук между собой и так очевидна.

Как философия может практически помочь в жизни У философии нет задачи практически помогать в жизни. Хотя умение мыслить ещё никому не повредило, стало быть, практическая польза от философии в быту очевидна. Русскому человеку вообще свойственно много думать, особенно когда нужно что-то делать помимо этого. Кроме шуток, философия полезна во всех человеческих ситуациях. «Не боги горшки обжигают». Умение рассуждать и искать правильные вопросы может тоже помочь в жизни, например при поиске необходимых ответов. Прочитав афоризмы и стихотворения Ницше, а также поучения учителя Конфуция я пришёл к выводу, что философия может быть полезна в образовательном и культурном плане. Все любят спорить, ну или почти все. Философы древности любили поспорить тоже, да и возраст великих ораторов был сопоставим с моим. Ораторское искусство… О если б не оно… Умение красноречиво выражать свои мысли – не это ли настоящая философия, которая ласкает уши истинного ценителя мудрости и логики в речи и действиях? У древних философов есть чему поучится, особенно в таком направлении, как ораторское искусство. Хотя философию можно применить ко всему. Например: философия программирования, философия слушания, философия ушка иголки с ниткой. На первый взгляд это полный бред и вздор, но для человека умеющего думать и образно мыслить – это почва для размышления, хотя и абсурдная зачастую. Остаётся только найти правильные вопросы, а ответы найдутся сами. Всё приложится и всё применится в нашей нелёгкой и абсурдной жизни.

стап, для того чтобы разбираться в людях не философию надо было изучать, а психологию, плюс жизненный опыт.
Полагаю интересный человек интересен всем людям, а не только тонким интеллектуалам как ты.
я человек закрытый и импульсивный, не стремлюсь к народной любви, т.к. в ней не нуждаюсь потому что не вижу смысла. меня устраивает, пока, тот мир и окружение, который я создал вокруг себя.


чем философия полезна в обыденной жизни?
вам лично её изучение что то дало?

и еще. философоФ много, а истина одна, хоть кто нибудь ее нашел?
Получается что у каждого своя истина, свое мировозрение и единого, целостного представления о порядке вещей и понятиях не существует...или не там ищут? Опять, разобщение во взглядах и деление на сторонников того или иного философского течения.
Взять тех же самых Гобса и Руссо. Абсолютная противоположность взглядов ("чел челу волк" и "чел челу друг, товарищ и брат"). И по существу к единому знаменателю так и не пришли, а придут ли?


б ы т и я.



Первоначальное сообщение от Ellev

В о б ы д е н н о й жизни философия не полезна ничем. То есть, не нужна она для обыденной жизни. Для б ы т а нужна практическая сметка, сообразительность и пр., а философия нужна для
б ы т и я.

на мой взгляд, задача философа вовсе не искать истину (тут одно из двух: или он - философ, и следовательно понимает, что истина недостижима, или он ее ищет, то есть, не-философ).
Философы должны ставить вопросы, рождающие не ответы, а новые, более широкие вопросы.

А насчет Гобса и Руссо... почему ты решил, что существует только "или-или"? ЛОгика исключенного третьего - вовсе не закон мироздания, а лишь избретение Аристотеля. М о д е л ь реальности - но вовсе не реальность.
А вот любой буддист пожмет плечами и скажет, что два взаимоисключающих (якобы взаимоисключающих!) утверждения вполне могут существовать вместе, отнюдь друг другу не мешая



...

Первоначальное сообщение от buragoz
стап, для того чтобы разбираться в людях не философию надо было изучать, а психологию


Ты опять советы даешь, так перетак растак...
:)
А относительно повседневной жизни - может пригодиться все: и психология, и изучение философии, и даже чтение стишков.
Хотя бы как тренировка ума - изучение философии может дать многое.

По поводу вопроса о роли "сознания" в обыденной жизни (?), а также относительно Гоббса и Руссо замечу, что их (этих вопросов) причина, судя по их формулировке (возможно, надо просто формулировки скорректировать) , находится в каше, которая, в свою очередь, находится в голове.

Господа, а не вернуться ли нам к обсуждению действительно интересной темы?
Уважаемый Бурагоз, в этом форуме от Вас ждут скорее аналитики и рассуждений, чем советов и рекомендаций другим участникам форума.
Стап, будь снисходителен (и выдержан!)

А то поубиваю обоих. Без всяких там философий.

Первоначальное сообщение от buragoz

"бытие определяет сознание" - довольно известная фраза.
что есть сознание? и какую роль оно играет в обыденной жизни?
...
о Гобсе и Руссо. Я не исключаю третьего, я привожу достаточно известный пример противопоставления

БЫТИЕ определяет сознание? Или бытие определяет СОЗНАНИЕ?
фраза-то известная, а вот кто кого определяет -вот вопрос.
Я полагаю, что Сознание определяет бытие не в меньшей мере.




...Более верным был бы перевод "вещь сама по себе" что, следуя философии Канта, есть совсем не то, что есть вещь в человеческом понимании. Просто осознание этого факта имеет, как бы ни казалось странным, и чисто утилитарное применение, помогает осознавать и принимать собственную неидеальность и относиться философски к неточности человеческого знания.

Различение реальности как таковой, вещей в себе (ноуменов) и вещей, как они нам являются (феноменов). Наука и обыденное знание имеют дело не с реальностью как таковой, но только с феноменами, а последние нам даны только в априорных (не сводимых к опыту и не выводимых из него) формах чувственности – пространстве и времени, упорядочивающих соответственно внешние и внутренние ощущения. Поэтому все феномены, доступные нашему восприятию, должны сообразовываться с геометрическими законами пространства и основанными на временной последовательности счета законами арифметики. А это значит, что суждения математики истинны априорно, т.е. независимо от любого частного предмета, к которому они применяются.

Далее, чтобы представить себе какой-либо объект, данный в чувственном опыте, мы должны осуществить операцию синтеза, т.е. «помыслить вместе» чувственные данные в том порядке, в котором они, собственно говоря, не даны. Например, чтобы представить такой объект, как дом, мы должны помыслить его четыре стороны существующими одновременно, хотя наблюдать их одновременно невозможно. Без такого мыслительного синтеза мы не смогли бы представить объект, дом, но имели бы лишь движущиеся картинки следующих друг за другом содержаний чувственного восприятия. Способы такого синтеза образуют категории рассудка, и они, подобно формам чувственности – пространству и времени, – априорны. Итак, принципы рассудка, согласно которым образуются такие мыслительные конструкции, должны быть применимы ко всем находимым в опыте объектам. Эти принципы составляют твердое основание для естественных наук и обыденного знания.

Однако эти соображения, которыми обосновывается возможность истинного знания, в то же время ограничивают его областью феноменальных объектов чувственного опыта. Что представляет собой реальность как таковая, лежащая по ту сторону явлений, мы никогда не сможем узнать. Никакое утверждение относительно этой реальности не может быть ни подтверждено, ни опровергнуто наукой. Рационалистические претензии на знание посредством чистого разума того, что трансцендентно, т.е. выходит за пределы чувственного опыта, несостоятельны. Тем не менее мы не можем не размышлять о трансцендентном. Единство всего нашего индивидуального опыта приводит к предположению о целостной душе как субъекте этого опыта. Когда мы пытаемся найти исчерпывающее объяснение тому, что наблюдаем, то не может не думать о внешнем мире, ускользающем от всех наших попыток его познать. Когда мы размышляем над явлениями мира в целом, то неизбежно приходим к идее последнего основания всех феноменов – Бога, необходимого существа, не нуждающегося в основании. Хотя эти идеи разума не могут быть научно или теоретически обоснованы, они полезны для познания, выполняя регулятивную функцию – направляя наши исследования и объединяя их результаты. Например, мы поступим правильно, если будем исходить из того, что все в природе как бы устроено для определенной цели, а сама природа как бы выказывает простоту и всеобъемлющее единство, приспособленное к нашему пониманию. Кант также утверждает: указывая на то, что лежит за пределами опыта и не может быть доказано или опровергнуто в теории, идеи разума могут быть предметом веры, если, конечно, для такой веры найдутся какие-то другие убедительные с точки зрения здравого смысла основания.

Первоначальное сообщение от VaDeR
если бы не было философии то где бы тогда была этика?????

«Поступай так, чтобы правило твоей воли могло всегда стать принципом всеобщего законодательства». (Основах метафизики нравов (Grundlegung zur Metaphysik der Sitten, 1785). Кант)

Первоначальное сообщение от koschey
Философия она не для того, чтоб в людях разбираться, а для того, чтоб разбираться в жизни в окружающем мире, его устройстве(или хотя бы пытаться разбираться). Для решения, или хотя бы задумывания над такими вопросами, которые идут как бы над бытом. Вот у меня друг заинтересовался Кантом и когда я к нему заходил в гости разражался такими перлами, что к моему огромнейшему удивлению я не только ничего не мог сказать по существу, а и обнаружил что у меня как бы и нет той части мозга, которая способна мыслить в таком ключе, только со временем, мало по малу что-то где то начало проясняться.
Если Вы когда нибудь изучали диамат, то там до кучи есть критика Канта Лениным, где есть такое определение как "вещь в себе", по случаю плохого перевода приобретавшая для читателя некий мистический смысл. Более верным был бы перевод "вещь сама по себе" что, следуя философии Канта, есть совсем не то, что есть вещь в человеческом понимании. Просто осознание этого факта имеет, как бы ни казалось странным, и чисто утилитарное применение, помогает осознавать и принимать собственную неидеальность и относиться философски к неточности человеческого знания.

еще одна формулировке категорического императива (то биш повеления): «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Моральная ценность, или добродетель, таким образом, является высшим благом, и «нет ничего в мире, равно как и за его пределами, что было бы столь же безусловно добрым, как добрая воля». Однако, поскольку все люди по своей природе желают счастья, а те, кто добродетельны, его заслуживают, высшее и полное благо есть добродетель вкупе со счастьем. (Кант)

Кант, конечно, голова.
Ну, а ты -то как думаешь?

1. Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке.

2. Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни.

3. Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, то есть умению глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее.

4. Научить познанию будущего.

5. Обучить принципам «мудрой жизни», в том числе жизни без иллюзий.

6. Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности.

7. Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое философия?

2. С постановки каких проблем начинается философия?

3. Чем характеризуется философское мировоззрение?

4. В чем заключается специфика философского знания и типа мировоззрения?

5. Определите объект и предмет научной философии?

6. Какова структура философии?

7. Сформулируйте основные функции философии и охарактеризуйте их.

8. В чем состоит значение философии для теоретической и практической деятельности человека?

9. Что такое «Основной вопрос философии»?

10. В чем специфика философской рефлексии?

11. Какова роль философии в развитии культуры?

Тема 3. Исторические типы философии

Учебные вопросы:

1. Древняя философия:

А. Философия Древней Индии и Китая

Б. Философия Древней Греции.

2. Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

3. Философия Нового времени:

А. Западноевропейская философия ХУ11 века.

Б. Французский материализм ХУ111 века.

4. Немецкая классическая философия

5. Отечественная философская мысль

А. Становление неклассической философии ХХ века.

Б. Основные течения и школы в философии ХХ века.

Литература:

1. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2006. Раздел 1.

Цель: Изучение философии помогает человеку

А. Понять сущность и содержание тех важнейших проблем, которые ставились и по-разному решались в философии.

Б. понять, что все философские системы являются формой самосознания исторически конкретной эпохи.

В. Представить развитие философии как цельный и логически стройный процесс.



Г. Увидеть, что вся история развития философии характеризуется многообразием и различием существующих в ней типов и направлений, историческая деятельность которых и есть реальная картина развивающейся философии.

В многовековой истории философии выделяют следующие её исторические типы:

· Древняя философия;

· Философия периода средневековья;

· Философия эпохи Возрождения;

· Философия Нового времени;

· Немецкая классическая философия;

· Отечественная философия;

· Современная философская мысль.

Зарождение философии

· Разложение родовых отношений, переход к классовому рабовладельческому обществу;

· Отделение умственного труда от физического;

· Развитие языка и письменности.

Письменные источники, оказавшие влияние на становление и развитие философии

Древняя Индийская философия

· Брахманы

· Итихасы

· Араньяки

· Эпические поэмы

· Упанишады

Веды – сборники гимнов богам, песнопений, ритуалов, изречений, жертвенных формул, заговоров, других знаний.

Философские школы Древней Индии

Ортодоксальные (астика)

· Санкхья (Капила)

· Йога (Патанджали)

· Веданта (Бадараяна)

· Ньяя (Готама)

· Вайшешиха (Канада)

· Миманса (Джаймини)

Неортодоксальные (настика)

· Джайнизм (Махавира)

· Буддизм (Будда)

· Чарвака (Брихаспати)

· Адживика (Макхали Госала)

Некоторые важные понятия философии Древней Индии

1. Атман – высшее субъективное духовное начало бытия; высшее духовное начало человека.

2. Брахман – высшая объективная реальность; безличное Абсолютное начало Бытия.

3. Джива – душа, монада, вселенское жизненное начало.

4. Дхарма – моральный закон, долг, духовное учение.

5. Карма – воздаяние; рок или судьба; закон причин и следствий.

7. Сансара – круговорот постоянных перевоплощений души в круге материальных и духовных миров.

8. Мокша (мукти) – освобождение от сансары и земной кармы.

9. Нирвана – высшее духовное состояние сознания, связанное с достижением сферы духовного бытия.

10. Пракрити – материальная природа; материальная субстанция.

11. Пуруша – духовная природа; духовная субстанция.

Буддизм и его основные идеи

Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии, Китае, странах Юго-Восточной Азии.

Основатель учения Гаутама Будда.

1. Главная идея буддизма – «Средний путь» жизни между двумя крайними «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

«Средний путь» - путь знания, мудрости, роазумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать (блаженство).

Похожие статьи

© 2024 vishaja-kategorija.ru. АстроМистика - Информационный портал.